Истина, как всегда, посередине.

Роль личности «великого человека», по мнению Г.В. Плеханова, проявляется в том, что он «видит дальше других и хочет сильнее других». Таким образом, можно сделать вывод, что личность действительно не может изменить ход истории во всемирно-историческом масштабе, нарушить общую логику, но в реальной истории отдельных стран и народов личность играет чрезвычайно важную роль.

Роль исторической личности есть результат двух слагаемых:

во-первых, социальных условий, общественных потребностей;

во-вторых, индивидуальных качеств конкретной личности.

Решающее значение принадлежит социальным условиям. Различные социальные обстоятельства (революция, война, и т д )требуют различных личностей, обладающих определенными качествами (качества политика, полководца и т.п.).

Выдающаяся личность формируется как своеобразное сочетание:

а) общественной потребности;

б) воспитание выдающихся качеств, т.е. она, с одной стороны, аккумулирует в себе социальную энергию тех сил, которые она представляет, а с другой стороны, соединяя эту энергию со своими качествами, придает ей мощный дополнительный импульс.

Таким образом, роль исторической личности сводится к следующему:

1) она оптимальным образом выражает интересы определенных социальных сил;

2) она сама, являясь неповторимой индивидуальностью накладывает своей отпечаток на ход истории.

Вопрос 3.Революционная и эволюционная формы исторического процесса.

Революционная и эволюционная формы в историческом процессе вскрывают характер происходящих в обществе изменений, как они совершаются.

Революция (фр. revolution) - резкий, скачкообразный переход от одного состояния или качества, к другому. Социальная революция - есть переход к новой, более прогрессивной ступени развития. Социальной революции присуще такое изменение, которое:

во-первых, коренным образом ломает старое;

во-вторых, является водоразделом между эпохами стабильного, постепенного развития;

в-третьих, утверждает принципиально новое.

Для социальных революций характерно:

1) они носят закономерный характер: их причины заложены в фундаменте общественно-экономической формации исподволь в недрах старого экономического способа производства вызревает конфликт между более развитыми производительными силами и безнадежно устаревшими производственными отношениями. Этот антагонистический конфликт и представляет собой экономическую основу социальной революции;

2) они носят системный характер. Качественные изменения осуществляются не только в экономике, но и в политической сфере, других сферах общества;

3) им присущ кардинальный характер, т.е. они представляют собой не любые качественные изменения в жизни общества, а коренной переворот в его экономических отношениях и всей политической, и духовной жизни общества. При этом в каждой сфере общественной жизни, проявляется свой критерий кардинальности. Скажем, в политической сфере – это переход власти в руки нового класса;

4) они носят всеобщий характер. Это означает, что переход от одной общественно-экономической формации к другой всегда представляет собой социальную революцию;

5) им присущ поступательный характер.

Сегодня нет единого мнения о роли социальных революций в истории. Одни авторы указывают на то, что революции тормозят дальнейший прогресс (А. Тойнби), другие – подчеркивают их прогрессивную роль. Суммируя, можно отметить, что роль социальных революций сводится к следующему :

во-первых, они разрешают многочисленные противоречия, открывая большой простор для прогресса производительных сил и общества в целом;

во-вторых, они приводят к невиданному высвобождению сил, таящихся в обществе, поднимая его на новую ступень развития.

в-третьих, они способствуют освобождению личности, ее духовному и нравственному развитию;

в-четвертых, они осуществляют диалектическое отрицание предыдущей формации, отбрасывая все устаревшее и в то же время сохраняя все прогрессивное, чем создается основа для успешного поступательного развития общества.

Эволюция(лат. еvolutio ) - одна из форм движения в природе и обществе, которое характеризуется:

а) непрерывностью;

б) постепенностью количественных и качественных изменений.

Для эволюционного развития в обществе присущи и более резкие изменения – скачки. Революционный процесс не одноразовый акт, а целая эпоха и в ней, естественно есть место и эволюционным процессам. Поэтому не существует абсолютных граней между революцией и эволюцией. Революция всегда содержит в себе значительные эволюционные моменты, а есть революции, которые вообще совершаются в эволюционной форме.

Вопрос 4. Понятие социального прогресса и проблема его критериев.

Прогресс (от лат. рrogressus - движение вперед) - есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Общественный прогресс означает, в самом общем определении, движение общества вперед, от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности.

Идею социального прогресса высказывали Просветители. Ее также поддерживал и развивал Г. Гегель, который утверждал, что исторический процесс в своей основной линии не может иметь движения вспять. Однажды достигнутое не может быть утрачено последующими поколениями: в той или иной форме достижения сохраняются и играют свою роль. Следовательно, исторический процесс гарантирован самой историей. Обязательно должен наступить такой момент в истории человечества, в котором будет достигнуто высшее, совершенное состояние общества. В нем будут разрешены все противоречия и проблемы.

