Два вечных начала сущего - пракрити и пуруша - рассматриваются в классической системе
индийской философии:
А) Ньяя
В) Санкхья
С) Веданта
D) Йога
Е) Миманса
25. Упанишады - это:
А) Гимны в честь Богов
B) Заклинания жертвоприношений
C) Ведические философские тексты
D) Книга песен
Е) Книга истории
26. Ортодоксальные философские системы Индии:
А) даршан
В) Астика
С) Настика
D) Сутра
Е) Дхарма
27. Изречение «Все течет, все изменяется» принадлежит:
А) Платону
B) Демокриту
C) Аристотелю
D) Гераклиту
Е) Сократу
28. Античный философ, который считал, что материальный мир состоит из атомов, между атомами существует пространство, заполненное пустотой:
A) Аристотель
B) Пиррон
C) Зенон
D) Демокрит
Е) Гераклит
29. «Познай самого себя» - сказал:
А) Конфуций
В) Гераклит
С) Сократ
D) Парменид
Е) Протагор
30. Гомеомерии Анаксагора - это:
А) Геометрические частицы
В) Мельчайшие семена веществ
С) Первокирпичики мироздания
D) Природные элементы
Е) Культурные факторы
31. Основатель античной школы киников:
А) Зенон
В) Демокрит
С) Гераклит
D) Диоген
Е) Пифагор
32. Мыслитель, утверждавший, что во главе государства должен стоять философ:
A) Аристотель
B) Демокрит
C) Гераклит
D) Эпикур
Е) Платон
33. Майевтика – это:
A) Умение хитроумно вести прения
B) Искусство вести беседу, спор
C) Сократический метод отыскание истины
D) Идеал физического и нравственного совершенства
Е) Первоначало бытия
34. Первоначалом мира является «апейрон» - бесконечное, беспредельное, считал:
А) Анаксимандр
В) Фалес
С) Анаксимен
D) Гераклит
Е) Демокрит
35. Мудрый по Сократу:
А) Соблюдает традиции
В) Владеет собой
С) Управляет людьми
D) Знает природу вещей
Е) Знает небесные законы
36. «Человек есть мера все вещей», - считает:
А) Парменид
В) Протагор
С) Сократ
D) Демокрит
Е) Платон
37. Основные законы формальной логики открыл:
А) Сократ
В) Эмпедокл
С) Аристотель
D) Платон
Е) Плотин
38. Философ и теолог, выдвинувший пять доказательств существования Бога:
A) Аврелий Августин
B) Уильям Оккам
C) Роджер Бэкон
D) Фома Аквинский
Е) Ансельм Кентерберийский
39. Кого называли «Вторым учителем» в мировой философии:
А) Аль-Газали
В) Аль-Фараби
С) Аль-Бируни
D) Аль-Хорезми
Е) Аль-Кинди
40. Учение о добродетельном граде создал:
A) Аль-Фараби
B) Ибн-Сина
C) Аль-Газали
D) Ибн-Халдун
E) Ибн-Рушд
41. В своей философии Августин опирался на наследие:
A) Сократа
B) Парменида
C) Протагора
D) Эпикура
Е) Платона
42. Основатель современной арифметики и элементарной алгебры:
А) Аль-Фараби
В) Аль-Хорезми
С) Ибн Рушд
D) Аль-Газали
Е) Аль-Кинди
43. Выдающийся представитель средневековой схоластики:
А) Аль-Кинди
В) Фома Аквинский
С) Аврелий Августин
D) Ибн Сина
Е) Аль-Фараби
44. Теория двойственной истины Аверроэса (ибн Рушда) гласит:
А) Существуют две истины и обе недостижимы
В) Истина одна, путей ее достижения два: путь науки и путь религии
С) Истины две, путей достижения тоже два
D) Истины две, путь достижения только один: Божественный
Е) Истины как таковой не существует
45. Кто является «Учителем тех, кто знает»:
А) Аль-Фараби
В) Ибн-Рушд
С) Ибн-Сина
D) Ибн-Халдун
Е) Улугбек
46. Автор книги «Кудатгу билик»:
А) Ю. Баласагуни
В) А. Яссави
С) М. Кашгари
D) Аль-Фараби
Е) Ибн-Сина
47. Автор трактата «О количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии»:
А) Аль-Фараби
В) Ибн-Рушд
С) Ибн-Сина
D) Аль-Кинди
Е) Аль-Газали
48. «Бритва Оккама» гласит:
A) Сущность и явление взаимосвязаны
B) Сущность всегда проявляется
C) Любое явление существенно
D) Следует умножать сущности сверх необходимости
E) Не следует умножать сущности сверх необходимости
49. Исторический период, когда философию принято было считать «служанкой богословия»:
A) Средневековье
B) Новое время
C) Эпоха Возрождения
D) Античность
E) Эпоха Просвещения
50. Автор трактата «Опровержение опровержения»:
А) Ибн-Рушд
В) Аль-Фараби
С) Аль-Газали
D) Ибн-Сина
Е) Аль-Кинди
51. Учение последователей средневекового философа Фомы Аквинского:
A) Перипатетизм
B) Томизм
C) Атеизм
D) Стоицизм
Е) Теизм
52. Под «универсалиями» в средневековой философии понимались:
А) Общие идеи, существующие «до вещей»
В) Общие идеи, существующие «после вещей»
С) Природа общих понятий
D) Общие идеи, существующие «в вещах»
Е) «Имена» общих идей
53. Учение о конце света:
А) Эсхатология
