Об обстоятельствах, в которых вырос Кодо Саваки роси

Больше двадцати лет прошло со смерти Саваки роси, который был одним из самых выдающихся мастеров Дзэн и действовал с двадцатых годов до 1965. Даже сегодня он оказывает огромное влияние на мир. Но условия, в которых он родился, были очень суровы и несчастны.

Он родился в 1880 году в префектуре Миэ. В то время Япония как раз очень сильно политически реформировалась, и новому государству не хватало стабильной основы. В это ненадёжное время, когда ему было 4 года, умерла его мать, а в 7 лет он пережил смерть отца. Четырёх братьев и сестёр поделили на семьи родственников и бывшей прислуги. Саваки роси, которого тогда звали Сайкити, попал в дом своего дяди. Но и этот дядя умер через пол года и его взял к себе другой дядя, который официально торговал лампионами в квартале Иссиндзи, на самом же деле зарабатывал деньги азартной игрой. Здесь он учился в начальной школе на протяжении 4 лет (так как он поздно пошёл в школу, то закончил начальную школу только в 12 лет).

Будучи ещё учеником начальной школы молодой Сайкити уже работал у своих приёмных родителей как мальчик на побегушках. Он продавал, например, рисовые пирожки в казино, таким образом узнав мир азартной игры, или помогал актёрам в кабаре переодеться. Однажды он был свидетелем, как один 50-летний мужчина купил себе 18-летнюю проститутку, получил инфаркт, и как на следующий день пришла его жена и плакала: "Даже мёртвый он ещё создаёт проблемы, и это на таком месте...". Будучи ещё маленьким ребенком, он узнал, что происходит за кулисами нашего сложного мира.

Вскоре после того, как Сайкити закончил начальную школу, произошла кровавая разборка между приблизительно семьюдесятью Якудза, делящими территорию. Вечером того же дня его отчиму было поручено наладить связь между бежавшими Якудза, но он, дрожа от страха, не мог ничего сделать. На его месте это задание предложил выполнить Сайкити: ночью, под дождём, он перешёл место кровавой драки, чтобы связаться с Якудза, бежавшими на 10 километров. После этой ночи его отчим начал бояться его и прекратил бить.

Но хотя Саваки роси и провёл своё детство в такой среде, он познакомился и с другими примерами. Там была семья Морита, которые жили поблизости в заброшенном доме. Отец наклеивал каллиграфии на свитки, а сын учился традиционной японской живописи. Сайкити притягивала эта семья, которая, хотя и жила в очень бедных условиях, имела в себе что-то совершенно чистое. Он начал часто посещать Морит. Отец Морита научил его старой японской истории и литературе. Кроме того, он познакомился с той истиной, что в жизни есть более важные вещи, чем деньги или положение и имя. Позднее Саваки роси сказал, что таким образом образовалась почка, из которой потом вырос плод его жизни.

После окончания начальной школы Сайкити перенял торговлю лампионами, которой кормил приёмных родителей, любящих удовольствие (его мачеха была старая проститутка). Но он постепенно начал открывать глаза на свою собственную жизнь и раздумывать, правильно ли жить такую жизнь, потом пожениться и кормить жену и детей. Сайкити не знал, что ему делать, но его сердце требовало пути. Когда он в первый раз убежал из дома, то оказался у своего знакомого в Осаке. Но побег не увенчался успехом: приёмные родители вернули его обратно.

В следующий раз он решил убежать так далеко, чтобы его уже никто не смог вернуть. С тремя килограммами сырого риса на плечах и 27 Сэн в кармане, со светом одного единственного лампиона, он в 16 лет пошёл к Эйхэйдзи в Этидзэн. Во время долгого пути Сайкити беспрерывно жевал сырой рис.

В Эйхэйдзи не заботились о сбежавших из дома детях: Сайкити не разрешили войти. Два дня и две ночи он ждал перед воротами без еды и питья в надежде на исполнение его просьбы, чтобы его либо посвятили в монахи, либо разрешили умереть в Эйхэйдзи. В конце концов, его взяли как помощника в мастерской.