Однако, в середине ХХ в. теория прогресса стала подвергаться критике, так как во имя «светлого будущего», ставилось ни во что прошлое и настоящее. Критики обращают внимание на следующее:

во-первых, теория прогресса провоцирует рознь между поколениями, потому что будущее заведомо лучше, чем прошлое и настоящее. Следовательно, каждое новое поколение автоматически считает себя лучшим, потому что родилось в более прогрессивную эпоху;

во-вторых, необходимо ориентировать усилия не но то, что будущее будет лучше, а на то, что лучшим будет только повседневная жизнь, только жизнь «не по лжи» принесет свои плоды благоденствия;

в-третьих, в чем смысл истории, если она гарантированно не идет к лучшему? Тогда придется признать, что зло принципиально неустранимо из истории и с увеличением количества Добра, возникают все новые формы Зла. Другими словами, исторически развиваясь, общество, решая сегодняшние проблемы, порождает новые, гораздо более сложные. Следовательно, люди целиком и полностью несут ответственность за ход истории.

В философской литературе существуют различные подходы к проблеме критериев общественного прогресса.

Выделяют общие критерии, которые касаются характеристики исторического прогресса всего человечества и частные, которые характеризуют историю страны, народа, класса.

Однако большинство ученых склоняются к тому, что все критерии можно свести к следующему:

1) качество и количество произведенных материальных и духовных благ, и соответствие их потребностям и интересам людей;

2) уровень развития производительных сил и соотношение их с производственными отношениями (степень конфликтности);

3) характер и содержание научно-технического прогресса;

4) наличие или отсутствие негативных последствий (глобальных, локальных);

5) качество функционирования политико-правовой системы, степень противоречивости с обществом и социальным статусом личности (уровень обеспеченности прав и свобод);

6) состояние демократизма и гуманизма, определение человека основной и конечной целью всего развития;

7) развитость духовной сферы общества;

8) уровень социальной защиты граждан, гарантий получения образования, достойной работы и т.п.;

9) средняя продолжительность жизни др..

К тому же, необходимо иметь в виду, что:

во-первых, в любом обществе есть прогрессивные и регрессивные процессы и явления; степень их преобладания;

во-вторых, прогресс и регресс по своей сути относительны;

в-третьих, прогресс, регресс, «стояние на месте» всегда конкретны (имеют локальный характер).

Подводя итог, нужно еще раз повторить, что идея прогресса, чрезвычайно популярна еще сто лет назад, в свете событий ХХ в. оказалась не очевидной и не однозначной. Прогресс – не есть закон истории. Прогрессивное развитие в тех областях, где оно существует- есть результат человеческого разума и человеческих действий.

Тема 22. Единство и многообразие мировой истории.

Лекция.

Время: 2 часа

Вопросы лекции.

1. Периодизация исторического процесса. Формационный подход к истории.

2. Единство и многообразие Всемирной истории.

3. Цивилизационный подход к истории.

4. Закономерность развития и проблемы социального предвидения.

Конспект лекции.

Вопрос 1. Единство и многообразие Всемирной истории.

В понимании и объяснении исторического процесса нет единства. Все существующие взгляды можно свести к двум точкам зрения.

1. История - есть единый целостный процесс развития человеческого общества, с выделением определенных стадий, этапов, отличающих один период развития от другого.

2. История - есть плюралистический (многообразный) процесс возникновения, сосуществования и обособленного развития отдельных стран, регионов, цивилизаций.

Первая точка зрения, которую можно еще назвать системной, доминирующая (преобладающая), хотя отстаивалась сторонниками разных направлений в философии.

а) С религиозной точки зрения – единствоисторического процесса обосновывается на принципах провиденциализма, согласно которого божественная воля направляет историю к заранее предустановленной цели.

б) С точки зрения просветителей – единство истории в объективном характере закономерностей развития общества по аналогии с закономерностями в природе.

в) С точки зрения идеалистов – единство исторического процесса выводилось из существования единой идеи, Абсолютного духа, сознания или мысли.

г) Материалисты – выводили единство истории из объективного характера экономических и социальных законов, присущих различным социально-историческим системам, странам, государствам, цивилизациям.

Вторая точка зрения – плюралистическая сформировалась значительно позже. Ее сторонники утверждают, что истории как единого процесса нет. Конкретные общества (объединенные в страны,государства, цивилизации) возникают, растут и развиваются, достигают расцвета и исчезают не оказывая никакого влияния друг на друга. Вся история в этом случае превращается в совокупность изолированных друг от друга социально-исторических образований, а значит выделить в истории какие либо стадии или эпохи невозможно.

