Как эта сила будет проявляться в адаптации?
Не смотря на то, что самомотивация высока, адаптация Философа, особенно в первое время может доставлять ему трудности.
Ему важны условия, при которых он получает знания- поэтому то, как он будет адаптироваться в классе очень важно. И с точки зрения организации работы: ведь в классе много детей, все они разные. Философ может болезненно реагировать на то, что его сбивает, отвлекает. Для него не очень важны на первом этапе отношения с другими. Вследствие этого, ему приходиться справляться с этим одному. В то время, как например Купец, Первооткрыватель имеет мотив – в школу к друзьям, Философу приходиться находить в себе собственные силы.
Ну и конечно -Учитель- вот тот, на кого обратит внимание маленький Ученый. И основное это -компетентность, справедливость, спокойствие, умение управлять классом.
Если говорить о скорости, то она скорее разная внутри и снаружи. На это стоит обращать внимание. Иногда именно внешний высокий темп мешает внутреннему темпу проживанию.
Как можно помочь?
Несмотря на то, что эти дети внешне не нуждаются в том, чтобы их расспрашивать о делах. И их успехи могут совсем успокоить родителей, мы бы рекомендовали родителям быть очень внимательным именно к разговорам с ребенком. Эти беседы пусть будут неформальными, интересуйтесь, расспрашивайте. Если у вас уже есть хороший эмоциональный контакт – вам будет легко разговорить своего ребенка- это будет ему очень большой поддержкой, дат ему возможность прожить внутреннее напряжение
Монарх.
Немного о этой силе:
Если говорить про архетип Монарха, то основа этой силы в Управлении. Иногда можно принять желание быть первым за проявление качеств силы Монарха. Однако это не так. Он стремится стать главным. Эта сила наделяет его возможностями и качествами того, кто может повести за собой, кого сейчас принято называть лидером. Но сила Монарха- и Лидер это не одно и тоже.
Цель обучения, мотивация
Сила Монарха дает ребенку возможности развиться разным качествам, умению влиять. Но очень важно чтобы сам Монарх мог управлять собой. Что же тогда может быть побуждающим мотивом учиться? Желание достичь высоко рейтинга, высокого уровня. Это могут быть ориентированные дети на высокую оценку, но скорее им важнее общее признание.
Этот мотив не устойчив, однако устойчивой составляющей будет невероятное желание и природная сила того, кто хочет занять позицию Короля.
Как эта сила будет проявляться в адаптации?
Скорее ребенок, в ком сила Монарха уже проявилась, будет адаптироваться по 2 сценариям:
Быстрая адаптация-за счет умения общаться с детьми, умение заводить дружбу и лидировать в ней. Вокруг такого ребенка могут объединяться дети. Эти его умения могут помочь ему перебороть трудности первого периода адаптации, а затем, укрепится, если у этого ребенка будут успехи в учебе. Его позиция усилиться еще и за счет признания учителя
2 сценарий- это менее адаптированный вариант. Возможно, условия школы будут для маленького Короля достаточно сложными. Ведь нет детей, где архетипическая мужская сила занимает все пространство. Нет, Алмаз Силы многогранен.
Итак, при каких условиях адаптация этой стратегии будет менее успешной? Высокие требования, жесткие рамки, требовательность и не внимательность к качествам ребенка- могут притормозить этот процесс, вызывая безусловно дискомфорт в виде капризов, требований, усталости. Он –Король! Он привык быть лучшим, если требования очень высоки, и он не имеет видимых результатов, которые признают и группа, и учитель, он может очень сильно переживать
Как можно помочь?
Важны 2 момента:
· Помогать ребенку, видеть собственное продвижение, собственный успех.
· При этом научите его радоваться успехам других детей. Король должен быть внимательным и великодушным. Тогда его лидерские качества получат настоящее питание.
Разговаривая с ним, уделяйте внимание и его состоянию и результатам. И внимательно слушайте его, поверье вы услышите очень много нового!
Может быть вам покажется странным, но именно Короля, важно приучить делать уроки максимально самостоятельно, помогая скорее задавая вопросы, чем давая готовые ответы. Иначе может случиться ситуация при которой вы окажитесь слугой того кто учится. Это произойдет незаметно. Маленький король своим обаянием незаметно может включить вас в этот процесс. Ну и капризы- ваша родительское внимание поможет вам различить что от усталости, где проявление капризули – Короля.
