Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков (л-ль) №4
1. «Лягушка - хоботок».
2. «Лопаточка».
3. «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язык между зубами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя». А потом прижать зубами: «та-та-та».
4. «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю: губу сверху-вниз (можно помазать её вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы.
5. «Качели». •
6.. «Пароход». Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находиться в глубине рта.
7. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким. передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
8. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. | Нижняя челюсть не должна двигаться.
9. «Чистим верхние, зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
10. «Поймаем звук «л». Улыбнуться. Во время произнесения звука «л» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук л.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков (р-рь) №5
1. «Качели».
2. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
3. «Чистим верхние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
4. «Лошадка».
5. «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощёлкивании улавливается нужное движение языка.
6. «Гармошка». Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
7. «Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык; упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться, Очень часто при выполнении этого упражнении рот у ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка)
8. «Комарик». Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести: Звук з (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается реп при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как ив упражнении «Барабан».
9. «Моторчик». Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з {за верхними зубами, см. упр. «Барабан», и «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто чистым прямым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.
Упражнения для формирования напора выдыхаемой струн воздуха.
1. «Загони мяч в ворота». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на ватку, лежащую на столе, ладони.
2. «Болтушка». Набрать в легкие воздух. На длительном выдохе широким языком, подняты верхней губе производить движения вперед-назад, задевая при этом за губу. Выдыхать как можно дольше, можно с включением голоса.
3. «Сигнал». Набрав в легкие воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
Комплексы пальчиковой гимнастики
для детей дошкольного возраста.
Цель: Развитие силы рук. Предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений. Каждый комплекс состоит из четырёх видов упражнений:
1. Упражнение для определённого пальца руки
Цель: Знакомство с названиями пальцев.
Массажа
Цель: Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Пальчиковая гимнастики
Цель: Способствуют формированию «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка.
4. Потешки (игра).
Цель: Формируют и совершенствуют чувство ритма, создают благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребёнок увлекается игрой и с интересом выполняет все движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность потешек развивает умение слушать и понимать. Определённый ритм учит слышать рифму, делать ударения, делить слова на слоги
При дальнейшем усложнении в комплексах используются игры с предметами, способствующие формированию ручных умений.
Комплекс №1 «Дружные пальчики»
1. УПРАЖНЕНИЕ – ЗНАКОМСТВО С ПАЛЬЧИКАМИ «Пять маленьких братцев»:
Поочерёдно разгибать сжатые в кулак пальцы в соответствии с текстом. Повторить на другой руке.
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой –
Называется большой.
Палец второй – указчик старательный,
Не зря называют его указательным.
Третий ваш палец как раз посредине,
Поэтому средний дано ему имя.
Палец четвёртый зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье, братец младший – любимец.
По счёту он пятый – зовётся мизинец.
2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Пальчики здороваются»:
Пальчики правой руки по очереди «здороваются» с пальчиками левой, похлопывая друг друга кончиками.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Кто сильнее?»:
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулаки как можно сильнее. Затем расслабляют пальцы и разжимают их.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулаки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
Комплекс №2 «Помощники»
1. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА:
Дети сжимают правую (левую) руку в кулак. Вытягивают большой палец, сгибают и разгибают его.
Палец очень удивлялся,
Как он главным оказался?
Мы-то знаем хорошо –
Потому что он большой!
2. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ МАССАЖА КИСТЕЙ РУК «Стираем платочки»:
Мама и дочка стирали платочки
Вот-так, вот-так.
(правая рука – в кулак, растираем левую ладонь; затем меняем руки)
Мама и дочка полоскали платочки
Вот-так, вот-так.
(растирать ладони)
Мама и дочка отжимали платочки
Вот-так, вот-так.
(правой рукой «отжимаем» левую руку, затем наоборот)
Мама и дочка сушили платочки
Вот-так, вот-так.
(стряхиваем пальцы)
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
«Стол» (левую руку сложить в кулачок. Сверху на кулак опустить ладошку правой руки. Локоть правой руки – параллельно полу. Менять положение рук):
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
«Стул» (к нижней части тыльной стороны левой ладошки приставить кулачок с подвёрнутым большим пальцем. Менять положение рук):
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
«Человечки» (Обе руки – кулаки, большие пальцы вверх - человечки):
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли человечки погулять.
4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Мы посуду сами мыли»:
Наши руки были в мыле.
(имитируем мытьё рук)
Мы посуду сами мыли,
(имитируем мытьё посуды – правая рука – в кулак, левая – раскрыта. Кулаком правой руки «трём» ладошку левой руки)
Мы посуду мыли сами –
(кулаком левой руки «трём» ладошку правой руки)
Помогали нашей маме!
(раскрыть ладони от себя)