Чтение записей, сделанных учащимися во время урока (выводы).

Тема: «Приличьем стянутые маски»

(Лермонтов и Петербургское общество)

Цель урока: помочь учащимся почувствовать трагизм судьбы поэта, заключающийся в неприятии им реального мира, его одиночество в светском обществе, рождающем чувства «горечи и злости».

Развитие умения проникать в подтекст лирических стихотворений, видеть авторскую концепцию мира. Поэтический строй стихотворения «1 января» (сатира и лирическая исповедь).

Ход урока:

Словарная работа:

Эпитет

Метафора

Монолог

Лирический герой

Безвременье

Катаклизмы

Вступительное слово.

Вот признание юного поэта:

Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала. Я любил

Все обольщенья света, но не свет,

В котором я минутами лишь жил.

История поэзии не всегда предсказуема. Белинский не мог предвидеть, что необыкновенно короткая и насыщенная жизнь Лермонтова, нового гения, подобно взрыву, продлит романтический период русской поэзии.

Пушкин нежными поэмами и элегиями начал эпоху высокого романтизма, Лермонтов лирикой и кавказскими поэмами «Демон» и «Мцыри» эпоху высокого романтизма завершил.

20 лет между 1820 и 1840 гг. стали самой яркой страницей русской поэзии за всю ее историю.

Каков же романтический герой Лермонтова? Внутренняя цельность, он одинок, как парус «в тумане моря голубом», как Демон, как листок… как рыцарь в своей темнице.

Одиночество это неизбывно: нет способа избавиться от него, нет и желания.

Одинокий герой противостоит миру, толпе, Богу. Это могучий дух, гордый и непреклонный.

Идеал свободы недостижим, даже если человек готов заплатить жизнью, как Мцыри. Отсюда — скорбь, грусть. Это не печаль по поводу жизненных неудач — это пессимизм, вызванный неудовлетворенностью устройством мира, где нет места могучей личности. Отсюда — раздвоенность.

Но это не духовная смерть, не окостенение. В душе бушуют могучие силы, но не могут вырваться на поверхность. Отсюда необыкновенная чуткость к природе. Темы океана, высоких гор, пещеры, непроходимых лесов, мотивы плавания, одиноких странствий, туч, плывущих по небу…

Жизнь кажется безнадежной. Поэзия Лермонтова устремляется к жизни вечной, к небу, к Богу. Она открывается любви и добру. 1837 год стал рубежным в его поэзии. Почему? Подобно Байрону Лермонтов однажды утром проснулся знаменитым.

Проверка домашнего задания (по фразам — рассказ).

а) Жизнь, как проблеск молнии, круг жизни, «так жизнь скучна, когда борения нет», «подожди немного, отдохнешь и ты», полярность отношения к жизни, взаимоисключающие чувства, трагичность разлада жизни, понимание силы народа, порыв к героическому, «Желанье» — порывы юного Лермонтова, жизнь души: горько желание свободы, она – лишь миг, а не удел человека; отсюда желание мятежа, загадка стихотворения — стать вровень со стихией, ощущение вечной красоты жизни.

— Что цените в поэзии Лермонтова?

— В каком из портретов «истинный» облик Лермонтова?

— Остался ли Лермонтов верен желаниям юности?

б) Мережковский и Соловьев (полемика)

(индивидуальные задания)

в) Сравнить стихотворение «Узник», «Желанье»

Новый материал

Вступительное слово.

а) В краткой своей жизни Лермонтов перенес муки, которые он предвидел: изгнание, клевету, унижения; его подстерег страшный по равнодушию к гению "безвременный конец".

Щемящие эти строки, постоянно присутствующее предчувствие гибели "во цвете лучших лет", "кровавой могилы" поражают не только предсказанием своей судьбы.

Особенное состояние лирического героя позволяет воссоздать высшие, недостижимые ценности бытия, жажду несовершенных идеалов. Сфера освоения сущего несоизмеримо расширяется.

б) — 30-е гг. XIX в. в жизни русского общества.

