Структура прозы «Декамерона» (влияние средневековой риторики, роль вступления) . Сатира и социальная критика в новеллах Бокаччо («осовременивание» повествования)

Произведением Боккаччо, на котором зиждется его мировая слава, является «Декамерон», написанный приблизительно в 1352-1354 гг. В этой книге, открывающей собой историю итальянской художественной прозы, Боккаччо наносит со­крушительный удар религиозно-аскетическому мировоззрению и дает необычайно полное, яркое и разностороннее отражение современной итальянской действительности. Рецессансный реализм, подготовленный уже в юношеских произведениях Боккаччо, полу­чает яркое выражение в «Декамероне», который часто противопо­ставляли «Божественной комедии» Данте как книгу, знаменующую начало новой эры в западноевропейской литературе.

В жанровом отношении «Декамерон» доводит до высокого со­вершенства небольшую прозаическую повесть-новеллу, существо­вавшую в итальянской литературе еще до Боккаччо. Своими корня­ми этот жанр уходит в средневековую литературу, в литературу легенд, сказок, исторических повестей, бытовых анекдотов и захо­жих сказаний, отчасти восточного происхождения. Многие такие повестушки входили в такие популярные латинские сборники, как «Римские деяния» и «Книга семи мудрецов», которые переводились на большинство европейских языков. Итальянский перевод второго сборника был сделан уже в XIII в. В самом конце этого века по­явился первый оригинальный сборник итальянских новелл — «Новеллино, или «Сто древних новелл». Мы встречаем здесь пересказы сюжетов рыцарских романов, сказания об античных героях и мудрецах, о библейских персонажах и святых, о западных и восточных монархах, басни о животных и восточные притчи. Но самую интересную группу в «Новеллино» составляют бытовые рассказы и анекдоты, почерп­нутые из живой итальянской действительности.

Новеллы отличают­ся краткостью и схематичностью; стиль их суховат и безыскусствен, стремление к правдоподобию часто приносится в жертву занимательности. «Новеллино» ставил себе чисто практические це­ли: его задачей являлось принести «большую пользу людям, не имеющим образования, но желающим получить его».

Боккаччо воспринял из «Новеллино» и других ранних сборников новелл все заключенные в них плодотворные элементы: анекдоти­ческую фабулу, трезвый бытовой элемент, жизненную непосредственность, прославление находчивости и остроумия, непочтитель­ное отношение к попам и монахам.

К этим унаследованным элементам он добавил последовательную реалистическую установку, богатство психологического содержания и сознательную арти­стичность формы, воспитанную внимательным изучением античных авторов.В силу такого подхода к новелле она стала полноправным литературным жанром. Свежесть и новизна этого жанра, его на­родные корни, ощутимые даже под лоском изящного литературно­го стиля Боккаччо, сделали его наиболее приспособленным для вы­ражения передовых гуманистических воззрений.

Подобно «Новеллино», «Декамерон» состоит из ста новелл. Но эти новеллы следуют одна за другой не произвольно, как в «Новел­лино», а в определенном, строго продуманном порядке. Они скре­плены при помощи обрамляющего рассказа, являющегося вступле­нием к книге и дающего ей композиционный стержень. Такое построение существовало уже в восточных сборниках сказок: араб­ском — «1001 ночь», индусском — «Панчатантра», персидском — «Книга попугая», а также в «Книге семи мудрецов», тоже восходя­щей к восточным источникам. Но во всех указанных сборниках давалась бытовая мотивировка рассказывания сказок для задержа­ния казни, для возражения на какую-либо мысль, для убеждения в чем-либо и т. д. Боккаччо снял утилитарный мотив и заменил его рассказыванием ради рассказывания. При таком построении рас­сказчики отдельных новелл являются участниками вводного, обрамляющего рассказа.

