Нарцисс без надежды на искупление

Нарцисс – это психологический монстр, о котором написано очень много. Миф о Нарциссе весьма полезен, когда надо проиллюстрировать, что устремление прочь от негативного идеала порой работает лучше, чем нацеленность на позитивный идеал. Вместо того чтобы задаваться вопросом: «Как я могу искупить своего Нарцисса? Как мне стать более альтруистичным?» – можно полюбопытствовать: «Эй, Нарцисс! Как ты оказался в моей душе? Кто дал тебе власть? Что ты там задумал? Как, когда, с кем и в каком эмоциональном контексте ты захватываешь меня?» Нарцисс, получивший власть в психике, – весьма распространенное и трагическое явление, и вред от него всегда один и тот же. Нарциссизм неизбежно разрушает умение радоваться, так как радость всегда связана с Другим, даже если этот Другой – дерево, океан, щенок, луковица тюльпана, которая просится в землю, пока не сгнила. Что бы вы ни делали, для ощущения радости необходима какая-то связь с теми, кому будет польза от ваших действий. Если я отправляю свой чек в организацию, которая помогает поддерживать в здоровом состоянии жизнь океана, я испытаю радость, читая об улучшении состояния воды, потому что я уже ощутила свою связь с океаном. Сначала Нарцисс испытывает радость, видя свое отражение в зеркале (в тихой воде пруда). Он думает, что наконец встретил того самого Другого, которого он сможет полюбить. Радость исчезает, когда он осознает, что связь с этим Другим невозможна. Нарциссическая личность всегда стремится установить связь со своим идеальным Я, со своим чудесным, богоподобным образом Самости. Половину времени нарцисс тратит на любовь к себе, а вторую половину – себя ненавидит, но по-прежнему зациклен на себе.

Богоподобное в нас приносит радость, только будучи разделено с кем-нибудь. Даже самый большой затворник-ученый или самый робкий художник, работающий в уединении, может ощутить радость, если любовь к науке или искусству соединяет их с миром, с воображаемым Другим, который получит пользу от их достижений. Так как жизненная энергия и радость могут возникнуть только в связи с другими, то если власть захватывает Нарцисс или любой другой монстр, происходит иссушение сердца (судьба нимфы Эхо, полюбившей Нарцисса). Нарцисс не знает, что его самопоглощенность смертельно опасна и для него, и для Эхо. Он не понимает, что, глядя в лицо возлюбленной, он всего лишь любуется собственным отражением. Влюбленный в себя, он может только страдать от своей трагической судьбы, заключающейся в том, чтобы раствориться в зеркале. Ему не суждено уловить суть: «Дружище, взгляни, ведь в этой игре нет никого, кроме тебя».

Потерявшийся в зеркале – точный образ нарцисса, но есть и немало других историй, описывающих его образов. Одному из моих пациентов приснился сон о коконе, который так никогда ни во что и не превратился.

Мой плотный кокон

Я потратил годы, создавая кокон, который должен был защитить меня от чужаков, то есть от любых других людей. Я заточил себя в тюрьму, наматывая все больше и больше защитных слоев из нити бесконечных мыслей о себе, себе, себе. Я так и не узнал, что является радостью, а что – нет. Я обычно «покупаю» любовь в той или иной форме эмоциональной сделки. У меня было три брака, все по контракту. Я не верю, что могу выбраться из этого, отрастить крылья и взлететь. Я не верю, что способен испытать взаимную любовь.

Этот нарциссический монстр держал мужчину в плену кокона, не позволяя кому-либо другому приблизиться к нему. Как ребенок, которого держали запертым в чулане, Нарцисс плохо умеет устанавливать связи. Нарцисс – это всего лишь одна фигура, один миф. Многообразие монстров и понятие нарциссизма так же широко, как и число мифологических персонажей. Прекрасная Афродита может быть поглощена зеркалом и сосредоточена на себе так же, как и Зевс, Аполлон и все остальные божества греческого Пантеона. Все поиски мудрости в той или иной форме запускают этот разговор со слабым, примитивным, опасным человеком в нас. Фантазия об искуплении грехов направлена на избавление от монстров. Такая атака на обитателей нашей психики лишает нас внутреннего собеседника, который необходим нам для развития.