Обычно говорят, что поэзия Лермонтова рождена периодом безвременья, наступившим после подавления декабрьского восстания.

Лермонтов обогатил поиски современников и последующих поколений. Он постиг духовные катаклизмы своей эпохи подавления личности.

Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни, не оставив следа в истории, вытеснила мечту юного поэта о романтическом подвиге.

Лермонтов говорит своему современнику о "плачевном состоянии" его духа и совести — поколению малодушному, безвольному, смирившемуся, живущему без надежды на будущее. И это был подвиг. Ибо его и враги, и друзья обвиняли в клевете на современное общество. Но Лермонтов верил в достоинство жизни и человека.

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое, лицемерное.

И заглавие трагедии "Маскарад" заключает в себе смысл иронический, ибо у этих людей лица были маской, а в маскараде, неузнанные, они выступали без масок, в обнажении низменных страстей и пороков. И Лермонтов имел смелость высказать все, что думал о них. В день гибели Пушкина он впервые заявил о себе. И первое, что он сказал им:

Свободы, Гения и Славы палачи!

Он грозил им народной расправой. "Люди лицемерные, слабые никогда не прощают такой смелости, " — писал о нем Герцен.

Неуклонно следовал он по избранному пути. И ненависть к "стране господ" обостряла его любовь к "печальным деревням".

в) В ранней лирике (1828—1834 гг.) раздумья автора отмечены редкой по его возрасту зрелостью. Исходным является переживание печального одиночества.

"Душа пылкая" многое воспринимает с недоумением: причину надлома — "средь веселья дух страждет и грустит", невосполнимую потерю — "дух погас и состарился" — сложное мироощущение Лермонтова:

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом.

Далее мотивы стихотворения сменяются страстным монологом, направленным против света, равнодушного к "глубоким познаниям, — таланту, славе, пылкой любви свободы."

1. Стихотворение "1-е января". Чтение, анализ.

— Ваши впечатления от стихотворения?

— Как оно построено?

— Как меняется поэтическая интонация?

— Какие два мира противопоставлены?

— Почему поэт изображает два одиночества — в светской толпе и в окружении природы?

— Каково значение эпитетов:

"дикий шепот затверженных речей",

"приличьем стянутые маски",

"образы бездушные людей"?

— Какой мир создают эти образы? (мир кажется неодушевленным, полуфантастическим, он воспринимается "как будто бы сквозь сон")

— При помощи каких художественных деталей создается мир мечты? Каков он? (мир природы и детства. Эпитеты: царство свободы, красоты, любви и счастья)

— Как выражают позицию поэта заключительные строки?

Лермонтов в Дворянском собрании нарушил этикет: он дерзко ответил "двум сестрам — в голубом и розовом домино, задевшим его словом" (они принадлежали к царской фамилии). Обратить внимание на поведение Лермонтова в этот момент оказалось неудобным. Но когда в "Отечественных записках" появилось стихотворение, многие выражения в нем показались непозволительными.

Сейчас установлено, что в Дворянском собрании не было маскарада. Но выходка Лермонтова имела место, но задолго до его новогоднего стихотворения и относилась к императрице.

Не вызывает сомнений, что опубликованное стихотворение повлекло за собой новые гонения Лермонтова.

Стихотворение не только обличает "свет". Оно многозначно. Тема маскарада символична. Речь идет не просто о бале, а о бездушии и фальши светского общества.

Обнаруживается парадокс: то, что окружает поэта, оказывается призрачным, воображаемое прошлое оказывается подлинной реальностью, описанной точным, предметным языком.

Стихотворение рисует две действительности: окружающую и воображаемую, ту, которая близка природным началам и вводится в стихотворение через мотив мечты.

Юношеская романтическая тема вспыхивает у Лермонтова с новой силой; противоречие между "мечтой" и действительностью решается в пользу "мечты", утраченной идиллии детства, и вызывает вспышку энергии, желание бросить в "глаза" веселящемуся светскому обществу "железный стих, облитый…"

Особенности художественной структуры: сливаются лирическое и сатирические начала, используются психологические эмоциональные эпитеты и метафоры ("импрессионизм", по определению Розанова).

