A. W. Burges, L. L. Hoimstrom (1974), Е. Hibernian (1976) изучают синдром изнасилованных.
A. W. Burges, L. L. Hoimstrom (1974), Е. Hibernian (1976) изучают синдром изнасилованных.
Б. Савинков (1990) и Н. Н. Пухавский (2000) разбирают психологические последствия террористических актов и реакции заложников.
Влияние условий жизнедеятельности на человека
Все эти условия жизни в определенных условиях внешней и внутренней среды А. Г. Маклаков (2005) разделяет на категории:
Обычные (пли оптимальные),
Параэстремальные (от лат. «пара» — около, или особые),
Экстремальные,
Типы экстремальных ситуаций
По масштабам сферы действия:
· Государственные
· Региональные
· Местные
· Объектовые
· Межгосударственные
По видам нанесённого ущерба:
· Прямой и косвенный ущерб
· С человеческими жертвами
· С материальным ущербом
По источнику возникновения:
· Природные
· Бытовые
· Промышленно-технологические
От экстремальных ситуаций следует отличать чрезвычайные.
Вторым типом ЧС является экологическая катастрофа.
Экологическая катастрофа — это особый вид катастроф, вызванных действием антропогенных факторов, которые привели к качественному изменению биосферы, оказывающему вредное воздействие на людей, животных, растительный мир и окружающую среду в целом.
К числу экологических катастроф можно отнести: деградацию почвы и ее загрязнение тяжелыми металлами (кадмий, свинец, ртуть, хром И др.), загрязнение атмосферы, электромагнитное и ионизирующее излучение, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, смог и т.д. Глобальная урбанизация, резкое расширение масштабов хозяйственной деятельности человека является одной из причин деградации окружающей среды и повышения риска экологических катастроф. Вторая наиболее веская причина экологических катастроф — техногенные ЧС, которые сопровождались существенными негативными изменениями биосферы.
Техногенные катастрофы.
Под техногенной катастрофой принято считать внезапный выход из строя машин, механизмов и агрегатов во время их эксплуатации, сопровождающийся серьезными нарушениями производственного процесса, взрывами, образованиями очагов пожаров, радиоактивным, химическим, биологическим заражением больших территорий, гибелью людей.
Социальные катастрофы. К категории социальных катастроф в первую очередь следует относить войны и военные локальные конфликты, сопровождающиеся ведением активных боевых действий, а также террористические акты и вовлечение в тоталитарные неокульты.
Социальные катастрофы — результат общественно-политической деятельности группы лиц (политических деятелей, партий, сообществ и др.) или государственной власти, обусловивших снижение социально-политической стабильности в обществе или экономического благополучия населения, а в крайних случаях приведших к массовой гибели людей.
Социальные катастрофы наиболее трагичны по своим масштабам и количеству жертв. В годы Великой Отечественной войны погибло около 26 млн граждан России, почти 20 млн немцев, около 3 млн итальянцев.
Война — организованная вооруженная борьба между государствами, нациями (народами), социальными группами.
Война как экстремальная ситуация, вызывающая возникновение психогеиий, объединяет но существу психотравмирующие факторы, присущие почти всем стихийным бедствиям и катастрофам.
Эмоциональные состояния человека в экстремальных условиях
В процессе биологической эволюции у человека появилась способность к пристрастному отражению действительности, что является эмоцией. Эмоциональное состояние в литературе рассматривается в качестве разновидности психического состояния, где отражается целостная деятельность в виде определенных уровней функционирования физиологических процессов и психической деятельности, т.е. изменение состояний эмоций связано с изменениями психической деятельности и физиологических процессов.
Общей характеристикой всех психических состояний являются четыре параметра:
1. активационные;
2. тонические;
3. тензионные;
Временные.