Позднее он помогал в Рюндзи, храме одного из главных священников (ино) Эйхэйдзи. Однажды ему разрешили делать, что он хочет. Тогда он решил в одиночестве сидеть дзадзэн в своей комнате. В этот момент в комнату вошла старая женщина, которая тоже помогала в храме. Она поклонилась перед ним настолько почтительно, как будто бы он был Буддой. Что же это было, что заставило эту старуху, которая всё время гоняла его как мальчика на побегушках, поклониться перед ним так почтительно? В первый раз Саваки роси познакомился с возвышенной позой дзадзэн и решил практиковать его всю свою жизнь. В позднем возрасте Саваки роси часто говорил, что он парень, который растратил всю свою жизнь на дзадзэн. Начальный момент такого образа жизни лежит в этом раннем происшествии.

Наконец, с помощью различных связей, исполнилось его желание стать монахом, и его посвятили в этот сан в Сосиндзи в далёком Кюсю. В 19 лет он вступил в Энцудзи в Тамба как унсуй (странствующий монах), но пробыл там всего лишь пол месяца. Оттуда его послали в другой храм, в котором он встретился с Рён Фуэока роси. Они оба хорошо поняли друг друга и Саваки решил следовать за Фуэока. Фуэока роси учился много лет у одного из самых важных мастеров Дзэн периода Мэйдзи (1868-1912), Бокудзан Нисиари Дзэндзи, и он имел чистый характер, который притягивал Саваки роси тем больше, чем дольше он оставался вместе с ним. От Фуэока роси он услышал лекции о Гакудоёдзинсю, Эйхэйсинги и Дзадзэнёдзинки и это создало основу для его поздней практики сикантадза.

Потом его призвали как солдата на русско-японскую войну (начало 1904), где он получил золотой орден. В 26 лет, в 1906 году, он возвращается обратно в Японию. После войны, немного поздновато для его возраста, поступает в институт буддийских исследований в своём родном городе. После этого переходит на семинар Хорюдзи в Нара, где изучает Ёгакара-философию у Саэки Дзёин Содзё (Примечание: Ёгакара-философия – старая буддистская школа, чья философия похожа на немецкий идеализм и современную психологию – все феномены рассматриваются как продукты нашего сознания, которое разделяется на 8 областей (5 органов чувств, думанье, самосознание и под – или хранилищное сознание)). После того, как он познакомился с буддийским учением, то в возрасте 34 лет в Дзёфукудзи, пустующем храме в Нара, Саваки роси начал в течение трёх лет с утра до вечера в одиночестве сидеть дзадзэн. Тут сикантадза перешла ему в плоть и кровь.

В 1916 году, в возрасте 36 лет, его нанял Сотан Ока роси в качестве учителя для монахов в Дайдзидзи в Хиго. После смерти Ока роси, Саваки роси жил один на горе Маннъити в Кумамото, откуда он начал ездить во все концы Японии, чтобы учить дзадзэн и читать лекции.

В 55 лет его назначили профессором в университете Комадзава. Одновременно с этим он стал годо (одним из старших священников) в Содзидзи, одним из двух главных храмов школы Сото. С этого времени начался период его самой большой активности.

В то время "Дзэн" означал не больше, чем коан-Дзэн школы Риндзай, но Саваки роси полностью сконцентрировался на сикантадза, которому учил Догэн Дзэндзи. Для истории японского буддизма было особенно важно, что сикантадза Саваки роси снова показывалась в своей чистой форме и заняла своё место наравне с коан-Дзэн.

Так как он никогда не жил в собственном монастыре и не писал книг, люди начали называть его "бездомный Кодо". Но в 1963 году, в возрасте 83 лет, сила в ногах покинула его, и он должен был прекратить свои путешествия. Он остановился в Антайдзи в Кёто, где и умер в 1965 году, в возрасте 85 лет.

Для тех, кто ищет более подробную информацию о жизни Саваки роси, есть несколько японских биографий. Здесь я собрал всего лишь несколько моментов из его жизни, чтобы те, кто вообще ничего о нём не знают, могли бы создать себе приблизительную картину. Эти моменты состоят из его отчима и семьи Морита, происшествия в Рюндзи и встречи с Фуэока роси, которые представляют собой семена и почки, из которых развивалась жизнь Саваки роси.

