Пропаганда и массовое сознание

Информационно-психологическое воздействие направлено на мотивировку нового типа поведения получателя сообщения, т.е. подвести получателя сообщения к решению, выгодному для коммуникатора.

Пропаганда - разновидность информационно-психо-логического влияния на массовое сознание посредством коммуникации. Пропагандистская информация вложена в зна­ковые формы, которые призваны привлечь к ней внимание и закрепить ее в памяти. Выделяют несколько типов социальных сред, в которых проводится пропагандистское воздействие.

Монологическая коммуникативная среда опирается на авторитет, где инородные сообщения априорно признаются лживы­ми. В этой среде нет проблемы привлечения внимания к сооб­щению и оценки его эффективности.

Для альтернативной коммуникативной среды, харак­терной для демократических государств, на первое место часто выходят опережающие сообще­ния (первая интерпретация происшедшего события привлечет самое широкое внимание). Здесь одной из самых опасных ошибок в информационно-психологических операциях является запаздывание с сообщением (особенно в кризисных ситуациях).

Агрессивная коммуника­тивная среда активно защищается от воздействия (сообщение может воспри­ниматься "в штыки" и коммуникаторы в ряде случаев вынуждены разрабатывать поддерживающие данное сообщение мероприятия и приемы).

В частности, среди них могут быть следующие приемы пропаганды:

- выверенная дозировка негатива и позитива (сообщение выглядит более правдоподобным);

- контроль и навязывание сравнения (так как все познается в сравнении, этот процесс надо контролировать);

- селективный подбор фактов (усиливающих или ослабляющих воздействие высказывания);

- целенаправленная подмена источника (в интересах пропаганды происходит подмена источника сообщения другим);

- целенаправленная смена канала (допустим, переход с официальных каналов на неофициальные - слухи для распространения нужных сообщений);

- целенаправленная подмена получателя (запланированная утечка информации, когда получатель принимает сообщение, якобы ему не предназначавшееся);

- целенаправленное изменение сообщения (изменение статуса описываемого в сообщении события и т.п.).

- целенаправленное использование шума (шум, который в стандартной схеме служит лишь источником помех, в данном случае становится главным источником информации);

- целенаправленное использование преувеличения (гиперболизация фактов).

Эффективность пропаганды может быть существенно увеличена с использованием следующих дополнительных приемов:

- акцентирование внимания на совпадении интересов коммуникатора с аудиторией (возникающее при этом хорошее отношение переносится аудиторией на само сообщение);

- привлечение чужого авторитета для выдачи нужного сообще­ния (кредитность источника порождает доверие к его сообщению);

- представление сообщения в качестве мнения большинства, а позиции оппонента – как мнение меньшинства (присоединение к большинству – доминанта социальной психологии);

- представление предлагаемого решения, устремленным в будущее (прогрессивным), а альтернативного решения консервативным;

- выделение негативных характеристик оппонента (навязывание аудитории мысли о том, плохой человек не может говорить правильные вещи).

Задачи пропаганды можно разделить на стратегические и тактические.

Стратегические задачи пропаганды, выполняемые как новостными, так и художественными коммуникациями, преследуют создание новой социальной идентичности, защиты информационного пространства социума от вторжения чуждой информации (информационная система вбирает только те события, которые соответствуют модели социума).

Тактические задачи пропаганды, в большей степени выполняемые новостными коммуникациями, способствуют решению конкретных проблем социального управления, организации поддержки инициатив власти, текущему информированию населения о краткосрочных событиях.

Как стратегические, так и тактические функции пропаганды служат для выработки единых моделей интерпретации действительности в социуме. Виды решения этих задач пропаганды можно классифицировать следующим образом – научная, массовая и практическая пропаганда.

Научная пропаганда - воздействие на массовое сознание с помощью абстрактно-научных теорий и концепций, объясняющих и обосновывающих развитие и функционирование социума. Она реализуется в процессе гуманитарного образования (преподавания общественных дисциплин и политического обучения граждан) и постоянного обновления теорий и концепций (приведение их в соответствие с меняющейся действительностью, использование новейших приемов и средств внесения их в сознание людей с учетом растущего уровня их образования и культуры).

В чистом виде научная пропаганда ориентирована на интеллектуально развитую и гуманитарно-образованную аудиторию. Отсюда, для самых широких масс теории и концепции следует подавать в научно-популярной форме (с учетом зрелости их мышления и познавательных возможностей, приспосабливая научные знания к обывателю, к его повседневным представлениям и психологическим ощущениям).

Массовая пропаганда - влияние на массовое сознание посредством образных суждений и наглядных представлений и проводится через систему воспитания, профессионального образования, массовых коммуникаций, общественной рекламы (монументы и мемориальные комплексы, выставки и музеи, рекорды и достижения), производственной рекламы (экспозиции потребительских товаров и услуг), массовой культуры (кино, радио, эстрада, живопись, музыка, беллетристика), массового общения (праздники, развлечения, гуляния, церемонии, ритуалы).