Домашнее задание: стихотворение наизусть "Смерть поэта" или "1-е января", самостоятельное чтение драмы "Маскарад": кто виноват в смерти Нины?

Сравнительный анализ стихотворений "Смерть поэта", "1-е января":

— Почему возможно сопоставить эти два стихотворения?

— В чем различие образов высшего света в стихотворении? (1 стихотворение — светское общество осуждается с нравственных, эстетических позиций; 2 стихотворение — с политических: оно преступно, т.к. убивает поэтов, тех, кто восстает "против мнений света").

Раздел учебника стр. 254 — 258. (чтение)

Принести стихотворения "Дума", "Монолог".

Индивидуальные задания:

1) В. Белинский "Стихотворения Лермонтова" (суждения о "Думе")

2) А. Герцен "Былое и думы" — эпоха "безвременья".

3) Белинский "Речь о критике А. Никитенко."

4) Стихотворения "Листок", "Сосна", "Утес", "Демон". (чтение, анализ)

Тема: "Печально я гляжу на наше поколенье…"

(стихотворение "Дума")

Цель урока: помочь учащимся понять авторские чувства в стихотворении "Дума": боль, печаль, гнев, негодование, вызванные мыслями о бесполезности существования поколения 30-х гг. прошлого века.

Формирование умения художественно анализировать лирические стихотворения. Расширение представлений о философской лирике.

Ход урока:

"Над миром мы пройдем без шума и следа"

Лермонтов

"Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования, а между тем наши страдания — почка, из которой разовьется их счастье… О, пусть они остановятся с мыслью и грустью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили их грусть…"

Герцен

1. Проверка домашнего задания. Мережковский и Соловьев — полемика

а) Лермонтовское и Пушкинское общество, "1-е января", "Смерть поэта" — сравнение.

б) Чтение наизусть стихотворений Лермонтова.

в) Драма "Маскарад" (индивидуальные задания).

— Почему неизбежно столкновение между поэтом и светским обществом?

— Пушкин представляется в кругу друзей, а Лермонтов — одиноким, почему?

Стихи об одиночестве (индивидуальные задания).

Ощущение одиночества идет от его творчества, от его собственного мироощущения. В его эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, от безвременья 30-х годов.

г) индивидуальное задание. "Листок", "Сосна", "Утес".

— В каком из них острее слышна горечь одиночества?

Вступительное слово.

Одиночество — мотив, пронизывающий все творчество поэта. Это тема его поэзии. Что Лермонтов внес нового в эту тему? Это его глубоко личный характер, связанный с неприятием лермонтовским героем мира, коренных основ миропорядка.

Герой Лермонтова постоянно и везде одинок: он одинок среди людей, которые преследуют его "жестокостью", "клеветой", "злобой", не способны понять его высоких стремлений и потому враждебны ему. Ему нет места среди "хладной", "бесчувственной толпы", среди "надменного света".

Он одинок в своей "отчизне", "где стонет человек от рабства и цепей", "в стране рабов, в стране господ".

Он одинок в мире, который является ему "пустыней".

Лермонтовское одиночество имеет двойственную природу: враждебный человеку мир и волевое, гордое, непримиренное "Я" поэта, не желающее идти на компромисс с этим миром, ни перед чем не останавливающееся в противостоянии ему, вплоть до противоборств как равных "Я" и бога ("и с небом гордая вражда") — та окончательная точка, которая замыкает круг безысходности его одиночества.

Даже в минуты просветленности (любовь, природа) герой Лермонтова остается одиноким.

Одиночество как награда за исключительность и проклятие, обрекло его на изгнаничество, непонимание.

Лермонтов видел свое время как период отклонения от героического национального прошлого, как эпоху торжества тирании, николаевской реакции.

Это эпоха переходная, она не давала возможности современнику проявить себя в деяниях исторического значения. Судьба мыслящих людей была трагическая.