nervana.net.ru

* * *

Мастер Кодо Саваки

Его настоящее имя – Тсайкичи Тада. Родился он в 1880 году в Тсу, провинция Исе. Слишком рано осиротел: когда ему было пять лет, умерла его мама, а когда ему исполнилось восемь, умер отец. Заботился о нем дядя – человек ленивый, слабый, со страстью к азартным играм. В тринадцать лет молодой Кодо, чтобы заработать на свое содержание, работал в доме азартных игр. Его заданием было стоять “на посту” и предупреждать о приходе полиции. Однажды он стал свидетелем смерти старого мужчины. Тогда он пережил шок и осознал существование смерти. Раньше никогда не задумывался над смертью своих родителей, но эта внезапная смерть вынудила молодого Кодо почувствовать, что жизнь коротка. Почувствовал он и потребность начать новую жизнь, найти наставника, который мог бы его учить.

Потому он отправился к большому монастырю дзэн – Ейхей-дзи, куда, согласно обычаю, его не впустили. Восемь дней он ожидал перед воротами разрешение переступить порог храма. Он был маленьким и плохо одетым. Монастырские повара принесли ему немного рыбы для еды. В конечном итоге его терпение было вознаграждено и его приняли помощником повара. Кодо мог практиковать дзадзэн лишь во внешнем додзё, в коридоре, где лежали маты и подушки для тех, кто опоздал и кто прислуживал в храме. Он был счастлив. Однако он заметил, что в этой святыне, время назначенное на медитацию было непропорционально коротким в сравнении с количеством часов, предназначенных для декламирования сутр, разговоров, забот о приеме туристов. Поэтому он переселился в другой монастырь Дайдзи – дзи, который находился в Кумамотокен, на юге Японии, где большинство времени посвящали дзадзэн. Именно там, в возрасте 16 лет он познакомился со своим мастером Кохо Савада, который в 1897 году посвятил его в монахи. Это был очень суровый мастер и Кодо много часов должен был заниматься дзадзэн. С началом российско-японской войны его призвали в армию,и отправили на китайский фронт. Во время одного из боев, он был тяжело ранен. Его приняли за мертвого и бросили на гору тел, которую должны были сжечь. Однако один из военных врачей своевременно сориентировался, что Кодо живой и его отправили в госпиталь в Японии, где он выздоровел. В 1905 году он вернулся на войну, а после ее окончания поселился в горах в маленьком покинутом храме, который находился в провинции Нара, где посвятил себя изучению “Сёбогэндзо” и практике дзадзэн. Чтобы не тратить времени, ел лишь рис и фасоль. Находился там три года. Когда понял, что уже готов, оставил свое уединение и начал учить дзадзэн, странствуя по Японии.

Тайсен Десимару встретил мастера Кодо Саваки в 1936 году в храме Содзи-дзи в Йокагаме. Будучи под впечатлением прекрасной позы дзадзэн, в которой сидел мастер, захотел стать его учеником. Наука мастера Саваки была тихой и полной энергии. Временами мастер имел страшное выражение лица, однако в глубине души был деликатным и полным сочувствия. Не любил много говорить, только повторял: “Делайте дзадзэн! Только дзадзэн!” Однако когда случалась оказия, а ученик упрямо задавал вопрос, мастер давал ему короткий ответ. Он передал мастеру Десимару саму суть дзэн. Кодо Саваки учил целую жизнь и оказал большое влияние на многих японцев, не только монахов, но также учителей искусства боя, врачей, офицеров и даже заключенных. Ему удалось оживить дзэн в современной Японии.

Мастер Тайсен Десимару

Ясуо Десимару родился 29 ноября 1914 года в небольшом селе, неподалеку от города Сага, на южном побережье Японии. Детство, проведенное в семейном доме, где культивировались японские традиции, с самых молодых лет было обозначено набожностью матери, которая принадлежала к буддийской школе Син-сю. Влияние матери и учение Синрана – основателя этой школы, определили его религиозное призвание. В возрасте двадцати лет Десимару уехал в Токио, где начал учебу на экономическом факультете. Во время студенческой жизни, кроме изучения экономики и английского языка,он уделял много внимания углублению знаний по религиозным проблемам. Поддерживал контакты с практикующими религию Син-сю, встречался с университетскими специалистами по буддизму и индуизму, а также читал труды европейских философов. Именно тогда он впервые встретился с дзэн, во время памятного сэссина в Енгаку-дзи. В 1936 году молодой Десимару посетил мастера Кодо Саваки. Эта встреча, как и изучение блокнота с записками Кодо Саваки, где были обстоятельно освещены проблемы, которые его больше всего интересовали, решительно повлияли на его последующую жизнь. В своих текстах Кодо Саваки обращался, к одному утверждению из поэмы “Сёдока”, которое перекликалось с тем одиночеством, какое Десимару чувствовал всю жизнь: “Он идет всегда сам, шагает всегда сам. Святой человек ни в чем не нуждается. Тот, кто познает свое правдивое Я, идет вперед широкими шагами. Никто над ним не властвует. Он чувствует себя единственным со Вселенной.”

