Этот опыт служил предметом веры, но не критики.

5. Специфика мифологического мышления. Мифологическому мышлению свойственны:

А) СЛИТНОСТЬ С ЭМО­ЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРОЙ.

Б) НЕОТЧЕТЛИВОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА ПО­ЗНАНИЯ, ПРЕДМЕТА И ЗНАКА, ВЕЩИ И СЛОВА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ГЕНЕЗИСА) И СУЩНОСТИ ЯВЛЕНИЙ И Т.Д.

6. Художественно-образное познание. Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно специально и НЕ РЕШАЕТ ПОЗНАВА­ТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, однако содержит в себе достаточно мощный гносео­логический потенциал.

7. Специфика художественно-образного познания и мышления. Конечно, художественная деятельность несводима целиком к по­знанию. Художественно осваивая действительность в различных сво­их видах (живопись, музыка, театр и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его — в том числе и по ЗАКОНАМ КРАСОТЫ.

В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЗНАНИЯ о природе, о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их культуре, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т.д.

Специфической формой освоения действительности в искусстве является ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, МЫШЛЕНИЕ В ОБРАЗАХ, «чувствующая мысль».

НАУКА ЖЕ ОСВАИВАЕТ МИР ПРЕЖДЕ ВСЕГО В СИСТЕМЕ АБСТРАКЦИЙ.

8. Специфика религиозного познания. Одной из древних форм познания, генетически связанной с мифо­логией, является религиозное познание.

Его специфика состоит не толь­ко В СПОСОБНОСТИ К ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЮ, к выходу за пределы ЧУВСТВЕН­НО ОСЯЗАЕМОЙ РЕАЛЬНОСТИ и признании иного («сверхъестественного», «небесного») мира — проще говоря, Бога или богов.

Уникальная способность религии заключается в ПОСТУЛИРОВАНИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ЭТИМИ МИРАМИ, т.е. возможности мира сверхъ­естественного оказывать решающее воздействие на судьбы мира зем­ного и его обитателей. А эта связь реализуется при помощи КУЛЬТА, без которого религия немыслима.

Особенности религиозного познания определяются тем, что ОНО ОБУСЛОВЛЕНО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ФОРМОЙ ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ К ГОСПОДСТВУЮЩИМ НАД НИМИ ЗЕМНЫМ СИЛАМ (ПРИРОДНЫМ И СОЦИ­АЛЬНЫМ).

Будучи фантастическим отражением последних, религиоз­ные представления содержат в себе определенные знания о действи­тельности, хотя нередко и превратные.

Достаточно мудрой и глубо­кой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людь­ми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран.

9. Производит ли религия знание? Однако религия (как и мифология) не производит знание в СИСТЕ­МАТИЧЕСКОЙ и тем более ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ форме.

Она никогда не выпол­няла и не выполняет ФУНКЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ, но­сящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер.

Если для религиозного познания характерно СОЕДИНЕНИЕ ЭМО­ЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ С ВЕРОЙ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ, то СУЩ­НОСТЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, которая в качестве под­чиненных моментов содержит и эмоции, и веру.

10. Вера как важнейшее понятие религии и религиозного познания. Важнейшим понятием религии и религиозного познания является «вера». В этой связи отметим, что в понятии «вера» следует выделять два аспекта:

а) религиозная вера;

б) вера как уверенность (доверие, убеждение), т.е. то, что еще не проверено, не доказано в данный мо­мент, в различных формах научного познания и прежде всего в гипо­тезах.

Как подчеркивал А. Эйнштейн, «без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не может быть никакой на­уки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого на­учного творчества».

Вместе с тем некоторые другие ученые считают, что науке нужна и религиозная вера, и предлагают «построить мост» не только между философией и наукой, но и между наукой и религией.

8. СПЕЦИФИКА ИГРОВОГО ПОЗНАНИЯ?

ПЛАН

1. Игра как форма познания.

2. Понятие игры в науке.

3. Игра и философия.

4. Важнейшая цель игры.

5. Что есть игра по Хейзингу?

6. Особенности игры.

7. Игра и познание.

8. Игра с методологической точки зрения.

9. Виды игры.

1. Игра как форма познания. Одна из исторически первых форм — игровое познание как ВАЖ­НЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ не только детей, но и взрослых.

В ходе игры индивид:

А)осуществляет активную познавательную деятельность;

Б)приобретает большой объем новых знаний;

В)впитывает в себя богат­ства культуры — деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т.п.

Общеизвестно огромное значение игры для удовлетворения неиссяка­емой любознательности детей, формирования их духовного мира и определенных знаний, навыков общения.

2. Понятие игры в науке. В настоящее время понятие игры широко используется в матема­тике, экономике, кибернетике и других науках.