1. Активационные параметры отражают интенсивность психических процессов и детерминированы потребностно-мотивационной сферой. На психологическом уровне активация проявляется в ясности сознания, скорости психомоторных реакций, действий и движений, энергичном поведении и стремлении преодолевать трудности. Континуум данного параметра состоит из двух полюсов: на одном полюсе — возбуждение, подъем интенсивности психических процессов; а на другом — торможение, спад темпа действий. Уровень активации обусловлен силой актуализированных потребностей и мотивов, оптимистическим отношением к жизненной ситуации, верой в свои возможности.
2.Тонические параметры отражают на психологическом уровне ресурс сил, тонус индивида, наличие (отсутствие) энергии. Увеличенная готовность к работе, ощущение собранности характерно для повышенного тонуса, а низкая работоспособность, усталость, несобранность, склонность обнаруживать реакции астенического типа на трудные жизненные ситуации свойственна пониженному тонусу.
3.Тензионные параметры отражают степень напряжения и детерминированы характеристиками эмоционально-волевой сферы. Уровень напряжения может формироваться под воздействием внутренних (психологических) факторов, таких как повышенный уровень требований, предъявляемых к собственной личности; неуверенность в себе, опасения и страхи перед лицом возможных неудач, а также может быть связан с воздействием внешних факторов: с условиями деятельности, общения, конкурентности и соревновательности. На одном полюсе континуума этого параметра раскованность, расслабленность, внутренний психологический комфорт, непринужденность в действиях и поведении, а на другом — закрепощенность, внутренний психологический дискомфорт, вынужденность поведения.
4.Временные параметры отражают устойчивость и продолжительность состояния. Считается, что психические состояния по параметру продолжительности занимают промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности.
К наиболее изученным хроническим негативным состояниям относится утомление, которое является психологическим эквивалентом астении. Возникает данное затяжное психическое состояние вследствие эффекта суммации: длительное эмоциональное напряжение приводит к накоплению утомления, что в последующем способствует развитию хронического (эндемического) утомления. Последствия эндемического утомления в течение длительного времени могут оставаться скрытыми.
Обязательным признаком экстремальных психических состояний является напряжение. В экстремальных условиях и в условиях эмоционально окрашенных ситуаций различают три эмоциональных состояния.
Эмоциональное возбуждение расценивается как сигнальная реакция нервной системы на различные психогенные воздействия.
Эмоциональное напряжение — это эмоционально окрашенное волевое Усилие, направленное на решение мыслительной или двигательной задачи.
Эмоциональная напряженность характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, а также падением работоспособности, вызванным негативными пли чрезмерными психогенными воздействиями.
В ситуации бурных эмоциональных реакций и эмоциональной напряженности участок нервной ткани, в котором локализован очаг возбуждения, становится доминантным. Вследствие этого другие влияния временно не реализуются, поскольку господствующая доминанта их гасит. Это продолжается до тех пор, пока не иссякнет эмоциональное подключение временно господствующего доминантного очага. С прекращением эмоциональной напряженности способность к объективной оценке информации восстанавливается.
Достаточно информативным показателем эмоциональной напряженности служит проявление выраженной мышечной скованности (непроизвольного напряжения многих групп мышц). Основной вегетативной реакцией на эмоциональную напряженность является высокая частота сердечных сокращений без физических нагрузок. Иногда отмечается обильный профузный пот, вызываемый эмоциональными воздействиями, а не температурными. На лице могут появиться выраженные вазомоторные реакции, заметные изменения диаметра зрачка. В ряде исследований при значительном эмоциональном напряжении наблюдалось повышение позывов на диурез, резкое усиление работы кишечника и др.
В числе причин нарастания психической напряженности прослеживается информационная неопределенность, предвидение возможных аварийных ситуаций и умственное проигрывание соответствующих действий при их возникновении.
Эмоциональная напряженность характеризуется также падением уровня психических познавательных процессов и ухудшением психомоторики.Причинами этого становятся избыточная мотивация, излишне нагнетаемое чувство ответственности за порученное дело, выраженное ощущение серьезной опасности, высокой тревожности и др. Развитию такого негативного психического состояния способствуют низкая эмоционально-волевая устойчивость, выраженная личностная тревожность, неуверенность в своих силах.