Плюралистический подход исключает развитие человеческого общества в планетарном масштабе и, следовательно, исключает единство исторического процесса.

Различие между системным и плюралистическим подходами к истории находит свое выражение и в истолковании характера этого процесса.

Однако, при всем многообразии подходов к пониманию и объяснению исторического процесса, можно выделить общие черты:

во-первых, история понимается как процесс, который осуществляется в реальном пространстве и времени. Он протекает в силу определенных причин. Эти причины (земные или небесные) являются предопределяющими факторами в развитии и направленности истории;

во-вторых, пути и судьбы различных стран и народов, цивилизаций и конкретных национальных обществ, одни понимают – как внутреннее единствоисторического процесса, а другие – как уникальность и своеобразие каждого народа и цивилизаций не связанных между собой;

в-третьих, стремясь проникнуть в характер движения истории, одни отмечают линейность в ее развитии, другие – цикличность;

в-четвертых, во многих учениях история носит явный или скрытый целеполагающий характер. В религии, религиозной философии – это учение о конце земной истории. В материалистической – это закономерность, ведущая человечество к светлому будущему или к мировому катаклизму;

в-пятых, история понимается как процесс, имеющий свои стадии (этапы, периоды, циклы и т.п.) развития. Одни сравнивают этот процесс с живым организмом (рождение, детство, юность, зрелость, смерть), другие – выделяют какое либо основание, или сторону в жизни общества, что определяет его развитие (религию, культуру, цивилизацию, развитие орудий труда и т.п.)

Вопрос 2. Периодизация исторического процесса. Формационный подход к истории.

Еще в античные времена мыслители пришли к выводу о возможности выделения определенных ступеней в развитии общества. Уже Платон разделил исторический процесс на ряд этапов:

а) естественное или природное состояние;

б) общественное состояние, не отвечающее природе человека;

в) разумное или идеальное общество будущего.

Итальянские историки ХV – ХVI веков в основу членения также положили временной фактор и выделили три временных эпохи: античная, средневековая, новая. Однако, деление истории по времени происходивших событий, как отмечали еще Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер, во многом неудовлетворительно.

Во-первых, она описывает исторический процесс применительно к Западной Европе и не рассматривает древнейшие цивилизации Китая, Индии, Египта, Африки и т.д.

Во-вторых, в ней не указываются, по каким параметрам (свойствам и отношениям) исследуются отдельные общества, страны, государства, относящиеся к тому или иному периоду.

В-третьих, в ней нет четкого различия между отдельными социально-историческими системами, т.е. конкретными обществами и народами и их группами и объединениями.

Французский философ ХVIII-ХIХ веков Сен-Симон углубил эту периодизацию, связав каждую из эпох с определенной экономической системой: античную – с рабством, средневековую – с феодализмом, а новую – с промышленной системой, основанной на наемном труде.

Французский социалист-утопист Шарль Фурье (1772-1837) дополнил периодизацию Сен-Симона ступенью «райской первобытности» и гармоничной ступенью будущего, тем самым фактически сформировал пятичленную схему исторического процесса (первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое).

В ХХ веке спектр подходов к объяснению сути исторического процесса и его периодизации существенно расширился многообразием подходов. Однако, все концепции можно свести к двум методологическим подходам:

1) формационному;

2) цивилизационному.

Формационный подход был обоснован К. Марксом и Ф.Энгельсом. Его суть сводится к следующему:

во-первых, анализируя социальные отношения, они пришли к убеждению, что в каждом конкретном обществе производственные отношения являются базисом, фундаментом всех остальных общественных отношений и «социального организма» в целом;

во-вторых, обнаружилось, что производственные отношения в истории человечества существовали в нескольких основных типах – первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический. Причем, каждый последующий развивался из предыдущего;

в-третьих, все существовавшее в истории множество социальных систем было сведено к нескольким основным типам, получившим название – общественно-экономическая формация (лат. formatio – образование; вид). Это обобщенный тип (форма) организации социально-экономической жизни общества, который складывается на основе выделения у различных конкретно-исторических обществ общих черт и признаков, прежде всего в способе производства, т.е. это исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии;

в-четвертых, весь исторический процесс они разделили на пять общественно-экономических формаций:

а) первобытнообщинная;

б) рабовладельческая;

в) феодальная;

г) капиталистическая;

д) коммунистическая (социалистическая).

в-пятых, в общественно-экономической формации есть два главных компонента: базис и надстройка.