Здесь все чаще приме­няются специальные ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ и ИГРОВЫЕ СЦЕНАРИИ, где проиг­рываются различные варианты течения сложных процессов и реше­ния научных и практических проблем.

3. Игра и философия. Целый ряд влиятельных на­правлений современной философской и научной мысли выдвигают игру в качестве самостоятельной области изучения.

Это, в частности, герменевтика (Гадамер), философская антропология (Финк) и др.

Так, Хейзинга считает игру всеобщим принципом становления культуры, основой человеческого общежития в любую эпоху.

По Гадамеру, игра представляет собой способ бытия произведений искусства, которое в свою очередь есть преимущественный способ свершения (раскрытия) истины.

4. Важнейшая цель игры. Важнейшая цель игры — ФИЗИЧЕСКОЕ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛО­ВЕКА.

5. Что есть игра по Хейзингу? Определение игры как таковой дал Хейзинга: «Игра есть добро­вольное действие или занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени, по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в нем самом, сопро­вождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «ино­го бытия» нежели «обыденная жизнь».

6. Особенности игры. Выделяют следующие характерные особенности игры:

А) возмож­ность вырваться из-под гнета ОБЫЧНЫХ ФОРМ ПРИНУЖДЕНИЯ — эконо­мического, социального, идеологического и даже семейного;

Б) реа­лизация ПОТРЕБНОСТИ В СВОБОДЕ, осуществление БЛОКИРОВАННЫХ ЖЕЛА­НИЙ;

В) возможность РЕШЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ЗАДАЧ — ре­ализации себя, влияние на других, поднятие своего престижа и т.п.

7. Игра и познание. Игра (в любых своих формах) открывает много возможностей для познания предметов, людей, обстоятельств и т.п., которые так или иначе оказываются «втянутыми» в игру.

В современных исследовани­ях в качестве главной особенности игры в сравнении с другими фор­мами человеческой деятельности отмечается, что взаимосвязь СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ЗДЕСЬ НОСИТ УСЛОВНЫЙ, СИМВОЛИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.

8. Игра с методологической точки зрения. С методологической точки зрения игра — это прежде всего ИМИТА­ЦИЯ реально существующих или потенциально реализуемых систем отношений, гипотез, теорий, правил (норм) деятельности, особеннос­тей конкретных личностей и т.п.

9. Виды игры. По разным основаниям выделяют различные виды игр — учебные, спортивные, военные, деловые, ро­левые, имитационные, управленческие, исследовательские, физичес­кие и интеллектуальные и т.д.

Разнообразие игр определяет и разно­образие их познавательных функций и характеристик.

9. ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ

ПЛАН

1. Личностное знание как форма знания.

2. Знание и личность.

3. Личностное знание и переживание.

4. Два типа знания по Полани.

5. Как приобретается неявное знание?

1. Личностное знание как форма знания. Говоря о формах знания, нельзя обойти вниманием достаточно известную (особенно в современной западной гносеологии) концеп­цию личностного знания, разработанную британским ученым М. Полани (1891—1976).

Он исходил из того, что знание — это активное постижение познавательных вещей, действие, ТРЕБУЮЩЕЕ ОСОБОГО ИС­КУССТВА И ОСОБЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

2. Знание и личность. Поскольку науку делают люди, то получаемые в процессе научной деятельности знания (как и сам этот процесс) НЕ МОГУТ БЫТЬ ДЕПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫМИ.

А это значит, что людей (а точнее — ученых) со всеми их интересами, пристрастиями, целями и т.п. нельзя отделить от производимых ими знаний или ме­ханически заменить другими людьми.

Согласно Полани, личностное знание необходимо предполагает ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ САМООТДАЧУ. В нем запечатлена не только познава­емая действительность, но САМА ПОЗНАЮЩАЯ ЛИЧНОСТЬ, ее заинтересо­ванное (а не безразличное) отношение к знанию, ЛИЧНЫЙ ПОДХОД к его трактовке и использованию, СОБСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ его В КОНТЕКСТЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ, СУГУБО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ, ИЗМЕНЧИВЫХ И, КАК ПРАВИ­ЛО, НЕКОНТРОЛИРУЕМЫХ АССОЦИАЦИЙ.

3. Личностное знание и переживание. Личностное знание — это не про­сто совокупность каких-то утверждений, но и ПЕРЕЖИВАНИЕ ИНДИВИДА.

Личность живет в нем «как в одеянии из собственной кожи», а не просто констатирует его существование.

Тем самым в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности, и эта «добавка» не свидетельство несовершенства, но насущный необходи­мый элемент знания, что не делает последнее чисто субъективным.

4. Два типа знания по Полани. Полани отстаивает положение о наличии у человека двух типов знания:

А)ЯВНОЕ ЗНАНИЕ, артикулированное, выраженное в понятиях, сужде­ниях, теориях и других формах рационального мышления, и

Б)НЕЯВНО­Е ЗНАНИЕ, имплицитное, не поддающегося полной рефлексии слоя челове­ческого опыта.