«Декамерон» начинается знаменитым описанием флорентийской чумы 1348 г. Мрачный, трагический колорит этого описания эф­фектно контрастирует с веселым, жизнерадостным настроением всего сборника. Семь дам и трое юношей удаляются из зачумлен­ного города на виллу, находящуюся в окрестностях Флоренции, и приятно проводят время в прогулках, играх, танцах и в рассказы­вании новелл. Каждый день рассказывается по десяти новелл (по числу участников этой компании), а всего они проводят на вилле десять дней. Отсюда и название сборника «Декамерон» (свободное греческое словообразование, означающее «десятидневник»).

Таким образом, новеллы «Декамерона» рассказываются в об­становке своего рода «пира во время чумы». Акад. А. Н. Веселовский замечает по этому поводу: «Боккаччо схватил живую, психо­логически верную черту — страсть к жизни у порога смерти». Рассказчики «Декамерона» забывают о чуме, они беспечно прохо­дят мимо ужасов смерти. В этом ярко проявляется жизнерадост­ность Ренессанса. Боккаччо изображает рассказчиков и рассказчиц «Декамерона» образованными, изящными и остроумными молоды­ми людьми. Трое юношей носят имена Дионео, Филострато и Памфило, иод которыми Боккаччо выводил самого себя в своих юношеских произведениях. Веселый Дионео, меланхоличный Филострато и рассудительный Памфило — показатели настроений самого Боккаччо в разные периоды его молодости. Характер каждого из юношей отражается в рассказываемых им новеллах. То же отно­сится и к дамам. Это придает большое разнообразие сборнику и вносит в него структурную четкость.

Боккаччо почти всегда разрабатывал использованные в литера­туре сюжеты, подчас весьма древние. Источники «Декамерона» — французские фаблио, средневековые романы, античные и восточные сказания, средневековые хроники, сказки, новеллы предшествую­щих новеллистов, злободневные анекдоты. Но Боккаччо пользовал­ся заимствованным материалом весьма свободно, внося новые чер­точки, видоизменяя целевую установку всего рассказа. В итоге весь использованный им материал принимал ярко индивидуальный отпечаток.

У предшественников Боккаччо новелла была еще назида­тельным рассказом средневекового типа. Боккаччо сохраняет эту традиционную установку. Рассказчики «Декамерона» сопрово­ждают свои новеллы моральными сентенциями. Так, 8-я новелла X дня должна показать силу истинной дружбы, 5-я новелла I дня должна иллюстрировать значение быстрого и удачного ответа и т. д.Однако обычно у Боккаччо мораль вытекает из новеллы не логически, как в средневековых назидательных рассказах, а психо­логически. Это придает новелле новое идейно-художественное каче­ство.

В своих новеллах Боккаччо рисует огромное множество собы­тий, образов, мотивов, ситуаций. Он выводит целую галерею фи­гур, взятых из различных слоев современного общества и на­деленных типичными для них чертами. Несмотря на такое разно­образие содержания, новеллы Боккаччо могут быть разбиты на несколько групп.

Первая, самая простая в сюжетном отношении группа — это ко­ротенькие рассказы, повествующие о каком-нибудь остроумном из­речении, коротком и быстром ответе, помогающем герою выйти из затруднения. Такие новеллы, напоминающие «Новеллино» и фран­цузские фаблио, заполняют I и VI дни «Декамерона». К этой груп­пе примыкает и знаменитая новелла восточного происхождения о трех кольцах (д. I, нов. 3-я), в которой Боккаччо утверждает принципиальное равенство трех основных религий, тем самым вы­ступая против претензии христианской религии на единственную истинность.

Ко второй группе относятся новеллы об удивительных доброде­телях и глубоких движениях души. Такие новеллы характерны в особенности для X дня «Декамерона». Здесь прославляется пышность двора испанского короля Альфонса, великодушие Карла Ан­жуйского, щедрость Натана, непоколебимая любовь Тито и Джизиппо.Новеллы этой группы часто посвящены прославлению ры­царских добродетелей. Такова известная новелла о Федериго дельи Альбериги (д. V, нов. 9-я) — бедном рыцаре, заколовшем для уго­щения любимой дамы своего единственного сокола.