Базис – это экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ под воздействием характера и уровня развития производительных сил.

Надстройка – определяется базисом и представляет собой совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений.

Причем, политическая часть надстройки (политические взгляды, учреждения и отношения) оказывают решающее воздействие на все остальные ее элементы;

в-шестых, вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более высоким типом организации общества.

К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в базисе.

К. Маркс объяснил и механизм перехода от одной формации к другой. Движущей силой развития общества (смены одной формации другой) является конфликт между производительными силами и производственными отношениями, а способ его разрешения – революция.

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе – производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми, приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) – возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

Таким образом, общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройками, историческими формами общности людей, типом и формой семьи.

Однако, формация у Маркса не есть какое-то конкретное общество (немецкое, английское или французское) или какое-то совокупное сообщество (Запад, Восток). Общественно-экономическая формация – высоко идеализированный, абстрактно-логический объект.

Учение об общественно-экономической формации дает возможность понять единство и многообразие исторического процесса.

Единство – выражено последовательной сменой одной формации другой, а также и тем, что определенное общество, имеющее в своей основе определенный способ производства, с объективной необходимостью воспроизводит и все другие типичные черты соответствующей общественно-экономической формации.

Но поскольку между идеальным, логическим и теоретическим с одной стороны, и конкретно-историческим, с другой, всегда неизбежно расхождение, то развитие отдельных стран и народов отличается многообразием.

Оно проявляется в следующем:

во-первых, в истории отдельных стран и народов проявляются локальные особенности и разновидности формационного развития;

во-вторых, проявляется специфика и у конкретных переходных эпох от одной общественно-экономической формации к другой (эволюция или революция);

в-третьих, не каждый народ обязательно проходит через все пять общественно-экономических формаций.

Это послужило причиной того, что наряду с широкой популярностью учение Маркса стало подвергаться критике еще при его жизни. Особенно она усилилась на рубеже ХIХ-ХХ веке и в конце ХХ века.

Суть критики:

1. Формационная теория разработана на материале истории развития Западной Европы и без достаточных оснований перенесена на всемирную историю. Особенно она не приемлема для стран Востока.

2. Формационная теория в качестве основной причины развития истории рассматривает только социально-экономическую, утверждая жесткую зависимость надстройки от базиса, хотя история такую зависимость не подтверждает.

3. Формационная теория отстаивает необходимость одноукладности общественной жизни. Однако реальная история свидетельствует о том, что многоукладность является, чуть ли не закономерностью.

4. Формационная теория оставила не исследованной духовную сферу общества, представив ее как следствие базиса, закрыла возможность объективного анализа ее роли в формировании ментальности данного народа.

Вместе с тем, с критикой К. Маркса не все так просто.

Во-первых, она отправляется не столько от самого Маркса, сколько от интерпретаторов марксизма.

Во-вторых, многие считают, что марксизм сохранил свое значение как научная теория, хотя нуждается в обновлении, в связи с изменившимися историческими условиями.

В-третьих, что касается нападок на недоучет Марксом особенностей исторического развития стран Азии и Африки, так называемого азиатского способа производства, то можно сказать, что при всем различии в трактовках все исследователи признают его переходный характер. Другими словами, это не особая «шестая» формация, а особый переходный период от одного способа производства к другому, со своими присущими данным странам, особенностями.

Вопрос 3. Цивилизационный подход к истории.

(Концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л.Н. Гумилева)

Если формационная теория представляет из себя более или менее целостное учение, то с цивилизационным подходом дело обстоит не так. Единойцивилизационной теории как таковой не существует. Есть стремление различных исследователей разделить исторический процесс по существовавшим в прошлом цивилизациям. Однако признаки деления и даже число самих цивилизаций у разных авторов различны.

Проблемы начинаются с осмысления содержания понятия «цивилизация».

Термин «цивилизация» (лат.civilis – гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. Он употребляется в четырех смысловых значениях.

1. Как синоним культуры (у А. Тойнби и некоторых других историков и философов Запада).

2. Как стадия деградации, упадка локальной культуры (у О. Шпенглера).

3. Как определенная ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (у Л. Моргана, Ф. Энгельса, А. Тоффлера).

4. Как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного народа (античная цивилизация, цивилизация майи, инков и т.д.).

Поэтому единого определения понятию «цивилизация» так же нет. Большинство исследователей полагают, что цивилизация – это большое, длительно существующее, самодостаточное сообщество стран, народов, выделенных по социокультурному основанию, своеобразие которых обусловлено естественными, объективными условиями жизни, в том числе и способом производства.

Наши рекомендации