Указатель имен (главные места выделены курсивом)

Абеляр 135

Августин 128,136,241,294

Альберт Великий 135

Альтузий 164

Ампер 52

Анаксагор #5,111,121

Анаксимандр 81

Анаксимен 81

Ансельм Кентерберийский 132,735,242

Арий 176

Аристотель 17,24,25,30,40,45,96,114,120,124,131,133,134,135,136, 140,153,155,219,239,278,292,372,32$, 334,

Афанасий 128

Бейль 167,210,262

Беме 145

Бенеке 18

Бентам 52,344

Беркли 188,193,197,224,232,299,307,305

Бойль 280

Бруно 145,146,149,169,185,296

Бэкон Роджер 144

Бэкон Фрэнсис 48,753,162

Бюхнер 201,282

Вильгельм из Шампо 135

Вольтер 191

Вольф 794,251,304,317

Галилей 142,151,152,162,221,230,234,277

Галль 283

Гаманн 195,262

Гарве 195

Гарвей 183,280


Гартман 209

Гассенди 162,765,277

Гегель i7,27,35,54,201,202,211,255,308,322,345

Гейлинкс 166

Гельвеции /97,282,343

Гераклит 83,III,114,121,218,256,274

Гербарт 17,204,258,318,319

Гердер 195

Гоббс 153,162,277,278,279,301,332,342

Гольбах 191,282

Горгий237,261

д'Аламбер 57,192,230

Дарвин 208

Декандоль 52 J

Декарт 131,153,756,162,165,169,170,181,182,183,194,2^,256,263,278, 297, 314

Демокрит 85,219,274

Дидро 797,282

Дуне Скот 137

Жюссье 52

Зенон 84,261

Зенон (стоик) 106,109

Ириней 127

Кант 19,33,35,60,168,795,230,252,264,304,31», 321,331,335,557

Кедворт 167

Кеплер 142,151,152

Клеанф 109

Климент Александрийский 127

Коллинз 188

Кондильяк 191,226

Конт 17,54,206

Коперник 142,145,149,152

КратилМ,261

Лагранж 192

Ламетри 191,282

Ланге 27


Лаплас 192 Левенгук 182

Лессинг 195

Линней 52 187 188 190, 194 230'

Лотце 19,20*,ЗЮ Мальбранш 166 Марк Аврелий 109 Маркс 207, 282 МейстерЭкхарт 145

Мендельсон 195

Милль5Я,207

Молешотт207,2А2

Мопертюи 282

Мор 167

Мюллер 231

Николаи 195

Николай Кузанский 144,746,169

Ницше 19,209,332

НЬКУГОН 182, 190,222,230,280

Оккам 138

Ориген 127,277

Парацельс145,146,1^,185,296

Парменид * J, 237 Паскаль 167,210,262 Пелагий 129

Пиррон 118,262

ИГ1!," ,«,S6,M, .11. П4, ,20, ,24. ,27,130, ,3,, ,33, ,35, ,40,2,9, 237,241,288,296,328,335

Плотин 120 Протагорв7,237,261

Реймар 195


Росцеллин 135

Руссо 797

Секст Эмпирик 77*, 262

Сенека 109

Смит 795,344

Сократ 19, *7,106,527,331

Спенсер 56,208,345

Спиноза 144,168,769,181,184,186,247,256,280,574,320,557

Тергуллиан 726,132,277

Тиндаль 188

Толанд 188,2*7,284

Тюрго 192

Фалес 81

Фейербах 207,282

Фехнер 209

Филон 720

Фихте 17,19,200,255, 50*, 322

Фома Аквинский 25,755,139,295

Шеллинг 144,201,202,255,308

Шефтсбери 344

Шлейермахер 34

Шопенгауэр 19,205,259,318,319,520

Штирнер 332

Эмпедокл £5,219

Энгельс 207,2*2

Эпиктет 109

Эпикур 106,775,276

Юм 18,792,22*, 232,265,304,344

Якоби 195



Послесловие

В настоящее время имеется настоятельная потребность в книгах, могущих служить пособиями для студентов, аспирантов и всех тех, кто хотел бы ознакомиться с основами этой отвлеченной и достаточно широкой сферы знания — философией. В силу известных обстоятельств многие учебники по философии, изданные в нашей стране за последние десятилетия, уже не пользуются спросом, а среди переведенной современной иностранной литературы достойного «Введения в философию», к сожалению, нет. Между тем студенты и все интересовавшиеся философией в России в начале нашего столетия имели в этом отношении достаточно богатый выбор. Тогда был издан целый ряд «Введений в философию» как иностранных, так и отечественных авторов: Паульсена, Вундта, Кюльпе, Ерузалема, Корнелиуса, Струве, Челпанова, Лосского. И у нас возникло желание просмотреть эти «Введения» на предмет определения их пригодности для нашего времени. Задача, как вы понимаете, не простая. Однако выбор оказался не очень трудным. Без особых колебаний мы остановились на книге Вундта.