б) О судьбе поколения в ранних стихах. "Монолог" (1829). Чтение, беседа.

— Каким видит поэт свое поколение?

— В чем его трагедия?

— Кого он винит в ней?

Поколению "душно на родине".

Трагедия вынужденного бездействия и лишенного смысла существования, на которую были обречены люди в эпоху последекабристской реакции.

Стихи медитативного характера; философская лирика, драматичный монолог.

3."Дума" (1838). Чтение, беседа.

— Чем определяется название стихотворения?

— О чем он пишет с сочувствием и болью?

— Что является источником его гнева и боли, печали?

— В чем поэт видит трагедию своего поколения?

— Какова идейно-эстетическая роль сравнений:

"его грядущее — иль пусто, иль темно"

"в бездействии состарится оно"

"богаты мы … ошибками отцов"

"как тощий плод, до времени созрелый"

3. Белинский о "Думе".

"Дума" обнажила общественно-духовный кризис последекабристского поколения. Лермонтов вглядывается в действительность, его настроения созвучны лирике декабристов. Центральная идея "Думы" — осуждение общественной инертности и духовной апатии "поколения, неспособного "угадать" свое предназначение и найти положительные гражданские нравственные цели".

Кольцевая композиция подчеркивает беспросветное будущее поколения. Глубокий элегизм, падающий ритм (последовательное уменьшение ударений).

Личную трагедия Лермонтов оценил как трагедию целого поколения.

"Я" пытаясь подняться над уровнем сознания "поколения", лирическое "Я" осознает тщетность личных усилий, обнаруживая в себе пороки и слабости "поколения".

В нем контрастно сочетаются порыв к борьбе и обреченность.

В финале третий конфликт — исторический. Потомок презрительно отвергает современное поколение.

Поэтическая мысль печального размышления приходит к мрачному трагическому обобщению, от романтической ноты — к глубокой иронии.

"Социальная элегия"

Равнодушие к добру и злу, осмяние высоких страстей, неспособность к жертве, малодушие перед опасностью, историческая никчемность, бесславие — все духовные муки и пороки поколения восходят к скепсису, неверию. По Лермонтову — это не путь к истине. сомнение и отрицание бессильны и бесплодны. Выход из этого положения — в активной деятельности.

Современники были потрясены тоном стихотворения, оно заставило "многих вздрогнуть".

(продолжатели социальной элегии: Блок, Майков, Некрасов)

Белинский не соглашается с Лермонтовым.

Лермонтов: "Мы иссушили ум наукою бесплодной".

Белинский: "В этом нельзя согласиться с поэтом: сомнения — так, не излишества познания и науки, хотя бы и "бесплодной" мы не видим: напротив, недостаток познания и науки принадлежит к болезням нашего поколения.

Хорошо бы еще, если б, взамен утраченной жизни, мы наслаждались хоть знанием. Но сильное движение общественности сделало нас обладателями знания, без труда и учения — этот плод без корня, надо признаться, пришелся нам горек: он только пресытил нас, а не напитал, притупил нам вкус, но не усладил его.

Мы без вины виноваты!

Поэт и критик, современники сходно видят истоки и причины трагизма своего поколения. Разногласия — в осмыслении этого трагичного положения.

Домашнее задание. 1) Чтение учебника, статьи (стр. 257—258). Письменный анализ стихотворения "И скучно и грустно".

2) Принести на урок тексты стихотворений:

"К. н.и. "Я не достоин, может быть"

"К…" "Не думай, чтоб я был достоин сожаленья"

"Она была прекрасна, как места"

"Я не унижусь пред тобою"

"К" "прости! — мы не встретимся боле"

"Отчего" "Нет, не тебя так пылко я люблю"

3) Чтение, анализ стихотворения "Желанье", "1831-го июня 11 дня", "Парус" (по выбору).

Тема: "Любить, но кого же?" (Лермонтов о любви)

Ищу вокруг души родной

Лермонтов

Цель урока: углубление представлений учащихся о романтичном мировоззрении поэта (тоска по свободе, полнокровность жизни; неистребимая "жажда бытия", активной деятельности; поиски гармонии в мире природы; одиночество, неприкаянность лирического героя, попытка обрести "родную душу" в любви и дружбе").

