Биологического и социального
Человек как специфический феномен материального мира имеет уникальное бытие, он находится в системе связей и отношений как природных, так и социальных. Можно сказать, что человек есть биосоциальное существо и имеет сложную структуру, состоящей из двух подсистем – биологической и социальной. Конкретный индивид существует как живое существо, как что-то телесное в мире предметов природы. Как живой организм он существует на основе биологических процессов и подчиняется биологическим закономерностям. Поэтому человеку присуще такие биологические характеристики как обмен веществ, саморегуляция жизненных процессов, наследственность и изменчивость, способность к индивидуальному развитию. К биологическому относится генотип со своими закономерностями, а также индивидуальные качества и различные фенотипические модификации (рост, форма, цвет и др.), конституция, тип нервной системы и т.п.
Биологический фактор играет важную роль в деятельности человека и выражается в способности организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, в передаче через наследственность естественных механизмов защиты человеческого организма. Биологическое в человеке относительно стабильно и консервативно, хотя и имеет некоторые тенденции развития (так называемый феномен акселерации детей, совершенствование некоторых способностей и т.д.).
Главные факторы, детерминирующие биологическую деятельность человеческого организма, являются биологические потребности человека. Такие потребности как голод, жажда, продолжение рода являются выражением физиологического функционирования и имеют биологическую природу.
Вместе с тем естественные потребности человека изменяются в историческом процессе, социализируются, поскольку естественные потребности человека удовлетворяются социальным способом. Даже биология человека отличается от биологии животных, это биологическая эволюция социально управляемая. В процессе антропогенеза наследственность человека социализируется, человеческий индивид при рождении имеет только специфический человеческий организм, который дает ему возможность в процессе своего развития включиться в социальную систему. Ребенок наследует такой организм, который потерял способность биологически приспосабливаться и, если он лишен общества, не может развиваться. Человеческий организм от рождения имеет такую телесную организацию, которая позволяет ему универсально функционировать через социальную деятельность.
Биологическое отражает качественную специфику живого организма, различные стороны, структуры и функции организма. Социальное отражает специфическое качество человека, человеческого общества взаимодействовать с природой – способность к труду. Социальное есть особое качество человека. А человек, как целостность, как существо, наделенное разумом и способное к труду, является материальным носителем социальной формы движения материи. Социальное не нужно понимать только как общественное окружение или только как межличностные отношения, точно также как и биологическое – оно не только вокруг нас, но и внутри нас. Биологическое и социальное не существуют как что-то параллельное, они взаимодействуют друг с другом, образуют сплав. Социальное реализуется через биологическое, а биологическое носит отпечаток социального. Например, труд – это социальный процесс, который осуществляется посредством мускульной и психической энергии организма, а сексуальность как биологическая потребность имеет социальную значимость (социальная функция) как процесс воспроизводства населения. Гиперемия щек является физиологическим феноменом, а стыд по своей природе социальное чувство. Смех и слезы по своему механизму являются физиологическими (биологическими) явлениями, но они детерминированы социальными причинами.
Материалистическая философия в решении проблемы соотношения биологического и социального исходит из диалектической концепции о формах движения материи. Высшие формы движения материи исторически возникают на основе низших форм, включают их в себе, но не в чистом виде, а в реорганизованном. Изменение и преобразование более простых форм осуществляется в соответствии со структурой и законами более сложных. Как следствие - высшая форма имеет качественную специфику, которая не сводится к низшим формам.
Социальное, как высшая форма движения материи, возникает на основе биологического. Благодаря социальному (трудовой деятельности) человек выделяет себя из природы. И как часть природы он становится её господином. Человек изменяет природу в «мир человека» и она остается «неорганическим телом» цивилизации. Следовательно, биологическое не игнорируется, оно остается важной сферой человека и не логично отрицать, отрывать его от человека, также как не нужно преувеличивать биологическое (биологизация человека).
Для понимания человека важно выявить и выяснить такие понятия как сущность и существование человека. Существование человека своеобразно и проявляется как целостная биосоциальная структура. В то время как сущность есть нечто специфичное, определяющее качество, то что отличает человека от других живых существ. Ясно, что биологическое не может быть сущностью человека, хотя бы потому что биологическое присуще не только человеку. Сущностью человека должно быть таким определяющим фактором, который сделал его человеком. Сущность человека выражается в такой специфически человеческой деятельности как труд. Человек становится личностью не посредством рефлексии, самосозерцания, а посредством творческого труда, который преобразовывает природу, общество и самого себя. Человек социализируется, становится личностью посредством социальной деятельности, посредством создания «мира человека», «второй природы», очеловеченной природы. Сущность человека проявляется не в простой субъективности (самосознание), а в специфической деятельности, в которой реализуется диалектическое единство субъекта и объекта, диалектика опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека. Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений1. Это значит, что проблемы общества, её необходимые потребности, цели, перспективы и возможности развития в том или ином виде интериоризируются в человеке, личности, индивидуальности. Каждая личность несет в себе программу социальной деятельности, превращая её в свою программу деятельности.
Материалистическая философия в своей концепции о человеке подчеркивает два момента: а) человек есть целостность биологического и социального и представляет собой постоянный процесс усвоения и преобразования биологического социальным. Человек не просто биологическое существо или просто духовное существо. Человек не есть что-то окончательно готовым как материальные вещи или животные, он представляет собой вечный процесс самовыражения и самоусовершенствования; б) человек есть единство сущности и существования, и только выяснив сущность человека, как социально действующее существо, мы сможем понять его истинное существование.