Другая знаменитая новелла этой группы — об испытании Гризельды (д. X, нов. 10-я). Во имя прославления супружеской верно­сти и покорности мужу Боккаччо заставляет Гризельду подавить в себе и самолюбие, и человеческое достоинство, и женскую гор­дость, и ревность к сопернице, и материнское чувство. Гризельда выходит победительницей из всех этих унизительных испытаний и в конце новеллы награждается за свою кротость, покорность и самоотверженную любовь. Эта новелла, последняя в «Декамеро­не», заключает в себе моральное поучение в стиле средневековых рассказов. Она произвела большое впечатление на Петрарку, ко­торый даже перевел ее на латинский язык.

К третьей группе относятся новеллы, повествующие об удиви­тельных превратностях судьбы, бросающей людей от одних усло­вий жизни к другим, прямо противоположным. К этим превратностям «фортуны» Боккаччо и его герои относятся с оптимизмом, характерным для людей эпохи Возрождения. Такие новеллы боль­ше всего встречаются во II и V днях. Среди случайностей, разре­шающих запутанную фабулу, важную роль играет неожиданное на­хождение утерянных родственников — мотив, ставший впоследствии излюбленным в комедиях XVI—XVII вв. Так, в 5-й новелле V дня девушка, в которую одновременно влюблены двое юношей, узнает в одном из них своего утраченного брата, после чего выходит за­муж за другого.

В некоторых новеллах Боккаччо дает невероятное нагроможде­ние превратностей судьбы, постигающих героев.

Такова новелла о Ландольфо Руффоло (д. II, нов. 4-я), который был богатым купцом, затем потерял все свое состояние, сделался корсаром и снова приобрел сю, ограбив турок; когда он решил вернуться к спокойной жизни, генуэзцы за­хватывают его в плен, но их судно терпит кораблекрушение; Ландольфо спасается на ящике и полумертвый приплывает на нем к острову Корфу; открыв ящик, он на­ходит в нем целое состояние и становится богатым в третий раз. Сюда же относит­ся новелла о дочери вавилонского султана Алатиэль (д. II, нов. 7-я), которая в те­чение четырех лет попадает в руки к девяти мужчинам, после чего прибывает к своему жениху, королю дель Гарбо, и как ни в чем не бывало выходит за него за­муж. Некоторые из новелл этой группы имеют остро комический характер. Такова остроумная новелла о приключениях в Неаполе провинциала Андреуччо из Перуджи (д. II, нов. 5-я), знакомящая читателя с миром неаполитанских куртизанок и во­ров. Простодушный провинциал становится их жертвой и испытывает в течение одной ночи множество разнообразных приключений, после которых он не знает, как поскорее унести ноги из этого опасного города.

Новелла об Андреуччо подводит нас к группе буффонных но­велл, рассказывающих о проделках веселых гуляк, шутников, люби­телей острого словца, пользующихся случаем позабавиться на чу­жой счет. Таковы флорентийские живописцы Бруно, Буффальмакко и Нелло, забавные проделки которых над простаками Симоне и Каландрино заполняют целых пять новелл VIII и IX дней.

Эти флорентийские затейники отличаются большой наблюдательностью, остроумием и неиссякаемой энергией, которую они растра­чивают на всякого рода комические выдумки. Мораль новелл этой группы может быть выражена словами: горе всем слабым, недале­ким, доверчивым людям! Боккаччо с сочувствием относится к про­делкам своих шутников, когда они безобидны и выражают народ­ное остроумие и изобретательность.

Иной характер имеют плутни попов и монахов, использующих религиозность и суеверие массы в своих личных целях. Боккаччо язвительно разоблачает алчность и похотливость этих пройдох. Так комическая новелла превращается в сатирическую, дискредитирую­щую служителей католической церкви.

