Ф. Ницше и его философско-правовые взгляды
Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) находился под влиянием идей Шопенгауэра, которым был увлечен в юности. Совокупность философских идей Ницше трудно оценить как целую теоретическую конструкцию. Филолог по образованию и профессии, он излагал свои взгляды образно, метафорично, с незаурядным литературным мастерством, используя для этого нехарактерные для философских произведений жанры – проповеди, афоризмы, декларации. Позицию Ницше как философа достаточно корректно выражает термин «созерцательность», и это не случайно. Такой специфический способ философствования – это мировоззренческая позиция, принципиально противоречащая классическому методу философии, абстрактному теоретизированию, построению отвлеченных концепций. Это как «оппозиция» рационализму (в лице Гегеля) и по проблемному содержанию, и по способу изложения идей.
Сочинения Ницше многомерны, и поэтому нельзя напрямую отождествлять содержание его высказываний и смысл его рассуждений. Рассуждения его глубоко личностны и поэтому изучение его взглядов – это, прежде всего, изучение его личности – яркой, неординарной, одиозной.
Философия веками решает вопрос о том, каков мир сам по себе. С точки зрения Ницше:
1) в мире нет противостояния (материи и создания, бытия и духа и т.д.);
2) настоящий мир есть целостность, которую лучше всего обозначить словом «жизнь»;
3) общий признак жизни – это становление, ее проявление и движущая сила – это воля и власть»;
4) мир не развивается (отсутствует эволюция и поступательный прогресс);
5) мир основан на «вечном возвращении», ибо если мир существует вечно, а пространство и сила конечны, то он должен бесконечное число раз проходить невообразимо большее, но все же конечное число своих состояний. «Вечные песочные часы бытия снова и снова перевертываются». (Здесь Ницше пробует опереться на науку, которую, в общем-то, невысоко ставит: «Тезис о сохранении энергии», – говорит он, – «требует вечного возвращения»);
6) человек – мимолетность, «болезнь», высокомерное насекомое, но вместе с тем человек – проявление «воли к власти», растворенной в жизни. Человек создал себе иллюзию, будто он лучше животных и поддерживает эту иллюзию моралью и истиной – этими двумя чудовищными заблуждениями. Всякая мораль решительно осуждается, особенно, христианская. (Это учение часто называют мизантропией);
7) Христианство оскорбляет человека, ограничивая его свободу, требуя от него покорности и смирения. (Ницше требует переоценок ценностей и выдвигает новый этический идеал – сверхчеловека. «Бог умер, и мы хотим – пусть живет сверхчеловек»[29]).
Смысл ницшеанской переоценки ценностей – это разрушение всех иллюзий, в том числе и религиозных, разоблачение традиционных заблуждений, которыми живет человечество, написание новых ценностей «на новых скрижалях». Все это необходимо сделать, чтобы подготовить приход сверхчеловека, который придет «сообщить земле ее цель». Какие же новые ценности провозглашал Ницше? Говоря, «люби себя самого, так как себялюбие имеет ценность, если человек на восходящей ступени», – он утверждал, что:
1) люди по природе не равны, так как «всякое равенство болезнетворно»;
2) мораль должна покоиться не на рассудке, а на инстинкте;
3) мораль должна выше всего ценить индивидуальность (а не общую пользу);
4) жизнь жестока и беспощадна, так как природа не знает пощады – хищник убивает свою жертву;
5) каждый должен стать свободным;
6) жизнь – это сила и красота, они должны служить критериями нравственности.
Ницше, весьма пессимистично оценивая историю, начавшуюся с утверждения христианства в мире, считал, что христианство исковеркало человека, унизив его до стадного существа. Поэтому он призывал к воспитанию новых людей, в которых не будет подавляться естественная воля к власти. Эти и еще некоторые социально-политические взгляды мыслителя, высказанные порой в резкой и амбициозной форме, были восприняты идеологами германского фашизма.
В работе «Рождение трагедии…» он анализирует культуру Древней Греции и утверждает, что она определялась борьбой между культами двух богов – Аполлона (культ разума) и Диониса (культ земли и плодородия). Дионис – бог вина и опьянения, бог половой любви (Восток), отсюда, из дионисовой материи возникли театрализованные представления. С точки зрения Ницше, Дионисийское начало – это мощь, сила, которая способствует выживанию. Культура – смесь дионисийского и апполонического. Современная культура находится в кризисе из-за преобладания рационального начала над жизнью.