Ход урока: Проверка домашнего задания. Анализ самостоятельной работы учащихся.

1)"И скучно и грустно". (1840) (чтение, анализ). Одно из наиболее характерных для мироощущения стихотворений Лермонтова. Близкое к дневниковой записи сиюминутное душевное состояние.

Антитеза определяет упругую напряженность всего стихотворения.

Поэт обращается к понятиям, значимым для него — "желанье", "любовь", "прошлое", "страсти".

Лермонтов погружается в себя.

Два начала — "вопрошающего" и "отвечающего" — скрепляют стихотворение; единая интонация "диалога с самим собой".

Лирический герой истерзан бореньем дум и чувств личности, ему хочется "прислониться" к сущему.

Поэт безуспешно пытается найти опору в тех обольщеньях жизни, которые столь ценны были для него прежде, в желаниях, любви, страстях, и отвергает саму жизнь.

Это стихотворение и "документ" мироощущения человека 30-х годов и "памятник" романтического мышления.

Форма стихотворения элегическая, объединяет черты и политики, и философии, и любовной элегии одновременно.

Для романтического мышления "каждая грань жизни обретает значимость лишь освещенная светом вечности", отрезок времени оценивается в перспективе вечности.

Белинский причислил стихотворение к "величайшим созданиям поэзии", "это не минута духовной дисгармонии", а "походная песня всей жизни, оправданная самой реальностью".

2) Тема любви — всепроникающая тема в творчестве Лермонтова. Это любовь к отечеству, к природе, детям и прежде всего — любовь к женщине в ее различных проявлениях: от бескорыстно-идеального "небесного" чувства до всепоглощающей любви - страсти или демонического соперничества.

К любви во всех ее формах Лермонтов предъявляет требования высокой ответственности, верности, полного понимания.

Нередко любовь звучит у него почти как синоним "счастья" или "добра". (Сушкова, Иванова, Лопухина)

Любовь для Лермонтова непреодолимая, всеохватывающая сила.

"1831 июня 11 дня". Представление о любви как о высшем и потому неосуществимом идеале. "К.Н.И.", "К…" трагичны. Любить "на время — не стоит труда…", и если герой клянется в любви вечно, как Демон, то такая клятва есть предзнаменование трагичного конца (чтение, анализ стихотворений).

У Лермонтова больше, чем у других русских лириков эта тема пронизана мотивами страдания — неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.

Неразделенная любовь — страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни.

— Какое настроение преобладает в любовной лирике Лермонтова?

— Как показано развитие любовного чувства?

— Новые мотивы в лирике зрелого Лермонтова?

— Почему лирический герой не нашел "родную душу"?

3) "Моя душа, я помню с детских лет чудесного искала".

(романтический идеал поэта)

"Желанье" (1832) и "1831 июня 11 дня":

а) "Одинок я — нет отрады". (тема одиночества)

Чтение стихотворений "Утес", "Тучи", "Сосна", "Дубовый листок".

— Почему это единый цикл?

— Художественные приемы (психологический параллелизм).

— Что ценит в природе и чем тяготится в окружающей жизни лирический герой?

Восхищение красотой природы, желание слиться с ее жизнью, поиски в природе гармонии бытия.

В свой страшный век, гасящих разум, волю, он владел гордым сердцем, мужеством борьбы, пылкостью чувств. Поэт стремится вернуть миру утраченную им гармонию, красоту. Это вызывает предельный взлет духовной силы поэта.

Не знавший сам счастья Лермонтов воспевает возрождающую силу любви.

"Очарованье" и "разочарования" поэта.

Любовь трагична в стихотворениях Лермонтова.

4) Кокетливая Екатерина Сушкова заставила юношу испытать жестокость неразделенной любви, похожей на обман.

"Нищий" (1830).

Наталья Иванова вызвала горечь, сознание напрасно растраченных чувств.