Среди внешних проявлений эмоциональной напряженности особое место отводится мимике, пантомимике, заиканию и тремору (рук, ног, щек, губ, подбородка). Характерно появление желваков на щеках, затем в связи с утомлением лицевых мышц начинает отвисать нижняя челюсть. Глубокий эмоциональный стресс – открытый («перекошенный») рот. Среди мимических реакций, характеризующих состояние напряженности, одной из самых информативных является оживление рефлексов: хоботкового; сосательного; ладонно-подбородочного.
Хоботковый рефлекс характеризуется вытягиванием губ «трубочкой» («хоботком») при легком постукивании твердым предметом по верхней губе. Его проявление без внешнего воздействия свидетельствует об очень сильном эмоциональном возбуждении или напряженности.
Сосательный рефлекс заключается в движениях губ при легком прикосновении к ним кисточкой.
Ладонно-подбородочный рефлекс выражается в том, что при проведении твердым предметом по ладони обнаруживается движение подбородка и губ.
Кроме внешних проявлений эмоциональной напряженности выделяют проявления эмоциональной напряженности в деятельности.
Эмоционально-сенсорные нарушения включают изменения процессов ощущений и восприятия.
Эмоционально-моторные нарушения характеризуются падением согласованности и точности движений.
Эмоционально-ассоциативные (эмоционально-мыслительные) нарушения предопределяют ошибочные умозаключения, принятие неправильных решений.
В отношении влияния на деятельность человека эмоциональные психические состояния подразделяются на стенические, стимулирующие деятельность, увеличивающие напряжение и энергию (паника, агрессия, бегство), и астенические, формирующие скованность и пассивность (оцепенение, слабость). Одна эмоция способна проявляться в этих двух вариантах: например, стенический страх позволяет мобилизоваться и противостоять ситуации, а астенический встречается при упадке сил и неспособности сопротивляться обстоятельствам.
Любое эмоциональное состояние по своей природе является феноменом сознания. Оно всегда сознательно, но не всегда распознаваемо, в отличие от возбуждения, которое неосознаваемо и недифференцировано. Информационная специфичность эмоционального состояния делает его исключительно важным для эффективности поведения и адаптации индивидуума к новым условиям жизнедеятельности.
К. Изард (2000) среди многочисленных эмоционально-негативных состояний выделяет страх, аффект, фрустрацию и эмоциональный стресс. С. Л. Соловьева (2003) подразделяет экстремальные психические состояния на экстремальные состояния:
1. физиологического и психофизиологического уровня (страх, стресс, психическую травму);
2. психологического и социально-психологического уровня (конфликт, фрустрацию, депривацию и кризис).
Р. Карсон и Дж. Батчер (2004)
1. категории стресса фрустрацию, конфликт и прессинг считают
2. предрасполагающие к нему факторы депривацию, кризис и психическую травму.
Следовательно, стресс, обозначаясь типичным эмоционально-психическим состоянием человека в экстремальных условиях, по форме протекания является фрустрацией или конфликтом, а фактором для его возникновения служит психическая травма, кризис или депривация, которые сами могут рассматриваться как этиологические модели различных состояний или расстройств. По мнению П. И. Сидорова, А. В. Парнякова (2002), страх также выражается в виде стрессового состояния, паники, аффекта и др.
Таким образом, наиболее типичным эмоциональным состоянием человека в экстремальной ситуации является стресс, который формируется, развивается и протекает с участием многих других эмоциональных проявлений — страха, аффекта, паники, фрустрации, конфликта, кризиса, депривации и психической травмы.
Аффект
К группе первично возникающих, эмоционально насыщенных и психотравмирующих состояний, проявляющихся в экстремальных условиях, относится аффект.
Аффект (от лат. affectuctus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительное кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.
Аффект возникает на произошедшее событие и сдвинут к его кон-Цу. Любая эмоция (положительная или отрицательная) и чувство (позитивное или негативное) могут переживаться в аффективной форме. Внешне аффект проявляется в резко выраженных движениях, бурных эмоциях, сопровождается изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля.
