Общие понятия экзистенциализма.
2. Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма.
Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.
4. Философия Сьорена Кьеркегора – зарождениеэкзистенциализма.
5. Философия К. Яспера.
Б. Философия Ж.Ц. Сартра.
Философия А. Камю.
Философия М. Хайдеггера.
Будущее экзистенциализма.
1. Экзистенциализм- направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.
Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е - 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.
2. Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е - 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:
• нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;
• бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);
• опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);
• усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря
распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;
бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.
3.Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:
уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью принебрегает человеком, подавляет его "Я");
проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);
проблема бессмысленности жизни;
проблема внутреннего выбора;
проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего - места в жизни.
4. Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор(1813-1855).
Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов •- сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания - и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?
Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".
Философом были выделены понятия:
неподлинное существование- полная подчиненность человека обществу, "жизнь со всеми", "жизнь как у всех", "плывя по течению", без осознания своего "Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;
подлинное существование- выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.
Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии: эстетическую, этическую, религиозную.
На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек "плывет по течению" и стремится только к удовольствию.
На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.
На религиозной стадии человек глубоко осознает свое призвание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек "несет свой крест" (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.
Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собственно создавшими его, были: Карл Ясперс (1883 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980), Альбер Камю (1913 - 1960), Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).
5. Карл Ясперс(1883 - 1969) - немецкий философ - был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. (в книге "Психология мировоззрений", вышедшей в 1919 году - после окончания первой мировой войны).
Согласно Ясперсу человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью - "как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного "Я". Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации-между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностъю - высшим бытием.
Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции - к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.
Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые "шифры" трансцедентального:
эротику, секс;
единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой);
свободу;
смерть - конечность бытия.
6. Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра(1905 - 1980) - проблема выбора.
Центральным понятием сартровской философии является "для-себя-бытие"."Для-себя-бытие" - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через "для-другого-бытие" -различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему "другого".
Важнейшим условием жизни человека, ее "стержень", основание активности - свобода.
Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе,но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором.Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.
Вся жизнь - цепочка различных "маленьких жизней", отрезков разного бытия, связанная особыми "узлами" - экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д.
По Сартру, свобода человека абсолютна(то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).
Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности.Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя ("Все, что со мной происходит, - мое").
Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.
7. Альбер Камю(1913 - 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.
Главный тезис философа - жизнь человека в сущности бессмысленна.
Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) - смерть, Ничто. Смертны все - и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека – абсурд(в переводе - не имеющая оснований).
Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:
соприкосновение со смертью - при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство - теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;
соприкосновение с окружающим миром, природой - человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой ("Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой").
В итоге смысл жизни,по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.
8. Мартин Хайдеггер(1889 - 1976) занимался разработкой самих основэкзистенционалистического понимания предмета и задач философии.
Экзистенция,по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.
Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом "бытие в мире").В свою очередь, "бытие в мире" состоит из:
• "бытия с другими";
• "бытия самого себя".
"Бытие с другими" засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в "такого, как все".
"Бытие самого себя" одновременно с "бытием с другими" возможно только при отличии "Я" от других.
Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять "другим", отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.
Отстоять свою идентичностьв поглощающем человека окружающем мире - главная проблема и забота человека.
9. Философия экзистенциализма очень популярна в современной Западной Европе и актуальна для нее.
В настоящее время наблюдается тенденция смещения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни.
Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план проблему первичности и отношений материи и сознания.
Основная литература.
1. Гуревич, П.С. Основы философии [Текст]: учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2004. – 438 с.
2. Лешкевич, Т.Г. Философия [Текст]: учеб. Пособие / Т.Г. Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 192 с.
3. Моисеева, Н.А. Философия [Текст]: краткий курс: учебно-практическое пособие для вузов / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.: ил.
4. Основы современной философии [Текст]: учебник для вузов / М.Н. Росенко [и др.]. – Изд. 3-е, доп. – СПб.: Лань, 2001. – 384 с.
5. Рычков, А.К. Философия [Текст]: учебник для вузов / А.К. Рычков, Б.Л. Яшин. – М.: Владос, 2002. – 384 ч.: ил.
6. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 731 с.
7. Скирбекк, Г. История философии [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье; пер. с англ. В. И. Кузнецов; под ред. С.Б. Крымского. – М.: Владос, 2003. – 800 с.
8. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005. – 736 с.
- Философия [Текст]: учебник для вузов / Г.И. Иконникова [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – изд. 2-е, испр. Доп. – М.: Юристъ, 2004. – 520 с.
Дополнительная литература.
1. Бучило, Н.Ф. Философия [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 428 с.
2. Ильин, В.В. Философия для студентов технических вузов [Текст]: [краткий курс] / В.В. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 363 с.
3. Найдыш, В.М. Философия мифологии [Текст]: от античности до эпохи романтизма / В.М. Найдыш. – М.: Гардарики, 2002. – 556 с.
4. Философия [Текст]: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник для вузов / В.Г. Кузнецов [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 519 с.
5. Философия [Текст]: учеб. пособие для вузов. Ч.1: История философии / Н.Ф. Бучило [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юритъ, 2004. – 375 с.
6. Философские науки [Текст]: философский Петербург: спец. вып. / М-во образования РФ, Акад. Гуманит. Исслед. – М.: Гуманитарий, 2004. – 640 с.