Вильгельм Вундт (1832—1920) был одним из самых видных немецких ученых второй половины XIX — начала XX века. Известный физиолог, основатель экспериментальной психологии и пионер исследований в области психологии народов, он был и автором оригинальной философской системы. Философия Вундта сложилась на базе критической философии и позитивистских воззрений — двух главных веяний в европейской интеллектуальной атмосфере второй половины XIX века. Отказываясь от абстрактной диалектики понятий и твердо находясь на позициях опытной науки, Вундт в отличие от позитивистов и в философии видел самостоятельное и значимое знание. Знание, которое не является основанием отдельных наук, но имеет их своим основанием. Знание, которое усматривает свою цель в объединении результатов отдельных наук в свободную от противоречий систему и выступает по отношению к ним в качестве регулирующего и направляющего метода.

«Введение в философию» вышло в 1901 г., когда Вундту было шестьдесят девять лет и уже были опубликованы его фундаментальные рабо-


ты: «Лекции о душе человека и животных», «Основания филологической психологии», «Логика», «Этика», «Очерки психологии». За двенадцать лет до этого, в 1889 г. Вундт издал свое главное философское произведение «Систему философии», где изложил свое понимание философии и ее проблем. «Введение в философию» явилось итогом многс летнего интеллектуального опыта человека, искушенного как в естественнонаучны^ исследованиях, так и в философских умозрениях, выработавшего свое целостное понимание философии, хода ее исторического развития и ее места в системе знания и культуры. Поэтому книгу Вундта отличает такая методологическая продуманность, систематичность и органичность в подаче материала.

Вообще говоря, можно по-разному составлять «Введение в философию». Можно введение в философию связывать с изложением главным образом какой-либо одной филоссфской системы и на ее примере показывать типичные компоненты философского знания и таким образом давать представление о специфике философии. Однако такой способ не гарантирует от упрека в тенденциозности, ибо он вводит в некоторую определенную систему философии и фактически не столько знакомит читателя с философией в ее существе, значении и истории, сколько приобщает к одному из философских мировоззрений.

Иным образом строит свое «Введение в философию» Вундт. Его метод, как он и сам об этом говорит, — исторический. Именно исторически подходит Вундт к рассмотрению как определений и задач философии, так и отношений философии к конкретному научному знанию и религии. Исторический подход, предваряемый сжатым, концептуальным очерком развития европейской философии от древних греков до нового времени, принят им и при систематическом рассмотрении главных философских направлений, где излагаются основные типы решений философских вопросов в трех областях философского знания: теории познания, метафизике и этике. В этой классификации типов решений философских проблем проявилось и умение Вундта объединить общими точками зрения видимое многообразие философских представлений и таким образом прояснить структуру всего историко-философского процесса в целом.

Конечно, в книге Вундта нет подробного анализа упоминаемых им философских систем, однако в ней содержатся их главные, существен-


ные характеристики и, что очень важно, характеристики их взаимоотношений в ходе эволюции философской мысли. Образно говоря, книга Вундта если и не детальная, то, несомненно, концептуально рельефная карта исторического континента европейской философии. Для современного читателя, пожалуй, самый большой ее недостаток, в котором, разумеется, не может быть повинен автор, — отсутствие сведений о философии нашего XX столетия. «Введение» заканчивается изложением философии XIX века. И хотя XX век порой вульгаризировал и искажал идеи предшествующей философии, он, несомненно, имеет свое философское лицо. Он дал и крупных мыслителей, и новые философские школы и направления. Сведения о философии нашего столетия читатель может почерпнуть, например, из книги А. Хюбшера «Мыслители нашего времени» или из какой-либо ей подобной.

Для настоящего издания старый перевод «Введения в философию», сделанный с немецкого под редакцией Э. Л. Радлова и опубликованный в «Библиотеке самообразования» Брокгауза-Ефрона в 1903 г., подвергся дополнительному редактированию: весь текст приведен в соответствие с современной орфографией; исправлены некоторые даты и написания имен; устранены отдельные неточности и слишком уж архаичные обороты; добавлен ряд сносок, в основном касающихся перевода встречающихся в тексте латинских выражений; в разделах «Литература» приведены русские названия переведенных к настоящему времени, указанных Вундтом, произведений.

Москва, 1997 г.

А. Л. Субботин


Вильгельм Вундт

Введение в философию

под ред. А.Л. Субботина

Обложка Ю. Винецкого

ИД № 01165 от 13 марта 2000 г.

Подписано в печать 15.01.2001.

Формат 60x90/16. Печать офсетная.

Объем 22,5 п. л. Тираж 3000 экз.

Заказ № 395. Цена договорная.

ООО «ЧеРо»

Редакционно-издательский отдел:

117296, Москва, Ломоносовский пр., 18,

тел./факс: 930-43-59

Отдел реализации:

118899, Москва, ул. Академика Хохлова, д. 11

тел./факс (095) 939-34-93, тел.: (095) 939-41-70, 939-41-90

ООО «Добросвет»

121002, Москва, Б. Власьевский пер., д.1 1, тел: 241-72-85

Наши рекомендации