По мнению Л. С. Выготского (1983). к возникновению аффекта приводит остроконфликтная ситуация, в которой индивид для спасения своей жизни должен действовать, по не знает, как и что делать. Одна и та же ситуация при равной неподготовленности люден или неожиданности для них у одного человека вызывает аффект, у другого — не нарушает психическую деятельность.
Ажитированное состояние. В ответ на раздражители, сигнализирующие об опасности для жизни, на первый план выступают беспокойство и тревога. Возбуждение выражается в суетливости, возможности осуществлять только простые автоматизированные акты под влиянием попавших в поле зрения случайных раздражителей.
Активностью
Нарушается способность понимания сложных отношений между явлениями, требующая суждений и умозаключений, мыслительные процессы замедленны. У человека возникает чувство пустоты в голове, отмечается отсутствие мыслей. Появляются вегетативные нарушения в виде бледности, учащенного сердцебиения, поверхностного дыхания, потливости, дрожания рук и др. Нарушается восприятие времени и окружающей действительности, что вызывает затруднение понимания ситуации is целом. Осложняется процесс выбора действий, нарушаются логичность и последовательность мышления. В результате этого создаются условия для «высвобождения» стереотипных, автоматизированных действий, не соответствующих сложившейся ситуации. Ажитированное состояние расценивается как предпатологическое в границах психологической нормы и может восприниматься как растерянность.
Состояние ступора. В условиях угрозы для жизни ступор характеризуется внезапным оцепенением, застыванием па месте в той позе, в которой человек находился в момент получения известия об аварии, катастрофе, стихийном бедствии и т.д.; при этом интеллектуальная деятельность сохраняется.
Ступор проявляется в напряженной скованности позы, движений и речи.
В литературе у состояния аффекта выделяют три характерных для него аспекта: 1) «заряд» аффекта (энергетический компонент инстинктивного влечения); 2) процесс «разрядки»; 3) восприятие окончательной «разрядки» (ощущение, эмоция, чувство). При этом «заряд» аффекта имеет количественную оценку интенсивности, а процесс «разрядки» ощущается или воспринимается человеком в качественных категориях.
К. М. Гуревич и В. Ф. Матвеев [Лебедев В. И., 2002] пришли к выводу, что состояние аффекта в аварийных ситуациях тесно связано с индивидуальными особенностями нервной системы: лица, не обладающие достаточной силой процесса возбуждения или с преобладанием тормозного процесса, вероятнее всего, окажутся несостоятельными в сложных и экстремальных ситуациях.
Паника. Одним из наиболее характерных эмоциональных состояний в экстремальных условиях является паника. Она характеризуется дефектами мышления, потерей сознательного контроля и осмысления происходящих событий, переходом на инстинктивные защитные движения, действия, которые могут частично или полностью не соответствовать ситуации.
Паника — это временное переживание гипертрофированного страха, обусловливающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей, иногда с полной потерей самообладания (характеризуется дефектами мышления, потерей сознательного контроля и осмысления происходящих событий, переходом на инстинктивные защитные движения, действия, которые могут частично или полностью не соответствовать ситуации).
В основе паники лежит переживание беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее, вместо того чтобы бороться с ней. Человек мечется, не соображая, что он делает, либо цепенеет, столбенеет, теряет ориентацию, нарушаются соотношения между основными и второстепенными действиями, выражен распад структуры действий и операций, обостряются оборонительные реакции, происходит отказ от деятельности и пр.
Паника выражается в поспешности, неадекватности поступков, принятии ошибочных решений с выраженным стремлением избежать мнимой опасности, защитных мер в ситуациях реальной опасности.
В основе масштабности заложено количество людей, охваченных Данным эмоциональным состоянием. По масштабности паника может быть:
· индивидуальная — подвержен один конкретный индивид;
· групповая — от двух-трех до нескольких десятков и сотен человек (если они разрознены);
· массовая — тысячи или гораздо больше людей; массовой следует считать панику, когда в ограниченном, замкнутом пространстве (на корабле, в здании и пр.) ею охвачено большинство людей независимо от их общего числа.