С того времени Ясуо Десимару стал учеником мастера Саваки. Регулярно встречался с ним, принимая участие в дзадзэн и многочисленных сэссинах, которые мастер проводил в храме Содзи-дзи, где он выполнял обязанности годо – ответственного за додзё. Через несколько лет Десимару попросил о принятии монашества, однако Кодо Саваки отказал ему, рекомендуя ему продлить занятие дзадзэн, ведя активную жизнь в обществе. Политические проблемы страны в это время достигли своей кульминации и в 1941 Япония объявила войну США. Вскоре после этого события Ясуо Десимару был принят на гражданскую службу и концерн Митсубиси послал его в Индонезию, где он должен был контролировать изготовление снарядов. Он выехал в момент рождения своего сына, которого увидел только через пять лет. Время, проведенное в Индонезии было чрезвычайно важным для него. В своей автобиографии он пишет, что тогда часто думал о своих родных. Ужасы войны, сложности, которые он вынужден был переносить, а также необычный образ жизни, в чужой стране определили его последующую судьбу. По возвращении в опустошенную войной Японию, Десимару вел активную общественную жизнь и практиковал учение мастера Кодо Саваки. Работал в области бизнеса, переживая победы и поражения. В ноябре 1965 года мастер Кодо Саваки тяжело заболел, он позвал к себе Десимару, и сообщил ему, что тот выдержал испытание:“Чувствую, что вскоре умру. Что ты будешь делать? Нужно, чтобы ты занял мое место и передавал науку Бодхидхармы. Утром встану, чтобы рукоположить тебя в монахи”. На следующий день состоялась церемония, на которой Ясуо Десимару получил имя Мокудо Тайсен, что значит “Святыня Тишины, Большой Мудрец”. Мастер Кодо Саваки умер в декабре 1965 года. Годом позже группа европейских макробиотикив пригласила мастера Десимару во Францию.

Попрощавшись со своей семьей, он сел на корабль в Йокагаме, а позже, транссибирской магистралью добрался до Парижа. В июле 1967 года, один, не зная языка, имея из вещей лишь дзафу, кеса и блокнот с записками Кодо Саваки, приехал во Франции. В те времена в Европе дзэн был известен лишь в узких кругах интеллигенции. Книги Дайсетцу Судзуки и западных ориенталистов предлагали европейцам обманчивый, удаленный от реального содержания практики, дзэн. Чаще всего он ассоциировался с такими японскими искусствами, как икебана, чайная церемония и, что наиболее странно, с макробиотической диетой, созданной Осавой. Сначала мастер сосредоточился лишь на практике дзадзэн. Летом 1967 года он принял участие в макробиотическом лагере в городе Бруск, на юге Франции, после чего вернулся в Париж. Ежедневно проводил медитации дзадзэн и, чтобы обеспечить себе средства к существованию делал массаж шиатсу. Старшие ученики помнят его с тех времен, когда он одетый в рабочую блузу и баскийский берет, помогал переносить в магазин пачки с товарами. Уже с первых годов четко определилась его миссионерская деятельность, он читал лекции как во Франции, так и за рубежом (в частности в Голландии, Италии, Германии, Швейцарии), летом проводил сэссины. Опубликовал книгу “Настоящий дзэн”, дважды менял помещение, чтобы можно было принять на дзадзэн практикующих, число которых каждый раз возростало, учредил общество “Дзэн Европы”. Именно тогда начала группироваться вокруг него группа верных учеников и возникли первые додзё за пределами Парижа (Страсбург, Марсилия, Женева). В 1971 году, по возвращении с трехмесячного путешествия по Японии, когда французское телевидение наняло его консультантом для создания фильмов Арнольда Десердена, мастер Десимару переехал в новое додзё на улице Пернетти 46, где возникла группа постоянно практикующих учеников. Мастер Десимару,был чрезвычайно уважаемым на своей родине, где его называли “Бодхидхармой нашего времени”. Он также был признан наивысшими авторитетами школы Сото-сю, и удостоен имени Кайкиосокан. В течение всех тех лет единственной его наукой оставалась практика дзэн, которая выражалась в ежедневных медитациях в парижском додзё и проведении сэссинов. Таким образом учение дзэн, пересказанное вне письмен, суть буддизма Шакьямуни, Нагарджуны, Бодхидхармы, Эно, Догэна была передана европейцам.

