Культура как общественное явление

Понятие культуры выступает к качестве центрального в соотношении человека и общества. Культура и общество находятся друг с другом в отношении не абстрактного, а конкретного тождества, предполагающего на только совпадение, но и различие. Можно по разному интерпретировать отношения между обществом и культурой. Например, М.Каган считает, что культура – продукт деятельности общества, а общество субъект этой деятельности. А Э. Маркарян предлагает взять за исходное представление о культуре как функции общества.

Общество некоторая целостная система, в которой множество людей обеднены совокупностью связей (отношений). Взаимодействие людей и образует общественную жизнь, оно и создает общество как некоторый целостный организм. Общество это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека.

Культура есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии – материальных предметов текстов и идей, сохраняемых и используемых обществом от поколения к поколению.

Здесь можно выделить следующие аспекты:

генетический. Культура это продукт общества. (З.Фрейд: культура отличает нашу жизнь от животных

и служит двум целям защиты человека от природы и урегулированию отношений между людьми.)

гносеологический.

аксеологический. Культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира

материальных и духовных ценностей. (П.Сорокин: культура – это система ценностей, с помощью

которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих

институтов). гуманистический. Культура –это развитие самого человека, его творческих способностей.

нормативный. Культура система регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая

человека в мире.

социологический. Культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта.

Типологизация социальной истории и ее критерии. Понятие цивилизации.

1. Марксистская типология об-ва: В основе об-ва лежат общественные отношения, которые бывают материальные и идеологические. Материальные складываются не проходя через сознание людей.

Это производственные отношения. Идеологические - проходят через сознание людей и отражают интересы классов, соц. групп. Сис-ма производственных отношений составляет базис об-ва. Над базисом возвышается надстройка: Общественное сознание, идеологические отношения. Выделение матер. отношений, как определяющих развитие об-ва легло в основу ОЭФ. Это конкретно­исторический тип об-ва, взятого в единстве базиса и надстройки. Марксизм выдел. след. ОЭФ:

- первобытная

- рабовладельческая

- феод-ая

- кап-ая

- ком-ая

и представляет развитие об-ва как естественный истор. процесс смены истор. формаций.

2. Теория стадий эк. роста. Выделяют след. типы об-ва на основании развития техники, пр-веных сил. и матер. тех. базы:

1) До индустриальное об-во, характериз. ручным трудом, а главные институты об-ва церковь и армия

2) Индустриальное об-во, разрушаются традиционные привилегии и провозглашаются равные гражданские права

3) Пост индустриальное, присуща автоматизация пр-ва. Главным для об-ва явл. пр-во информации, нового знания, возрастает роль универов. Сфера услуг возвышается над сферой пр-ва. Классовое деление заменяется профессиональным, по соц. статусу выделя-

ют высший средний и низший классы. Основной конфликт этого об-ва м/у знанием и не­компетентностью, в отличии от индустриального об-ва м/у трудом и капиталом. ПРОБЛЕМА ЦИВИЛИЗАЦИИ:

Сущ. 3 точки зрения на цивилизацию:

1) Цивилизация, как синоним к-ры

2) Цивил. как нечто противостоящее к-ре.

3) Цивил как хар-ка конкретного соц культурного образования.

Энгельс выделял 3 ступени развития об-ва: дикость, варварство и цивил.

Основные хар-ки цивил.:

1) Общественное разделение труда

2) Возникновение товарно-денежных отношений.

3) Раскол об-ва на классы, появление гос-ва.

4) Изменение в формах семьи от полигамии к моногамии.

5) Создание письменности

Цивил. вкл. преобразовательную, окультуренную ч-ком природу, ср-ва этого преобразования, ч-ка усвоившего к-ру и способного жить в окультуренной среде своего обитания, общественные отношения, как форма соц. организации к-ры. Цивил. заключает в себя как достижения и противо­речия.

Наши рекомендации