По специальностям «Психология»
1. Этапы становления психологической науки.
2. Представления о душе в философии Платона и в учении Аристотеля.
3. Учение об аффектах в работах Р.Декарта и Б.Спинозы.
4. Влияние Ч.Дарвина на развитие психологической науки.
5. Предмет и метод глубинной психологии.
6. Постановка проблемы личности В.Джемсом.
7. Трактовка бессознательного в работах З.Фрейда, А.Адлера и К.Юнга.
8. Периодизация развития личности в теории Э.Эриксона.
9. Идея самоактуализации в концепции А.Маслоу.
10. Учение о высших психических функциях Л.С.Выготского.
11. Проблема человека и общества в древнегреческой философии.
12. Социально-психологическая проблематика в концепциях эпохи Просвещения.
13. Позитивизм, как методологическая платформа становления социально- психологического знания.
14. Традиции иррационализма в анализе социальных и социально-психологических явлений.
15. Смена парадигм в современной социальной психологии.
16. Развитие мышления как психологическая проблема.
17. Творчество как предмет философского и психологического изучения.
18. Роль и границы социального воздействия на личность.
19. Возможно ли психологическое исследование человеческого сознания?
20. Классическая и неклассическая психология: линии противостояния.
21. Проблема профессионального и личностного сознания.
22. Периодизации психического и личностного развития: общее и различное.
23. Игра как проблема психологии личности.
24. Развитие личности в профессиональной деятельности.
25. Социальная ситуация как источник психического и личностного развития.
26. Индивидуальность человека как предмет психологического анализа.
27. Роль наследственности и среды в психическом развитии.
28. Психофизиологическая проблема и варианты ее решения.
29. Коррелятивная и системная психофизиология.
30. Стресс и боль: психофизиологический анализ.
31. Тендерные различия в познавательной сфере.
32. Природные предпосылки индивидуально-психологических различий (теория свойств нервной системы и типов высшей нервной деятельности).
33. Предмет психологии и методы психологического исследования в глубинной психологии.
34. Психоанализ 3. Фрейда.
35. Аналитическая психология К.Г. Юнга.
36. Индивидуальная психология А. Адлера.
37. Развитие психоаналитического направления в работах К. Хорни, Э. Фромма и других исследователей.
38. Исследования развития ребенка в трудах А. Фрейд и М. Клейн.
39. Общая характеристика подхода глубинной психологии к проблеме структуры, движущих сил и механизмов развития психики.
40. Представления о душе в Античной философии (Фалес, Гераклит, Демокрит, Сократ).
41. Космическая природа души в теории Платона. Проблема понятий.
42. Нетелесная природа высших уровней психики в концепциях Платона и Л.С.Выготского.
43. Функциональная природа души в теории Аристотеля.
44. Деятельностная детерминация психики в концепциях Аристотеля и А.Н. Леонтьева.
45. Представления о душе в раннем христианстве (Плотин, Августин).
46. Человек в мироощущении Востока (индуизм, даосизм, буддизм, конфуцианство).
47. Психология человека в Исламе.
По специальностям «Педагогические науки»:
1. Предмет истории педагогики как области научного знания.
2. Роль философии в становлении и развитии педагогики.
3. Философские и исторические доминанты в становлении и развитии методологии педагогики.
4. Единство педагогики и культуры в традициях образования и педагогической мысли.
5. История отечественной педагогики: рефлексия и перспективы исследований.
6. Генезис педагогических идей в отечественной педагогике ХХ века.
7. Генезис педагогических идей в зарубежной педагогике ХХ века.
8. Становление современных подходов к образованию в отечественной педагогике.
9. Эвристическая ценность историко-педагогического знания.
10. Влияние философских концепций на развитие педагогики экзистенционализма.
11. Зарождение воспитания в первобытном обществе.
12. Аксиологический подход в педагогике: история и современность.
13. Ретроспективный анализ личностного подхода в образовании.
14. Культурологический подход в образовании и воспитании: становление и развитие.
15. Становление и развитие дифференцированного подхода в образовании и воспитании России.
16. Гендерный подход в историко-педагогическом измерении.
17. Философские и социо-культурные основания антропологического подхода в педагогике.
18. Становление и развитие деятельностного подхода в педагогике.
19. Становление и развитие коммуникативного подхода в образовании.
20. Развитие идей коммуникативной деятельности в отечественной педагогике.