В) Креационизм
С) Провиденциализм
D) Ревеляционизм
Е) Номинализм
54. Учение о творении мира, как онтологии средневековой философии:
А) Эсхатология
В) Креационизм
С) Провиденциализм
D) Ревеляционизм
Е) Номинализм
55. Учение об откровении, как теории познания средневековой философии:
А) Эсхатология
В) Креационизм
С) Провиденциализм
D) Ревеляционизм
Е) Номинализм
56. Средневековое религиозно-мистическое учение в исламе:
А) Суфизм
В) Пантеизм
С) Томизм
D) Калам
Е) Перипатетизм
57. Защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму:
А) Схоластика
В) Патристика
С) Софистика
D) Апологетика
Е) Эклектика
58. Догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией:
А) Схоластика
В) Патристика
С) Софистика
D) Апологетика
Е) Эклектика
59. Автор суждения «Без логики нет науки»:
A) Аль-Газали
B) Ибн-Рушд
C) Аль-Фараби
D) Аль-Кинди
Е) Ибн-Сина
60. Автор произведения «Утопия»:
A) Т. Кампанелла
B) Т. Мор
C) Н. Макиавелли
D) Дж. Бруно
Е) Н. Коперник
61. Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой:
А) изолированный шар в лоне абсолюта
В) бесконечный шар без центра
С) бесконечный шар, центр которого - Земля
D) бесконечный шар с центром везде и нигде
Е) изолированный шар с центром Земля
62. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:
A) Гуманизм
B) Объективность
C) Беспринципность
D) Анархизм
Е) Субъективность
63. Тонкий дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как:
A) Своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки
B) Автономную сторону человеческой деятельности, корректируемую естественными законами жизни
и человеческой психологии
C) Систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и
государства
D) Воплощение свободной человеческой воли
Е) Божественную волю, реализуемую через поступки людей
64. Пико делла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека» (1486) высказал мысль о человеке, как:
A) Представителе элементарного мира
B) Представителе Божественного мира
C) Представителе ангельского мира
D) Особом микрокосме
E) Особом организме
65. По Мартину Лютеру, спасение человека достигается:
A) Путем тщательного исполнения церковных таинств, обрядов и норм
B) Чистой верой, которая является «божьим даром»
C) Только по воле божьей, без малейшего усилия и веры человека
D) По собственной воле, без помощи и воли божьей
Е) Посредством обращения к католической церкви
66. Термин «гуманизм» происходит от латинского слова humanus, что означает:
A) Божественный
B) Человеческий
C) Природный
D) Разумный
Е) Животный
67. Известный гуманист Ренессанса Пико делла Мирандола писал:
A) Человек рожден для счастья
B) Бог дарит человеку его счастье
C) Человек сам творец своего счастья
D) Счастье - дым, человек напрасно к нему стремится
Е) Счастье относительно
68. В эпоху Реформации разнообразные мистические учения:
A) Были развиты и включены в новые религиозные учения
B) Были категорически осуждены и преданы забвению
C) Были отождествлены с традиционным учением католической церкви
D) Были переосмыслены и положены в основу учения о новой церкви
Е) Были обличены как заблуждения, от которых надо избавляться
69. Основатель немецкого реформационного движения:
А) Жан Кальвин
В) Мартин Лютер
С) Джордано Бруно
D) Томас Мор
Е) Николай Коперник
70. Мартин Лютер выступал против того, что:
А)Человек полон чувства вины и греха
В) Церковь - единственный посредник между Богом и человеком
С) Священники не могут отпускать мирянам грехи
D) Человек может напрямую обращаться к Богу
Е) Земля вращается вокруг Солнца
71. Автор учения об "идолах" разума:
A) Т. Гоббс
B) Р. Декарт
C) Ф. Бэкон
D) Ж.-Ж. Руссо
E) Д. Дидро
72. Философия Нового времени опиралась на авторитет:
A) государства
B) человека
C) общества
D) церкви
E) науки
73. Автор изречения «Знание – сила»:
A) И. Кант
B) Б. Спиноза
C) Ф. Бэкон
D) Р. Декарт
E) Дж. Локк
74. Ключевое понятие философской системы Лейбница:
A) Атом
B) Материя
C) Гомеомерии
D) Логос
E) Монада
75. Автор книги «Левиафан»:
A) Дж. Локк
B) Б. Спиноза
C) Т. Гоббс
D) Ф. Бэкон
E) Р. Декарт
76. Автор выражения «homo homini lupus est»:
A) Жан-Жак Руссо
B) Джон Локк
C) Рене Декарт
D) Бенедикт Спиноза
E) Томас Гоббс
77. Метод разработанный Фр. Бэконом:
A) Майевтика
B) Дедукция
C) Эклектика
D) Индукция
E) Диалектика