Вывод, к которому приходит Ницше, следующий: «Человек в полной мере еще не возник, еще не вырвался из животного состояния, о чем говорят войны, соперничество друг с другом. Только в отдельных индивидах природа воплощена в человека: это философы, художники и святые. «В человеке есть материал, обломок, избыток, глина, грязь, бессмыслица, хаос, но человек есть творец, ваятель, божество, зритель»[30]. «Злобная зависть маленьких людей есть главный источник зла в мире», – считает он[31].
Необходимо стараться стать сверхчеловеком, который обладает мощным дионисийским началом, развитыми инстинктами, силой жизни, смелостью. Для сверхчеловека нужна новая мораль – аристократическая, которая не убаюкивает человека будущим благоденствием и счастьем. Человек вообще не обязан быть счастливым. «К счастью стремятся коровы, женщины, дети, англичане и социал-демократы, свободный человек – воин. Покой и воля – вот что важно для человека». Первый стал говорить о наступлении нигилизма – «Бог умер!».
Таким образом, в лице Ницше мы видим активного проповедника философии жизни. Именно он возвел понятие жизни в ранг полноценной философской категории, определив тем самым основную проблематику философии не только XIX, но и XX века.
Жизнь, как абсолютная ценность, все ее атрибуты и многообразие проявлений, – основная тема философских трудов последователей Ницше, представляющих крупное направление в конце XIX века в Германии – философию жизни. К нему относились В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер. Философия жизни большое внимание уделяет таким проблемам, как кризис современной культуры, смысл истории, проблема свободы, находя очень оригинальные, яркие трактовки. Немецкая философия жизни оказала огромное влияние на складывание современного экзистенциализма, многие произведения этих философов вошли в список философской и культурологической классики, (например, А. Шопенгауэр «Закат Европы»).
Кроме философии жизни, иррационализм XIX века представляет незаурядный датский философ Серен Кьеркегор (1813–1855 гг.), в центре его внимания – человек как сложная проблема, а человеческое существование – сплошная тайна и загадка.
Философия права Ф. Ницше
1) «Воля к власти» – источник основной энергии, она не неизничтожима, она существует вечно и способна саморазвиваться. Воля к власти – ненасытное стремление воли к проявлению власти, к господству. Это «сгусток энергии», деятельная сила, которая проявляется во всех сферах жизни. Это сущность бытия.
2) Мир и человек – бесчисленное количество воль и сил, каждая из которых стремится распространить свою власть на все пространство.
3) В человеке ярко проявляется воля к власти. (Причину болезненного бытия человека Ницше видит в разуме, так как разум создает заблуждения).
4) Заблуждения человечества: истина, мораль, свобода, право. Они – проявление «воли к власти».
5) Справедливость – утверждение неравных прав всех людей.
6) Право существует как результат войны – то есть победы.
7) Аристократия – «соль земли», аристократическая концепция права.
Контрольные вопросы:
1. Сопоставьте иррационализм, как философское течение, с рационализмом. В чем их сходство и различие?
2. В чем состоит философия права Шопенгауэра?
3. Назовите основные категории, которыми оперирует Ницше?
4. Какова философско-правовая концепция Ф. Ницше?
Русская философия права
План
7.1 Политико-философские идеи П.Я. Чаадаева.
7.2 Философия права западников и славянофилов.
7.3 Либерально-философская и правовая идеология в России конца XIX–XX вв. (Г.В. Плеханов, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев).
7.4 Русские позитивисты – представители западной философии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, П.А. Флоренский, П.И. Новгородцев).
Список литературы
1. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. – М.: Правда, 1989. – 367 с.
2. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. – 1993. – №6. – С. 55–68.
3. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989. – 601 с.
4. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. – 1989. – №2. – С. 143–147.
5. Вехи из глубины: Сб. статей. – М.: Правда, 1990. – 522 с.
6. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X–XVII вв. – М.: МГУ, 1990. – 285 с.
7. Каверин К.Д. Наш умственный строй. – М.: Правда, 1989. – 566 с.
8. Кувакин В.А. Философия В. Соловьева. – М.: Знание, 1988. – 136 с.
9. Лосский Н.О. Избранное. – М.: Правда, 1991. – 286 с.
10. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая Школа, 1981. – 386 с.
11. Павлов А.Т. История русской философии. // Социально-политический журнал. – 1993. – №6. – С .74–79.
12. Потебня А.А. Слово и миф. – М: Правда, 1989. – С. 286–333.
13. Соловьев В. Сочинения в 2 т. – Т. 1. – М.: Правда, 1990. – 372 с.
14. Чаадаев П.Я. Сочинения. – М.: Правда, 1989. – 420 с.
15. Шпет Г.Г. Сочинения. – М.: Правда, 1990. – 588 с.
16. Эрн В.Ф. Сочинения. – М.: Правда, 1991.– С. 55–100.