21. Становление конфликтной педагогики в Западной Европе ХХ века.
22. Гуманизм как смыслообразующая категория русской педагогики конца Х1Х – начала ХХ века.
23. Развитие идей гуманизма в истории педагогики.
24. Дошкольное воспитание в России в начале ХХ века в контексте идей реформаторской педагогики.
25. Исторические и философские основания социальной педагогики.
26. Этапы становления и развития социальной педагогики и педологии.
27. Становление и развитие гуманитарного образования в России.
28. Становление и развитие естественно-научного образования в России.
29. Классовый характер воспитания: сущность и проявления в различные исторические эпохи.
30. Марксизм и педагогика: сравнительный анализ подходов к проблеме в различные исторические эпохи.
31. Проблемы школьной дисциплины в зеркале отечественной истории педагогики.
32. Принцип природосообразности: сущность и развитие.
33. Педагогическое целеполагание в истории педагогики.
34. Выдающиеся педагоги о формировании личности.
35. 45. Проблемы толерантности в пространстве историко-педагогической культуры.
36. 46. Патриотизм и русская национальная идея: историко-педагогический аспект.
37. Гражданское воспитание как цель отечественных педагогических концепций.
38. Историко-культурные и этнологические доминанты образования и воспитания.
39. Культура и традиции как объекты историко-педагогических исследований.
40. Развитие теории нравственного воспитания в трудах отечественных педагогов.
41. Эволюция личностно-профессионального идеала учителя в отечественной педагогике.
42. Исторический опыт использования СМИ в педагогической деятельности.
Темы рефератов по курсу:
«История и философия науки»для аспирантов и соискателей
исторического факультета
- Устная традиция и исторический метод Геродота. Понятие «уроки истории».
- Биографические опыты Плутарха.
- «Церковная история» Евсевия Кесарийского.
- Хроники, анналы и учебники истории как исторические жанры средневековой историографии.
- Христианская идея истории Августина: первый европейский опыт философии истории.
- Русская летописания традиция: сопоставление с латинской и византийской традициями.
- Первые исторические произведения в Древней Руси: сказания, повести, «слова».
- Изменения в форме и характере исторического повествования на рубеже XVII–XVIIIвв. Первые исторические труды времен Петра I.
- Принцип историзма Дж. Вико и осмысление характера исторического знания в век Просвещения.
- «Новая наука» Джамбаттиста Вико о единстве исторического процесса, закономерности и повторяемости исторических явлений.
- История России в трудах В.Н. Татищева и М.М. Щербатова.
- Сравнительно-исторический метод в трудах И.-Г. Гердера.
- «Реабилитация Средневековья» в политической публицистике и художественной литературе XIXв. (Э. Берк, Ж. де Местр, Шатобриан, В. Скотт, В. Гюго).
- Нарративная романтическая школа во французской историографии XIXв. (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье).
- Британская традиция историографии в XIXв. (Т. Карлейль, Т.Б. Маколей).
- «Философия истории» Гегеля
- «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» как классика социально-исторического анализа.
- Экономическая история в трудах Т. Роджерса, У.Кеннингема, У. Эшли.
- Идея эволюционизма А. Токвиля.
- Историография дипломатической истории Европы в работах А. Сореля и А. Дебидура.
- Проблема личности в исторической концепции Н.М. Карамзина. «История государства Российского»
- Концепции всемирной истории в российской исторической науке (Т.Н. Грановский, М.Ф. Орлов, Н.М. Карамзин).
- Антитеза русской и всемирной истории в работах славянофилов.
- Западничество и государственная школа в историографии России.
- Б.Н. Чичерин о народе и государстве в истории России.
- Историко-философская концепция С.М. Соловьева и его «История России с древнейших времен».
- Историческая концепция и теоретико-методологические воззрения В.О. Ключевского. «Курс русской истории».
- «Методология истории» А.С. Лаппо-Данилевского о единстве и целостности гуманитарного познания.
- Исторические взгляды П.Н. Милюкова. «Очерки по истории русской культуры».
- Я. Буркхардт – основоположник культурологического направления.
- Взгляды Н.И. Кареева и Р.Ю. Виппера на природу исторического познания.
- Школа исторического краеведения И.М. Гревса.
- Становление советской историографии и схема русской истории в трудах М.Н. Покровского.
- Методологическая революция школы «Анналов».