Классическим типом церковного шарлатана является брат Чиполла (д. VI, нов. 10-я), монах ордена св. Антония, морочащий голову доверчивым людям всякими мнимыми реликвиями, вроде локона серафима, ногтя херувима, пузырька с потом ангела, боровшегося с дьяволом, склянки со звоном колоколов Соломонова храма и т. д. Когда двое шутников наложили в его ларец вместо реликвий углей, брат Чиполла немедленно заявил, что бог совершил чудо, заменив перо архангела Гав­риила угольками с костра, на котором был сожжен св. Лаврентий, и собрал больше подаяния, чем обычно. Итак, никакому плуту и шутнику не перехитрить монаха. Вся сила, все влияние духовенства на массу держится на этом плутовстве, сочетае­мом с религиозным лицемерием.

Разоблачение духовенства, обличение показной святости, ханже­ства, религиозного лицемерия характерно для «Декамерона» как памятника гуманистической литературы. «Декамерон» — книга с яр­ко выраженными антиклерикальными тенденциями. Развивая не­почтительное отношение к духовенству, присущее произведениям городской повествовательной литературы раннего средневековья, Боккаччо превращает монаха в комический персонаж, в мишень для всякого рода насмешек и издевательств. Обличая католическое духовенство, Боккаччо широко использует комический контраст ме­жду словами и поступками монахов. Проповедуя высшую муд­рость, монахи на самом деле грубы и невежественны; проповедуя чистоту и воздержание, они похотливы и развратны и т. д. При этом они даже не стараются сгладить контраст между своими сло­вами и действиями, а убеждают верующих: «Делайте то, что мы говорим, а не то, что мы делаем» (д. III, нов. 7-я), или же доказы­вают, что можно быть святым человеком и грешить, потому что святость пребывает в душе, а грех в теле (д. III, нов. 8-я). Руково­дясь такими афоризмами, монахи у Боккаччо постоянно выступают в роли соблазнителей горожанок; при этом обычно их проделки разоблачаются.

Но, обличая развратных монахов, Боккаччо был далек от отри­цания монашества и католической церкви в целом. Его антиклери­кальная сатира не перерастала в антирелигиозную, а имела целью исправление наблюдаемых им в церкви изъянов. Однако объек­тивный результат сатирических выпадов Боккаччо значительно пре­взошел его субъективные замыслы. В сознании будущих поколений сатира «Декамерона» получила ярко выраженное антирелигиозное звучание.

Антиклерикальные новеллы Боккаччо обычно содержат эротиче­ский элемент. Эротическая тематика в этих новеллах мотивируется проводимым в них разоблачением аскетизма. Однако и помимо этого эротическая тематика многих новелл «Декамерона» имеет глубоко принципиальный характер. Она вырастает из борьбы гума­ниста Боккаччо против устарелых норм феодальной семьи, против делового брака, обусловленного фамильными интересами, против подавления естественных влечений и тирании домостроевского уклада.

Соответственно своим новым идеологическим установкам Бок­каччо совершенно изменяет трактовку темы супружеской неверно­сти. Если городская литература раннего средневековья изобличала неверных жен как служительниц дьявола, то Боккаччо обычно ста­новится на сторону женщины.Будучи выдана замуж насильно, женщина, изменяя нелюбимому мужу, мстит изменой за свое угне­тение; ее измена есть проявление верховной, суверенной силы люб­ви. Стоя на точке зрения естественной морали, Боккаччо считает любовь единственным законом, не терпящим никаких ограничений и рамок. Ни династические, ни сословные, ни фамильные интересы для Боккаччо в вопросах любви не являются решающими. Бок­каччо охотно рисует случаи, когда любовь разрушает соци­альные перегородки. Так, Гисмонда, дочь принца, отдается слу­ге своего отца Гвискардо и красноречиво защищает перед отцом свое право любить человека «низкого происхождения» (д. IV, нов. 1-я).

Возмущение природы и страсти против установленных со­циальных законов и предрассудков приводит у Боккаччо подчас к трагическим конфликтам.

Таких трагических новелл немало в «Декамероне». Они находят­ся в разительном контрасте с игривыми адюльтерными новеллами, в которых находит выражение характерная для Ренессанса реабилитация плоти с ее естественными, здоровыми инстинктами. Заметим, что эти эротические новеллы создали у широкой публики совершен­но неправильное, одностороннее представление о «Декаме­роне».