Метафизическая интерпретация соотношения биологического и социального в философской концепции о человеке проявляется в виде двух крайностей – биологизаторских, или натуралистических концепций, которые преувеличивают роль биологического фактора и социологизаторские концепции, абсолютизирующие социальный фактор. К биологизаторским концепциям относится расизм, социал-дарвинизм, мальтузианство, этология, евгеника, социобиология. Перечисленные только что парадигмы содержат в себе как положительные, так и отрицательные моменты.
Расизм – совокупность антинаучных идей, согласно которым существуют высшие и низшие расы, что они неравны, а поэтому высшие расы должны управлять низшими. Расизм возникает в тоталитарных государствах, где у индивидов возникает чувство агрессии к национальным меньшинствам. В действительности различие рас только биологическое и не затрагивают сущности людей, не ведут к их неравенству, не затрагивают физические способности одних, или интеллектуальные возможности других.
Мальтузианство – социологическая концепция, основанная Т.Р. Мальтусом (1766-1834) и которая исходит из специфической интерпретации демографических процессов. В своем главном труде «Опыт законов народонаселения» (1798) Мальтус объясняет противоречия развития социума не социальными феноменами, а посредством естественных, биологических процессов. Он формулирует закономерность, согласно которой прирост населения осуществляется в геометрической прогрессии, а производство средств к существованию – только в арифметической прогрессии. Следствием этой закономерности является усложнение социальных противоречий, распространение нищеты и голода, обострение глобальных проблем и т.д. Придавая значение и отведя решающую роль биологическим факторам воспроизводства населения, Мальтус считал, что нужно всячески ограничить рост населения, и что для этих целей годятся войны, эпидемии и другие непопулярные методы.
Марксизм негативно высказался относительно этой парадигмы, считая, что нарушаются принципы гуманизма. Однако современная экологическая стратегия, новые концепции ноосферизации социума (экогейская идеология, аксигеническая революция и т.п.)1 свидетельствует об обратном, что Мальтус во многих отношениях был прав. Мальтус пришел к выводу, что кроме «биологических» механизмов регулирования роста численности населения должно существовать и хорошо продуманная демографическая политика, что к сожалению такой сегодня не существует. Демографическая безопасность не обеспечивается государствами, нередко мы имеем дело со стихийной демографической политикой.
Социал-дарвинизм – концепция, пытающаяся объяснить общественные явления и развитие общества посредством механического распространения законов Дарвина (1809-1882), открытых для мира растений и животных (борьба за существование, естественный отбор и др.) на общество. Социал-дарвинизм исходит из того, что люди в обществе не равны, а их способности врожденными. В связи с этим борьба за существование в обществе вечная как и в природе.
Социобиология – теория, изучающая биологические основы социального поведения животных и человека. Социобиология практически игнорирует социальные факторы в функционировании и развитии общества, отрицают роль общественных отношений в деятельности и поведении людей. Движущие силы человеческой деятельности считаются биологические потребности и инстинкты.
Социобиология была сформулирована Э.О. Уилсоном как междисциплинарное научное направление, основывающееся на теории эволюции, этологии, генетики популяций, некоторых идеях социал-дарвинизма. Она пытается объяснить различные явления коллективного поведения животных, которые невозможно было объяснить с точки зрения классического дарвинизма (альтруизм, опека и забота о детенышах). Современная социобиология понимает социальное слишком широко. Наверно не вся совместная деятельность может быть признана социальной, тем более стадный образ жизни животных. И все таки социобиология позволяет обнаруживать много биологических моментов, привязанных к Homo Sapiens, что дают возможность более глубокого познания человека.
Евгеника – раздел генетики (зоотехники) занимающийся изучением возможностей улучшения морфофизиологических характеристик видов животных и растений. Эта дисциплина была основана в 1883 г. английским антропологом Фр. Гальтоном (1822-1911). Улучшение будущих поколений может быть посредством предотвращения распространения генов, порождающие аномальные фенотипы или размножения тех, которые детерминируют нормальные фенотипы. Идеи евгеники культивировались ещё с античности даже по отношению к обществу (спартанские обычаи уничтожать уродов). Нацисты и расисты, исходя из антинаучного понимания этих идей, использовали евгенику в антигуманные цели и геноцид.
Этология (наука о нравах) – биологическая дисциплина, изучающая поведение животных в естественных условиях. Но она распространила свое влияние и на человека с целью выявить биологические основы некоторых актов социального поведения, считающиеся детерминированными социокультурно. Основатель этологии считается К. Лоренц (1903-1989), который вместе с Н. Тинбергеном и К. Фришом получили в 1973 г. нобелевскую премию в области медицины.
К социологизаторским концепциям относится различные антиутопии, противопоставление тела и души в религии, представление человека как винтик социального механизма в тоталитарных государствах.
Советская философия абсолютизировала идею К. Маркса (в основе своей правильной) об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию (и самого человека) и пришедшей к социологизаторским выводам. С самого начала эта идея пропагандировалась известным академиком Т.Д. Лысенко, который отрицал роль генетики и преувеличивал роль окружающей среды в агробиологии. Дальше Лысенко переходит от агробиологии к социологии и утверждает, что в Советском Союзе рождаются не люди, а организмы из которых мы делает трактористов, профессоров, академиков. Социологизаторские идеи развивали и другие биологи-генетики, которые считали, что развитие личности определяется обществом и воспитанием и соответственно игнорировал роль биологического фактора, генетического компонента.