- История идей в американской историографии.
- Теория модернизации в исторической науке Германии
- «Критический поворот» в российской историографии конца ХХ в.
- «Эпистемологическая революция» и новые определения предмета истории в конце ХХ в.
- Методология и практика исторического постмодернизма.
- Современные дискуссии о соотношении «воссоздания» прошлого и «конструирования» истории.
По специальностям «Политология»
- Анализ научных революций в концепции Томаса Куна.
- Апология «естественности» в общественно-политической теории Ж.-Ж. Руссо.
- «Биография идей» и «инвентаризация проблем» как альтернативные методы исторического описания.
- Возможности построения новых концептов в политологии на основе «принципа дополнительности» в эпоху политического глобализма.
- Герменевтическая философия Г. Гадамера: значение анализа научных и публицистических текстов.
- Глобализация и движение антиглобалистов в современном мире: социальный и политический анализ в научной литературе.
- Западная и восточная традиция в истолковании предмета истории политической мысли.
- Идеи «минимального государства» и автономии гражданского общества в европейском либерализме XIXв. (И. Бентам, Б.А. Констан, А. де Токвиль).
- Идеи справедливости в политической философии Дж. Роулза.
- Исламский мировоззренческий синтез и политические идеи основателей ислама.
- Истоки и основания политических теорий консерватизма (Э. Берк).
- Коммуникативная парадигма в познании политических явлений и процессов (по работам Ю. Хабермаса).
- Консервативная политическая мысль в России.
- Концепции социальной и культурной антропологии в политических и социальных исследованиях (А.Р. Рэдклиф-Браун, ,Б. Малиновский, Л. Уайт).
- «Конфликт культур» в современной западной литературе (Ф. Фукуяма).
- Коррекция методологического индивидуализма солидаристской теорией Э. Дюркгейма и его школы.
- «Культурная экономия П. Бурдье против крайностей политической экономии.
- Место теоретического знания в политическом и социальном анализе.
- Методология научного познания М. Вебера.
- «Молчание Бога» и «молчание истории» в политической мысли европейской Реформации.
- Монодисциплинарный и полидисциплинарный подходы к истории политической мысли и политической науки.
- Научные основы социокультурного и политического проектирования (Я. Дитрих, Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова).
- Научный проект исторической политологии (В.Б. Согрин).
- Неклассические теоретико-методологические идеи в социально-политических исследованиях.
- Неопозитивистская модель развития науки. Критический рационализм К.Поппера: понятия «фальсификационизм» и «верификационизм».
- Новаторство политической теории Ш. Монтескье.
- Номиналистическая политическая теория У. Оккама.
- «Описательная» и «конструктивистская» история политической мысли и науки.
- Основные методы и формы эмпирического и теоретического знания в концепции «позитивного знания» О.Конта и в теории «понимающей социологии» М. Вебера.
- От понятия справедливой власти к понятию эффективной власти в политической мысли Возрождения (Н. Макиавелли).
- Политическая концепция Филофея и политические идеи Ивана Грозного.
- Политическая теория Т. Гоббса.
- Политическая теория Д. Локка.
- Политическая теория Платона.
- Политические идеи Цицерона.
- Политическая система Аристотеля.
- Политические утопии в европейской политической мысли (Сен-Симон, Ш. Фурье, З. Оуэн).
- Православная политическая антропология и этика в учении митрополита Иллариона и Нестора («Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет»).
- Принцип «системного конструирования реальности» и критика «автоматически действующих систем» в работах Бергера и Лумана.
- Принципы и методы социокультурного моделирования: современные подходы.
- Проблема субъективной и объективной реальности в философских концепциях М. Фуко и Ж.Ф. Лиотара.
- Проблемы сочетания конфликта и консесуса в циклической политической динамике (Р. Дарендорф).
- Суфизм и политическая этика аскезы.
- Учение Гегеля о гражданском обществе («Философия права»).
- Феномен и диалектика власти в системной теории Т. Парсонса и Н. Лумана.
- Феноменалистическая социология школы А. Шютца.
- Философия юридического позитивизма: основные положения политико-правовой концепции Г. Еллинека.
- Философия социально - гуманитарного знания М. Фуко.
- Характерные черты теории социального познания и системной теории Н. Лумана.
- Эмпирический и трансцендентальный субъекты как основа теории гражданского общества И. Канта.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»