http://www.zen-kaisen.org.ua/line.html

* * *

О дзадзэн

Антайдзи (Храм Сото-дзен)
Храм Покоя

http://www.antaiji.dogen.de/gyoji/rus-index.html

Что приносит нам дзадзэн?

Ответ прост: дзадзэн не приносит нам абсолютно ничего!

Одни хотят заработать деньги, другим не хватает любви или секса. Мы учимся в школе и институте для того, чтобы найти хорошую работу, сделать карьеру и иметь успех. Но что мы ищем на самом деле?

Я думаю, это "что-то", чего нам не хватает – это "счастье". Но, странным образом, чем больше мы бегаем за этим "счастьем", тем больше мы теряем из виду нас самих – то, как мы живем здесь и сейчас.

Чем больше мы пытаемся быть "счастливыми", тем меньше мы понимаем, что такое счастье на самом деле. Разве мы не полностью забыли, что самое большое счастье этого мира мы уже давно носим в самих себе?

Мы должны остановиться на один момент. Прекрати бегать от себя. Если ты практикуешь дзадзэн, не делай это в надежде что тебе это "что-то принесет". Вернись обратно к себе и сиди. Отпусти всё и дай дзадзэн просто быть дзадзэн. Тогда ты просто будешь ты, наконец-то одно целое.

Старая Дзэн-пословица:

Дзадзэн как вор, который влезает в пустой дом – нечего воровать, негде спрятаться, и никого, от кого нужно было бы убегать.

Догэн Дзэндзи пишет в Дзадзэнги:

"Сиди стабильно и сосредоточенно, думай недуманье. Как это делается? Отпусти мысли! Это искусство дзадзэн. Не практикуй медитацию. Дзадзэн – это ворота Дхармы большого спокойствия и удовлетворения. Это истинная практика-реализация"

Хотя дзадзэн описывается здесь как ворота большого спокойствия и удовлетворения, до этого ты испытаешь боль, усталость, злость, различные желания, скуку, расстройство, безнадёжность и всевозможные другие чувства и мысли. Отпусти их всех, дай им всем уйти.

Если ты не сидишь с готовностью умереть, то не сможешь найти путь дзадзэн. Если ты привязан к чему-нибудь – пусть даже это будет сама жизнь – то только бессмысленно тратишь свое время. Не сопротивляйся, просто отдай себя позе. Если ты пытаешься ДЕЛАТЬ дзадзэн, он будет далеко от тебя. Если ты всё отдашь позе, то дзадзэн манифестируется в тебе сам собой. Дзадзэн не должен быть средством для достижения цели, ты должен полностью отречься от себя, и тогда он появиться автоматически.

Важно:

Кто практикует дзадзэн, не должен делать это один, по инструкциям, которые можно найти в книгах или интернете. Значение учителя из плоти и крови не может быть преувеличено. В начале абсолютно необходимо получить основные инструкции по дзадзэн в додзё – в группе опытных практикующих. Без этой базы дзадзэн может быть даже опасен. Это действительно также для слов Саваки, которые можно найти на этом и на многих других местах этой страницы. Например, в "Как практиковать дзадзэн" есть инструкции по поводу подбородка или ануса, к которым надо относится очень осторожно. Неправильное применение приведет к спазмам или даже к телесным повреждениям. Вообще можно сказать, что каждое слово, которое говорит мастер Дзэн, не имеет абсолютной действительности. Все говорится в определенном контексте в определенное время в определенном месте. Это предназначено для определенного слушателя с определенным прошлым и если мы забудем про это, то неправильно или вообще не поймем большинство из того, что читаем.

Наши рекомендации