Я обещала пациентам, согласившимся на публикацию своих историй, что расскажу кое-что и о своем монстре, которого я давным-давно окрестила «Девочкой со спичками». Этот воображаемый персонаж, с которым у меня происходит непрерывный диалог, никак не хочет оставить меня в покое. Однако мне кажется, что благодаря методу активного воображения она извлекает пользу из «обучения». Она обычно появляется в моменты полного одиночества, которые так необходимы писателю, чтобы писать и читать. Она заставляет меня усомниться в том, что я одна, и навязывает мне мысль, что на самом деле я одинокая, а может быть, даже всеми покинутая сиротка. Благодаря аналитической работе, это маленькое чудовище сейчас значительно меньше терзает мне душу. Вот пример воображаемого диалога с ней (ДСС).

Обучая Девочку со спичками

Жинетт: Это опять ты, маленькое инфантильное чудовище с жалобным голоском?

ДСС: Да. Я твой страх. Ты боишься, что тебя оставят в интернате.

Жинетт: Мне известна твоя тактика. Ты парализуешь меня паникой, заставляя думать, чувствовать и действовать, как будто я несчастная одинокая сирота, которая остается в интернате, когда другие уезжают домой на Рождество. Скажи мне, зачем ты будишь во мне ностальгию всякий раз, когда я украшаю новогоднюю елку? Странно. Откуда эта сцена идеального Рождества, сцена, которая вызывает такую грусть? Этого идеального Рождества никогда не было.

Как тебе удается вызвать ностальгию по тому, чего нет в памяти?

ДСС: Это просто. Я давлю на те чувства, которые весьма далеки от происходящего в реальности. Например, ты так хорошо расположилась в одиночестве, в тишине своего дома, сидя за столом перед компьютером. Твои пальцы на клавиатуре. Ты сосредоточилась на том, что пишешь. И тут появляюсь я и ввожу тебя в транс, и вот ты чувствуешь себя обделенной, одинокой, брошенной, дрожащей от холода в канун Рождества, и у тебя нет даже спички, чтобы зажечь ее и вообразить накрытые столы в доме тех, кто в отличие от тебя живет совершенной жизнью в красивом мире.

Жинетт: Бедное маленькое чудовище! Похоже, что именно тебя я бросила! Я понимаю, зачем ты хочешь навязать мне все эти печали, но на самом деле, они принадлежат тебе. Прошу прощения за то, что стыдилась тебя. Я игнорировала и подавляла твой голос на протяжении десятилетий, потому что ты так нелепа в своих страданиях.

ДСС: Да. Ты действительно оставила меня. Твое поведение в стиле «королевы самостоятельности» оскорбило меня. Я хочу твоего внимания. Хочу, чтобы ты помогла мне вырасти. Хочу, чтобы ты обучала меня. Я грубая, голодная, одинокая, плохо одетая, недоедающая. Я не умею вести себя в обществе. Я робкая, и больше всего я устала от своих переживаний, потому что в мире столько всего интересного – куда интереснее, чем фантазии о недоступных пирожных в витрине магазина.

Жинетт: Хорошо. Готовься к переменам, милая, потому что я устала от наших переживаний. Я точно не сирота, а взрослая женщина, обеспечившая себе пенсию и почти выплатившая кредит за дом. Вряд ли на данном этапе моей жизненной истории на меня обрушится голод, или я лишусь крыши над головой. Я, возможно, и не королева самостоятельности, но уж точно не одинокая сирота. У меня есть друзья, увлечения, сад и огромное количество книг, которые ждут своей очереди.

ДСС: Неужели ты любишь книги больше, чем пирожные?

Жинетт : Да, я люблю книги, и их у меня больше, чем я смогу прочитать, прежде чем уйду в мир иной.

ДСС: А каковы твои планы в отношении меня? Ты меня накормишь или почитаешь мне?

Жинетт: Я удочерю тебя, моя бедная Девочка со спичками. Иди сюда и займи свое место в моем сердце. Мое сердце – твой дом. Поверь мне, у тебя будут пирожные, книги и компания, только прекрати терзать мне душу. Оглянись вокруг. Жизнь может быть хорошей, теплой и восхитительной. Добро пожаловать на праздник!

Честно говоря, в моей психике есть другие персонажи, живущие в более глубокой тени, чем это маленькое чудовище, но и Девочка со спичками вполне реальна и смогла научить меня необходимости избегать христианской ловушки искупления. Моя психологическая креативность проистекает из того уважения, которое я теперь питаю к этим неискупляемым фигурам, воплощающим мое чувство неполноценности. Все монстры молят о шансе эволюционировать, ждут подходящего случая, чтобы появиться на сцене и выразить свое отвращение к фантазии об искуплении. Хотят они лишь одной простой вещи – чтобы им позволили поучаствовать в жизни. В обмен они могут нам кое-что дать. Они мечтают поучаствовать, поиграть, написать несколько глав в книге нашей жизни.

Глава 7

Наши рекомендации