Поразительное богатство идей, сюжетов, образов, ситуаций, присущее «Декамерону», находит отражение также в его стиле. Но­веллы Боккаччо отличаются на редкость богатым и красочным языком. Боккаччо создал в них стиль итальянской художественной прозы, которая до него была примитивной и безыскусственной. Он подверг ее литературной отделке, ориентируясь на опыт античных авторов.

Временами у Боккаччо заметно стремление приблизить итальянскую прозу по ее построению к латинской, и это порождает некоторую монотонность речи, которая противоречит живости и актуальности ее содержания.Но такая учено-гуманистическая языковая манера во времена Боккаччо еще не носит застывшего ха­рактера, как у преемников Боккаччо — писателей конца XIV и XV в. Сам Боккаччо далеко не всегда писал таким слогом. Когда сю­жетные ситуации захватывали его, он переходил на живой флорен­тийский народный язык, которым он владел в совершенстве. Таким живым народным языком говорят у Боккаччо в первую очередь ко­мические персонажи. Тогда диалог становится быстрым, дина­мичным, усеивается мелкими народными словечками, поговорками, каламбурами. Последние вводятся чаще всего для маскировки эро­тических ситуаций. Большинство эротических новелл Боккаччо по­строено на каламбурах.

Этому жанровому, бытовому элементу противостоит в стиле «Декамерона» своеобразная романтическая струя. Мы находим та­кую романтику уже в обрамляющем рассказе, построенном на остром контрасте жизни и смерти. Романтичны также трагические новеллы, с присущим им прославлением сильных страстей, побеж­дающих смерть (ср. новеллы о Гисмонде, об Изабетте и др.). Нако­нец, романтичны новеллы, повествующие о путешествиях по даль­ним странам и опасным морям, о тех приключениях странствую­щих купцов-мореплавателей.

Боккаччо весьма искусно сочетает обе отмеченные стилистиче­ские тенденции — быт и романтику, комизм обыденной жизни и трагизм сильных страстей. Он является писателем исключительно широким и разносторонним. Обрабатывая традиционные сюжеты, он обогащает их множеством личных наблюдений, углубляет идеи и чувства своих персонажей, стремится передать впечатления живой жизни, схватить в каждом предмете или образе наиболее харак­терные, живые черты. В этом главным образом и заключается его реализм, выражающий типичное для Ренессанса любование жизнью, «открытие мира и человека». Этот реализм проявляется и в описаниях природы и внешней обстановки действия, и в живых портретах действующих лиц, и в психологических мотивировках их поступков.

Гуманистические идеалы эпохи Возрождения и их художественное воплощение в «Декамероне»
Новое мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, принято называть гуманизмом. Отдельные черты гуманизма присутствуют и в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объёмнее и целостнее. Гуманизм означает не только то, что человек признаётся высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. Гуманизм Возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания. Фактически это означало признание господства разума над окружающим миром. Из этого следовала ещё одна черта гуманизма – вера во всеобщий и бесконечный прогресс. Наконец, поэтизация человека и всего человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному.

Гуманизм Возрождения, не отрицая, что человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчество. Именно в творчестве, считали гуманисты, должно, прежде всего, проявляться подобие человека Богу. Творчество Возрождения было направлено на человека. Самопознание и самосозидание человека – таковы главные идеи возрожденческого гуманизма.

Как правило, гуманисты не выступали против религии. Но, превознося человека, делал из него подобие титана, они отделяли его от Бога, которому отводилась роль творца, не вмешивающегося в жизнь людей. Человек стал религией возрожденческого гуманизма.

Гуманисты критиковали догматическую, ритуальную сторону христианской церкви, католического духовенства.

Итак, основными чертами культуры эпохи Возрождения являются:

· антропоцентризм,

· гуманизм,

· модификация средневековой христианской традиции,

· особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии,

· новое отношение к миру.

Наши рекомендации