"Я не унижусь пред тобой" (1832).

Несмотря на кратковременные увлечения, неизменно, всю жизнь Лермонтов любил Варвару Лопухину. Судьба разделила их: вынужденный навсегда покинуть Москву, поэт потерял любимую. Варвара вышла замуж за Бахметева от безнадежности своей любви к Лермонтову.

"Молитва" (1837)

5) Выводы делают учащиеся (запись в тетрадях).

Домашнее задание: Индивидуальные задания.

1) поэма "Демон" (тема поэмы);

2) сопоставить стихотворения Пушкина "Пророк" и "Пророк" Лермонтова:

— Как выражена общность взглядов на роль поэта-пророка и в чем отличие образа лермонтовского героя от пушкинского?

— В чем видит Лермонтов причину трагичности судьбы поэта в современном ему обществе?

3) чтение и анализ стихотворения "Есть встречи — значенье…"

Что значило для Лермонтова творчество?

4) Статья учебника (стр. 258 —261); стихотворение наизусть.

Принести стихотворения "Родина", "Выхожу один я на дорогу…", "Прощая, немытая Россия".

Тема: "Горные вершины" — родина и природа для Лермонтова стихии высокие и просветляющие. ("Родина", "Выхожу один я на дорогу…")

Люблю отчизну я, но странною любовью…

Лермонтов

Цель урока: углубление представлений учащихся о духовных поисках Лермонтова. Помочь учащимся почувствовать и понять "странную" любовь поэта к родине: его близость к родной природе, народу и его неприятие крепостной России, "страна рабов, страна господ".

Ход урока:

Проверка домашнего задания.

Вступительное слово.

Тема Родины у Лермонтова развивается на протяжении всего творчества. Завершение она нашла в итоговом стихотворении (1841г.) "Родина" и в стихотворении "Прощай, немытая Россия…"

Два лика родины — в одном стихотворении открыто звучит признание в любви к ней, в другом — презрение к "стране рабов, стране господ".

В ранней лирике родина у Лермонтова — Земля, давшая жизнь, рождение и страдание. Рассказывая о стране, поэт ощущает дисгармонию: "и душно кажется на родине". Неудовлетворение ее настоящим рождает мечту об иной родине — образ идеальной романтической родины, "страны, где не знают обману". Романтическая отчизна для Лермонтова — это утраченная родина предков. Память о детстве, доме. Но воспоминание о теплой родине детства везде осложняется столкновением с губительной силой общества. Отрицание той России, где стонет человек от "рабства и цепей", зарождено у Лермонтова еще в юной лирике.

Как наследник декабристских традиций, Лермонтов преклоняется перед теми, кто умирает за интересы страны, кто борется за ее свободу.

"Бородино", "Песня …" — тема простого человека, который готов стоять за правду до последнего. "Уж постоим мы головою …"— здесь открывает поэт новый источник своей веры в родину.

2) "Родина" ( чтение, анализ по вопросам)

Поэт не отрицает военной славы, "полный гордого доверия покой", а полемически снимает их значимость в новом мироощущении, которое открывается лирическому герою.

Лермонтов приближается к народному осмыслению любви к Родине. Это и любовь к русской природе, к русской земле, возделанной трудом народа.

Во взгляде на природу Лермонтов идет от огромности пространства к теплоте и трепетности живого соприкосновения с ней, от "холодного молчания степей, разливов рек — к "чете белеющих берез", "к дымку спаленной жнивы", к цвету и запаху живого и близкого мира. Лермонтов стремится проникнуть в тайну народного бытия, разгадать высший смысл простой органичной жизни.

Но лирический герой не сливается с народной жизнью. Важной оказывается направленность пути, стремление найти опору в народном мироощущении, народной нравственности.

Добролюбов: в стихотворении «Лермонтов» «становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».

3) Самостоятельная работа: I вариант — "Что я увидел и открыл, понял, читая стихотворение Лермонтова?"

II вариант — Почему Лермонтов назвал "странной" свою любовь к России?

