Социальные факторы зарождения Античной философии
· Утверждение зрелых рабовладельческих отношений и установление демократического строя, предоставившего индивиду возможность для его роста и самоутверждения.
· Античное мифологическое мышление в своем развитии достигло высокого уровня рацианализации.
· Деловые и научно-философские контакты Древне Греции и Древнего Востока.
· Опора на зарождающееся научное знание.
· Развитие языка и письменности.
Досократические школы Древней Греции
1. Милетская школа «физиков» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
2. школа пифагорейцев.
3. Школа Гераклита Эфесского.
4. Элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс Самосский).
5. атомисты (Демокрит-Левкипп).
Характерные черты досократических школ:
· ярко выраженный космоцентризм;
· поиск первоначала (архэ), породившего все сущее;
· гилозоизм (одушевление неживой природы);
· доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
Афоризмы ПИФАГОРА
Берегите слёзы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
Будь другом истины до мученичества, но не будь её защитником до нетерпимости.
Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в будущем.
Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.
Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.
Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и лёгким.
Молчи или говори что-нибудь получше молчания.
Что такое друг? Пифагор сказал, что это "второе я", и упомянул о "дружественных" числах 284 и 220.
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.
Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.
Пристанью для корабля служит гавань, а для жизни - дружба.
Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью.
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) существовала в Древней Греции в 6 в. до н.э., получила свое название от города, где была основана.
Философы милетской школы
1. выступали со стихийно материалистических позиций;
2. занимались наряду с философией точными и естественными науками;
3. пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа «физиков»);
4. искали первоначало – субстанцию, - из которой возник окружающий мир.
Фалес (640 – 560 гг до н.э.)
Основатель милетской школы, один из выдающихся греческих ученых-философов, математик, астроном, политик, писатель, учитель, торговец.
Фалес считал:
· первоначалом («архэ») всего сущего воду;
· представлял Землю в Сиде плоского диска, который покоится на воде;
· считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (был гилозоистом – то есть одушевлял все сущее);
· допускал наличие множества богов;
· считал центром Вселенной Землю;
· точно определил продолжительность года в 365 дней;
· сделал ряд математических открытий.
Анаксимандр (610 -540 г.г. до н.э.)
Ученик Фалеса, естествоиспытатель, географ и натурфилософ.
· Первоначалом всего сущего считал «апейрон» - бесконечное, неопределенное материальное первоначало.
· Дал первую характеристику закона сохранения материи: «вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они возникли».
· В космологии создал первую геометрическую модель Вселенной.
· Развил учение о происхождении «первых людей» из животных другого вида.
Анаксимен (546-526 г.г. до н.э.)
Ученик Анаксимандра.
· Первоначалом всего сущего считал воздух: все вещи представляют его порождения, образуясь путём его сгущения или разрежения.
· Другие изменчивые свойства вещей (например, тепло или холод) являются производными от этого основного процесса.
· «Беспредельный воздух» - источник дыхания и жизни, весь мир окружен и сдерживается воздухом, подобно тому, как тело сдерживается душой.
· Широко пользовался методом аналогий.
Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, - ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов - твоим другом.
Все свое я ношу с собой.
Биант из Приены (жил в VI веке до н.э.)
Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.
Анаксимен из Милета, (585 - 525 г. до н.э.)
Сама по себе каждая вещь и велика, и мала.
На вопрос: "Ради чего лучше родиться, чем не родиться?" - Анаксагор ответил: "Чтобы созерцать небо и устройство всего космоса!"
Анаксагор (500 - 428 г. до н.э.)
Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, - ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов - твоим другом.
Все свое я ношу с собой.
Биант из Приены (жил в VI веке до н.э.)
Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.
Анаксимен из Милета, (585 - 525 г. до н.э.)
Какая наука самая необходимая? Антисфен ответил: "Наука забывать ненужное".
Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается: ибо все, что принадлежит другим, принадлежит и ему.
Удел царей: делать хорошее и слышать дурное.