Неявное знание не артикулировано в языке и воплоще­но в телесных навыках, схемах восприятия, практическом мастерстве.

Оно не допускает полной экспликации и изложения в учебниках, а передается «из рук в руки».

5. Как приобретается неявное знание? Неявное знание приобретается и осваивается только в непосред­ственном общении и личных контактах ученых.

Это знание практи­чески не выражается в явной форме в виде описаний, диаграмм, инст­рукций и т.п. Оно представляет собой наработанный годами ПРАКТИ­ЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ КОНКРЕТНОГО УЧЕНОГО — его манера исследования, навыки экспериментирования и т.п.

Тем самым НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ ОСТАЕТСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТОГО ИССЛЕДОВА­ТЕЛЬСКОГО ПОЛЯ, НА КОТОРОМ ПРОИСХОДЯТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ, но оказывает существенное воздействие на их содержание и характер.

10. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ)

ПЛАН

1. Что такое проблема демаркации?

2. Каковы основные особенности именно научного познания?

А) Обнаружение объективных законов.

Б) Предвидение будущего.

В) Объективная истина как цель и ценность.

Г) Системность.

Д) Методологическая рефлексия.

Е) Доказательность.

Ж) Производство и воспроизводство новых знаний.

З) Верификация и фальсификация научных утверждений.

К) Материальные средства познания.

Л) Идеальные средства познания.

М) Идеализированные объекты.

Н) Использование искусственного (формализованного) языка.

О) Наличие подготовленного субъекта познавательной деятельности

3. Относительность границ между наукой и ненаукой.

1. Что такое проблема демаркации? Проблема отличия науки от других форм познавательной деятель­ности — это проблема демаркации, т.е. это ПОИСК КРИТЕРИЕВ РАЗГРАНИ­ЧЕНИЯ СОБСТВЕННО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И НЕ (ВНЕ) НАУЧНЫХ ПОСТРОЕНИЙ.

2. Каковы основные особенности именно научного познания? К числу таких критериев можно отнести следующее:

А) Обнаружение объективных законов. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — ОБНАРУЖЕНИЕ ОБЪЕКТИВ­НЫХ ЗАКОНОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ — природных, социальных (обществен­ных), законов самого познания, мышления и др.

Отсюда ориентация исследования главным образом на:

-- общие, существенные свойства пред­мета,

--необходимые характеристики предмета и их выражение в системе аб­стракций, в форме идеализированных объектов.

Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие за­конов, углубление в сущность изучаемых явлений.

Это основной при­знак науки, главная ее особенность.

Б)Предвидение будущего. На основе знания законов функционирования и развития иссле­дуемых объектов НАУКА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРЕДВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО С ЦЕЛЬЮ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научно­го познания.

Выдающиеся творцы науки обращали внимание на то, что ГЛУБО­КИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ДОЛЖНЫ ПОТЕНЦИАЛЬНО СОДЕРЖАТЬ В СЕБЕ «ЦЕЛЫЕ СОЗВЕЗДИЯ БУДУЩИХ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И НЕОЖИДАННЫХ ПРАКТИ­ЧЕСКИХ ПРИЛОЖЕНИЙ».

Иначе говоря, наука обязана обеспечить СВЕРХ­ДАЛЬНЕЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ практики, выходя за рамки существующих стереотипов производства и обыденного опыта.

Наука должна быть нацелена не только на изучение объектов, преобразуемых в сегодняш­ней практике, но и тех объектов, которые могут стать предметом мас­сового практического освоения в будущем.

В) Объективная истина как цель и ценность. НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ЦЕЛЬ И ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯобъективная истина, постигаемая преимущественно РАЦИОНАЛЬНЫМИ средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созер­цания и внерациональных средств.

Отсюда характерная черта научно­го познания — ОБЪЕКТИВНОСТЬ,устранение не присущих предмету ис­следования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения.

Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъек­та — важнейшее условие и предпосылка научного познания.

Послед­нее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритичес­кого отношения субъекта к действительности и к самому себе, исклю­чающего косность, догматизм, апологетику, субъективизм.

Г) Системность. СУЩЕСТВЕННЫМ ПРИЗНАКОМ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО СИСТЕМНОСТЬ, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании опре­деленных теоретических принципов, которые и объединяют отдель­ные знания в целостную органическую систему.

Собрание разрознен­ных знаний (а тем более их механический агрегат, «суммативное це­лое»), не объединенных в систему, еще не образует науки.

ЗНАНИЯ ПРЕ­ВРАЩАЮТСЯ В НАУЧНЫЕ, КОГДА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ СОБИРАНИЕ ФАКТОВ, ИХ ОПИСАНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ДОВОДЯТСЯ ДО УРОВНЯ ИХ ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ПОНЯТИЙ, В СОСТАВ ТЕОРИИ.