— С каким чувством он пишет о прошлом России?

— Картины природы. Чем вызвано чувство грусти?

— Чем любуется поэт в родной природе и деревенской жизни?

— Каким мы видим Лермонтова в его стихотворении "Родина"?

4)"Прощая, немытая Россия"(чтение, анализ).

(У Белинского "Прощай, свободная стихия")

— Чем стихотворение не похоже на предыдущее?

— Что любит, что ненавидит поэт?

— Почему ни разу не употребляется слово "родина"?

Это стихотворение — одно из самых острых политических выступлений поэта, и в то же время здесь выражены философско-социальные взгляды поэта.

Высокий накал мысли и чувства уже в первой строке. Оскорбительно-дерзкое и вместе с тем проникнутое душевной болью определение родной страны — "немытая Россия". Исключительная выразительность и емкость исторической характеристики, вместившей в себя всю отсталость, нецивилизованность современной поэту России. Предметом поэтического осмысления явилась вся николаевская Россия — это новое для русской гражданской поэзии. В следующих стихах мысль поэта обогащается. Ясность, твердость, с которыми Лермонтов говорит о главной черте самодержавно-крепостной империи — "страна рабов, страна господ", и глубина самого понимания рабства.

Она для Лермонтова не только характеристика внешнего положения народа, но и печальная реальность его внутреннего духовно-нравственного состояния в царстве произвола.

"И вы мундиры голубые,

И ты, им преданный ("покорный") народ".

(Лермонтов): "Хуже всего то, что некоторые люди терпеливо страдают, а то, что огромное большинство страдает, не сознавая этого".

Впервые в отечественной поэзии Лермонтов интерпретировал "преданность" деспотичной власти как рабство, он предвосхитил то понимание проблемы духовного рабства, которое позднее покажут Некрасов, Чехов, Салтыков-Щедрин.

И это все вместе — крепостное право, жандармский произвол, "жалкая преданность" ему — у Лермонтова как единое целое, чему он говорит "прощай".

(У Грибоедова "Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок")

Биографически это мотивировано последним отъездом поэта на Кавказ, это "прощай" шире своего смысла. С ним входит вторая тема — образ личности, страдающей "непримиримой страстно и бесповоротно порывающей с миром всеобщего рабства".

Предельный лаконизм, емкость, аллегоричность каждого слова сближают стихотворение с эпиграммой. Композиция проста и сложна одновременно. Четко разделено оно на 2 половины: тема России, тема личности и ее "побега". Первая — реальная, вторая — лиричное "Я". Вторая продолжает первую.

Называя сатрапов "панами", поэт закрепляет в сознании читателя мысль о "турецком", деспотическом характере "немытой русской действительности".

Оба стихотворения раскрывают "странную любовь" поэта к родине, новой для русской литературы.

От этих стихов поэт придет к "Пророку", к роману "Герой нашего времени".

Стихотворение Лермонтова поражает глубиной исторической мысли поэта о единстве нецивилизованности рабства, энергии отрицания самодержавного крепостного действа, внутреннего разрыва с нею. Это стало одним из "знамений" того духовного сдвига, которое совершается в русском обществе. Иным выражением этой мысли были "философское письмо" Чаадаева, "Мертвые души" Гоголя, письма Белинского к Гоголю.

Слова "немытая Россия" закрепились в сознании многих поколений русских людей как аллегорическое выражение бедственного состояния родины.

4. Добролюбов писал: "Лермонтов, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе." Доказательством этого служит его удивительное стихотворение "Родина".

Домашнее задание: 1) статья Белинского "Стихотворения М. Лермонтова" (в сокращении) "Герой…"

2) Чтение статьи учебника (стр.261 — 263; вспомнить — стр. 262).

3) "Мое первое впечатление о Печорине".

Индивидуальное задание: 1) Как эпитеты, отношение автора к выражению глаз героя, раскрывает их характер и настроение?

2) Каким мы видим Печорина в печальной истории с Бэлой? Это искренняя история или каприз избалованного сердца?