В многограннике архетипической мужской силы есть еще 3 гранив Комплексной сказкотерапии они называются Крестьянин, Монах, Слуга.
Пока я не увидела эти силы, как стратегии в адаптации. Скорее это важные силы –стабилизаторы.
Сила Крестьянина позволяет в любой новой и стрессовой ситуации остаться живым. Да, именно выжить. Взрослым, особенно сейчас, когда темп жизни настолько повысился иногда свойственно обесценивать трудности детей. Ну и правда, что там сложного, по сравнению с работой, домом, возможностями. и прочим из чего состоит видимая жизнь взрослого.
Приведу пример ситуации, с которой однажды обратилась ко мне одна мама. Она просила помочь ей понять, что происходит с ее ребенком. Девочка пошла в школу, но спустя всего несколько месяце стала невероятно капризной, плаксивой, тревожно. Я стала расспрашивать, в какой школе учится ее дочка, какая учительница в классе, как сложились отношения. Словом, просто проясняла условия. Услышанное заставило меня сильно задуматься, именно тогда я поняла, что иногда взрослые не могут представить всю сложность глазами ребенка
Продолжу- Мама с радостью мне рассказала, что школу и учителя они долго подбирали: школа- сильная, учительница прекрасная. Мама поведала мне, что учитель – обладает тонким чутьем на детей и хорошо видит дружеские пристрастия, отношения в классе. И мама с гордостью мне поведала о стратегии учителя- действительно увидев кто с кем дружит, учительница посадила за 1 парту- тех, кто не дружит, если говорить по детски- врагов…
Но мой вопрос зачем, ибо поверьте я не смогла вначале найти логику этому решению, мама сообщила, что дисциплина в классе просто прекрасная, дети не разговаривают, следят друг за другом, каждая парта поделена ровно на половину. Не подумайте, что я сочинила эту историю.
Я не буду обсуждать стратегию учителя, не об этом это отступление, нет. А о том, что мама не понимала почему ее девочка, выбегая из школы кричит НЕНАВИЖУ!!. Это собственно и привело ее ко мне. Я задумалась и предложила ей мысленно перенестись в офис, где работают люди, которые холодно относятся друг к другу, в кабинете все сидят близко друг от друга, и каждый может видеть, что делает другой. В коллективе принято докладывать друг о друге (это тоже было в стратегии той учительницы), и вы можете в течении рабочего дня выйти на короткие перерывы только несколько раз в день. Я просто пересказывала условия дочки для мамы доступными образами. Я спросила, что вы скажите, выходя с работы. ее реакция была бурной…
Я взяла самый крайний, жесткий вариант, для того, чтобы показать нам взрослым, что условия для ребенка могут быть очень сложными и вот тогда Сила Крестьянин может помочь ему. Дом-основа стабильности, важно чтобы у ребенка в первой половине учебного года в 1 классе оставалось время и пространства для его игр, игрушек. Не стоит делать дом- второй школой. Всему свое место. Сила Крестьянина поможет в этом.
Архетипическая сила Монаха- самая трудно объяснимая в контексте нашего разговора. Она просто даст ребенку пройти испытание и узнать, открыть в себе резервуар с терпением, стойкостью, умением преодолевать трудности.
И еще одна грань Алмаза Силы- Слуга. Незаметный, как настоящий слуга, он не очень популярен J)) нам видеться подчинение, не умении выразить СВОЮ волю, рабство, второстепенные роли…
Однако стабилизирующая роль этой силы огромна, ведь ребенок в школе вступает в позицию ученика. То есть того, кого УЧАТ. И здесь важно научить ребенка ПОСЛУШАНИЮ, с позиции ПО сиди и УСЛЫШЬ. Быть учеником- значит уметь быть НЕ главным, уметь ПОДЧИНИТЬСЯ. То есть быть под ЧИНОМ.
Это размышления могут позволить родителям посмотреть на процесс адаптации с другой стороны- многогранной. Попробуйте разглядеть в калейдоскопе Силы вашего ребенка, те которые могут помочь вам и вашему ребенку в начале важного Пути.
Добрых помощников, открытий и побед на дороге Удивительного Приключения в Мир Знаний!
Сказкотерапевт Мария Ленская сентябрь 2013 года