Наука есть не только целостная, но и разви­вающаяся система, как таковыми являются и конкретные научные дисциплины, а также другие элементы структуры науки — пробле­мы, гипотезы, теории, научные парадигмы и т.д.

Сегодня все сильнее утверждается мысль о том, что НАУКА — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ОРГАНИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА, НО И СИСТЕМА ОТКРЫ­ТАЯ, САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ.

Современная (постнеклассическая) наука все более активно усваивает идеи и методы синергетики, которая стано­вится коренным основанием науки XXI в.

НАУКА КАК ЦЕЛОСТНАЯ, РАЗ­ВИВАЮЩАЯСЯ И САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ЯВЛЯЕТСЯ СОСТАВНОЙ ЧАС­ТЬЮ БОЛЕЕ ШИРОКОГО ЦЕЛОГО, БУДУЧИ ВАЖНЕЙШИМ ОРГАНИЧЕСКИМ ЭЛЕ­МЕНТОМ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Д) Методологическая рефлексия.ДЛЯ НАУКИ ХАРАКТЕРНА ПОСТОЯННАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕК­СИЯ. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специ­фики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере — ОСОЗНАНИЕМ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, посредством которых исследуются данные объекты.

При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, однако в ней всегда присутствует ирра­циональная компонента, в том числе и в ее методологии (что особен­но характерно для гуманитарных наук). Это и понятно: ведь ученый — это человек со всеми своими достоинствами и недостатками, пристра­стиями и интересами и т.п. Поэтому-то и невозможно его деятель­ность выразить только при помощи чисто рациональных принципов и приемов, он, как любой человек, не вмещается полностью в их рамки.

Е)Доказательность.НАУЧНОМУ ПОЗНАНИЮ ПРИСУЩА СТРОГАЯ ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ, ОБОСНО­ВАННОСТЬ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ДОСТОВЕРНОСТЬ ВЫВОДОВ. Знание для науки есть доказательное знание.

Иначе говоря, знание (если оно претендует на статус научного) ДОЛЖНО БЫТЬ ПОДТВЕРЖДЕНО ФАКТАМИ И АРГУМЕНТАМИ.

Вместе с тем в науке немало гипотез, догадок, пред­положений, вероятностных суждений, заблуждений и т.п.

Вот поче­му тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подго­товка исследователей, их философская культура, постоянное совер­шенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

Специфическими средствами обоснования истинности знания в на­уке являются экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже до­казана.

Ж) Производство и воспроизводство новых знаний. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ЕСТЬ СЛОЖНЫЙ, ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ПРОЦЕСС ПРО­ИЗВОДСТВА И ВОСПРОИЗВОДСТВА НОВЫХ ЗНАНИЙ, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и дру­гих ИДЕАЛЬНЫХ ФОРМ, закрепленных в языке — естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, хими­ческие формулы и т.п.

ВЫРАБОТКА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО (И ПРЕЖДЕ ВСЕ­ГО — ИСКУССТВЕННОГО) НАУЧНОГО ЯЗЫКА — ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ УСПЕШ­НОЙ РАБОТЫ В НАУКЕ.

Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формиру­ет их в соответствии со своими нормами и принципами.

ПРОЦЕСС НЕ­ПРЕРЫВНОГО САМООБНОВЛЕНИЯ НАУКОЙ СВОЕГО КОНЦЕПТУАЛЬНОГО И МЕТО­ДОЛОГИЧЕСКОГО АРСЕНАЛА — ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ (КРИТЕРИЙ) НАУЧНОСТИ.

З) Верификация и фальсификация научных утверждений. ЗНАНИЕ, ПРЕТЕНДУЮЩЕЕ НА СТАТУС НАУЧНОГО, ДОЛЖНО ДОПУСКАТЬ ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ.

Процесс уста­новления истинности научных утверждений путем наблюдений и эк­спериментов называется ВЕРИФИКАЦИЕЙ.

Процесс установления лож­ности научных утвержденийФАЛЬСИФИКАЦИЕЙ.

УТВЕРЖДЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ, КОТОРЫЕ В ПРИН­ЦИПЕ НЕ МОГУТ БЫТЬ ПОДВЕРГНУТЫ ЭТИМ ПРОЦЕДУРАМ, КАК ПРАВИЛО, НЕ СЧИТАЮТСЯ НАУЧНЫМИ.

ВЫВОД: Иначе говоря, познание может считаться научным, когда оно:

а) да­ет возможность постоянной проверки «на истинность»;

б) когда его результаты могут быть многократно повторены и воспроизведены эм­пирически в любое время, любым исследователем, в разных странах;

в) важным условием при этом является направленность научной дея­тельности на критику своих же собственных результатов.

Наши рекомендации