— Можно ли было предвидеть трагическую развязку?

— Изображение природы Кавказа и быта горцев.

— Казбич, Азамат, Бэла в изображении Лермонтова.

— Причины, побудившие Печорина нарушить покой "честных контрабандистов".

Учебник — стр.264 — 268.

2) Отобрать детали для характеристики Печорина М.М., простого, непосредственного человека.

— Может ли его мнение быть критерием в оценке главного героя?

— Является ли он человеком, который способен понять Печорина совершенно?

Материал для размышлений.

1) Что главное в романе? Дневники Печорина! Одна заветная мысль. Какая? "И, может быть, я завтра умру! И не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно…" — Так пишет Печорин накануне дуэли с Грушницким. Кто же он — герой нашего времени?

— "Добрый малый"? Комментируя дуэль, Печорин в трагической обреченности не утративший достоинства и благородства. "Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дорожке".

Эту фразу Печорин записал в дневнике еще до появления на водах Мэри. Значит, не любовная интрига свела их на вершине отвесной скалы. В позере и дуэлянте Грушницком он видит "представителя" того общества, к которому и сам принадлежит.

2) — Почему Печорин снял квартиру на краю города? Итак: мелкая, пустая интрига и в то же время глубокая человеческая драма ведут его к "узкой" дорожке, а, в общем, к тупику. Вот как видится ему утренний пейзаж в ту роковую минуту, когда опасность упасть со скалы так велика. Напрасно он "старался проникнуть в дымную даль" ущелья. Все "ýже" становилась эта "даль" и стала "непроницаемой стеной". Не предсказывает ли природа всю безысходность его положения?

Но близкая "стена" пока отодвинута. Трагичный финал дуэли — "комедии" — метивший попасть в герои, очутился в пропасти.

Устаревшее слово "прах" вместо "пыль"?

В конце главы Печорин появляется в доме Мери, чтобы вызвать к себе "презрение": единственное, что поможет влюбленной княжне. "Мерзавцы", наверное, так себя не ведут. Но и "малые добрые" — тоже.

3) — Кому сочувствуем: Печорину или Вернеру до, в момент или после дуэли?

— Отчего не с Вернером, а с Верой вдруг ему захотелось объясниться и в погоне за ней он становится виновником еще одной жертвы?

Почему Печорин "заснул сном Наполеона после Ватерлоо"?

4) Глава "Бэла", "Максим Максимыч": Как азиат, он украл у Казбича лошадь и выменял на нее Бэлу…" — А последняя встреча Печорина с Максимом Максимовичем? Вместо дружеского объятия — холодное рукопожатие, никто так не обижал его. Впрочем, Печорин холоден и к себе: "спешит", не зная куда и зачем, и не уверен, вернется ли.

При скрытности характера, личном достоинстве Печорина, чем объяснить его безразличие к собственным дневникам, которые хранит Максим Максимыч? Ведь он писал, что "дневник будет драгоценным воспоминанием". А может, ужасным? Разве что для мерзавца.

Отказ от дневника — последнее движение его доброй натуры и знак духовной смерти. Некогда "необъятные" нравственные силы растрачены по пустякам.

5) "Дела", "планы", "системы", "открытия" — большие гражданские понятия. Однако во что обратились они в пустой, никчемной жизни героя? Поколение Печорина не сумело найти для себя достойного поприща, и автор иронизирует над героем. "Кругом никто и ничто не звало живого человека". (Герцен) А Печорин живой, одаренный, умный. Подтверждение? Показать в Печорине ум — это обнаружить свой. Он герой и жертва своего времени. Трагедия человека деятельного, у которого нет дела.

6) Лишь в русском языке живет это слово "подвиг". Подвиг дан тому, кто может устремиться во имя общего блага. Русский народ уже много раз доказал свое бескорыстие, и потому он удостоен и подвига.

Не может быть такого века, такого года и даже такого часа, в течение которого подвиг мог бы быть неуместным.

Тема: "Странный человек" (повесть "Бэла")

Наши рекомендации