Степень панического сознания определяется глубиной охвата:
1. Легкая паника характеризуется способностью человека сохранить полное самообладание и критичность; внешне выражается легкой озабоченностью и напряжением мышц (проявляется, если задерживается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале);
2. Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, увеличением страха и легкой подверженностью внешним воздействиям (проявляется при небольших транспортных авариях, различных стихийных бедствиях, пожарах, если чрезвычайное происшествие близко, но не угрожает);
3. Полная паника характеризуется отключением сознания и невменяемостью; наступает при чувстве большой явной или мнимой смертельной опасности; человек полностью теряет сознательный контроль своего поведения, бессмысленно мечется, совершает самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсолютно исключающие критическую оценку и рациональность.
По времени возникновения панику делят на два основных тина: возникающую сразу после экстремального воздействия катастрофы, воспринимаемой как смертельная опасность; паника вследствие длительного пребывания в состоянии тревоги, напряжения, приводящего к нервному истощению и фиксированию внимания на предмете тревоги.
По длительности паника может быть кратковременной (секунды и несколько минут), достаточно длительной (десятки минут, часы), пролонгированной (несколько дней, недель) и непрерывной (более одного года). Непрерывная паника характеризуется не проецируемой вовне формой. Она проявляется вспышками отчаяния, озлобленности, опустошенности, депрессии, состоянием постоянной тревоги и напряженности.
В. А. Моляко (1992) отдельно выделяет существование скрытой паники, образной моделью которой может служить айсберг. Данное состояние впервые было отмечено как феномен «постчернобыльской» паники, и сегодня оно распространяется на другие техногенные катастрофы, стихийные бедствия и террористическую угрозу.
По деструктивным последствиям выделяют следующие типы паники:
1. Без материальных последствий и психических деформаций;
2. С разрушениями, физическими и выраженными психическими травмами, утратой трудоспособности на непродолжительное время;
3. С человеческими жертвами, значительными нервными заболеваниями, срывами, инвалидностью и длительной утратой трудоспособности и материальными разрушениями.
Причины возникновения и механизмы развития паники. Основными причинами развитии паники являются состояние людей с гиперболизируемым страхом и ужасом, их неготовность к неожиданностям и внезапным опасностям и отсутствие критичности при оценке ситуаций.
Психофизиологический механизм паники заключается в индукционном торможении больших участков коры головного мозга, предопределяющем понижение сознательной активности. В результате возника-101 Неадекватность мышления, повышенная эмоциональность восприятия, гиперболизация опасности и резкое повышение внушаемости.
Список литературы
1. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. / А.В. Гнездилов. - СПб.: Речь, 2002. - 162 с.
2. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 960 с.
3. Михайлов Л.А., Маликов Т.В., Шатровой О.В. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Л.А. Михайлов. – СПб.: Питер. 2009. – 256 с.
4. Психология экстремальных ситуаций. / Под ред. В.В. Рубцова, С.Б. Малых. – 2-е изд. – М.: Психологический ин-т РАО, 2008. – 304 с.
5. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок – М.: АСТ, Мн: Харвест, 2002. - 480 с.
6. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности /А.А. Реан.- СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008. – 471 с.
7. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. / В.Г. Ромек. - СПб.: Речь, 2005. - 256 с.
8. Сидоров П.И., И.Г. Мосягин, С.В. Маруняк. Психология катастроф. / П.И. Сидоров. – М.: Аспект Пресс. 2008.-414с.
9. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В.. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. / Б.А. Смирнов. – Х.: Гуманитарный Центр, 2007.- 276 с.
10. Тарабрина Н.В. Психология травматического стресса: Теория и практика. – М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 304 с.
A. W. Burges, L. L. Hoimstrom (1974), Е. Hibernian (1976) изучают синдром изнасилованных.
Б. Савинков (1990) и Н. Н. Пухавский (2000) разбирают психологические последствия террористических актов и реакции заложников.