Система воспитания открывает начальный и важнейший этап политической социализации будущих граждан (усваивания политических норм социума и с определенными модификациями передача их следующим поколениям). Важнейшим социальным институтом выступает здесь семья, в которой представлены все черты, типичные для данного социума или социального слоя, и в которой формируются основные представления о власти и авторитете, закладываются особенности политического сознания, политической культуры, политических убеждений и предпочтений граждан.

Массовые коммуникации - средства массовой информации. Они часто используются властью для убеждения своих граждан (в некоторых социумах пропаганда выступает главной функцией средств информации), оказывают мощное психологическое воздействие на массовое сознание.

Символы могущества и величия государства (памятники, архитектурные ансамб­ли, мемориальные комплексы) выступают базовым средством формирования массового сознания и психологии принятия существующего образа жизни социума.

Различные ведомства и органы власти широко используют рекламу престижной продукции в своей пропагандистской деятельности (коммерческая реклама в силу ее внешней нейтральности скрытно достигает социально-политические цели). Естественная потребность людей в потребительских благах рекламой используется не только как средство сбыта товаров и услуг, но и для одобрения существующего в социуме образа жизни.

Такие каналы идеологического влияния, какими являются массовые шоу, кинематограф, театр, эстрада, живопись и литература, во многом нацелены на приспособление к своим нуждам мышления людей, приобщение их к своим программам, ослабление их способности к противодействию информационно-психологическому влиянию.

«Дни города», государственные и религиозные праздники, развлечения, гулянья, церемонии и другие формы массового времяпрепровождения людей также несут прямую или косвенную идеологическую нагрузку. Этой же цели служат вывешивание флагов и транспарантов, исполнение гимнов, проведение митингов, собраний, парадов, торжественных встреч, праздничных шествий, церемоний, награждений, поздравлений, посвящений, объявление траура и т.д. Подобные способы заполнения досуга и свободного времени граждан сказываются на их политических предпочтениях и отвлекают их от повседневных проблем.

Практическая пропаганда - воздействие на массовое сознание путем изменения общественного бытия, создания и поддержания образа и качества жизни и деятельности людей в социуме.

В отличие от научной и массовой пропаганды, где управление совершается через прямое воздействие на сознание, практическая пропаганда осуществляется опосредованно, т.е. через изменение объективных условий, которые в свою очередь влияют на изменение сознания (идейно-психологическое влияние на человека совершается путем контролирования его образа действий).

Следует заметить, что научная и массовая пропаганда (воздействующие через особые трансляционные системы) формируют опосредованное, идеологическое сознание, а практическая пропаганда (влияющая через реальные условия жизни людей) образует непосредственное, практическое сознание[24].

Всякая общественно-политическая деятельность является способом информационно-психологического воздействия на массовое сознание. Как только управление касается сознания масс, оно незамедлительно становится средством внесения в это сознание соответствующих мнений и представлений, проектируемых посредством массовой пропаганды.

В конечном счете научная и массовая пропаганда должны проверяться практической пропагандой, так как практический опыт масс, закрепляемый в их психологии, выступает основой формирования общественно-политических взглядов населения. Вместе с тем, в кризисных условиях (дефицит материальных средств, ресурсов общества, необходимых для сохранения или повышения уровня жизни населения) центр тяжести в пропагандистской деятельности следует перенести с практических методов на идеологические.

Снятие информационного прессинга со стороны государственных и муниципальных органов власти, более справедливое распределение информации и культуры ограничивают манипулятивные возможности. Плюрализм (появление, взаимодействие и противодействие в таких условиях различных, в том числе противоположных, позиций) стимулирует познавательный интерес, преодолевает познавательные барьеры, препятствует искажению, деформации взглядов, помогает избавлению от накопившихся мифов, утопий и догм в массовом сознании. В этом случае формируется демократический менталитет с его многозначностью, динамичностью и адекватностью мнений. Усвоение определенных навыков и правил политического мышления, помогающих лучшему пониманию тонких приемов манипулирования массовым сознанием, правильному восприятию и осмыслению социальными субъектами политической пропаганды, противодействию ей.

У индивида появляется внутренняя потребность в препарации и декамуфлировании пропагандистского материала. Формируется что-то вроде антиманипуляционного экрана, включающего критический стереотип к источникам информации, аргументированное отношение к устному и наглядному пропагандистскому материалу, отрицание информации, противоречащей логике, знаниям и опыту индивида (ничего не принимать на веру, тщательно проверять содержание политической информации, разгадывать планы и методы пропаганды, не попадаться в ее ловушки, правильно ориентироваться в широком и разнообразном потоке внутренней и внешней информации, не идти на поводу у модных идейных и культурных течений, не поддаваться влиянию распространенных взглядов, со знанием дела относиться к политическим теориям и программам).

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните роль массового сознания в социальном управлении.

2. Перечислите характеристики массового сознания.

3. Поясните сущность информационного управления в социуме.

4. Опишите основы психологии массовой коммуникации.

5. Перечислите концепции психологии массовой коммуникации.

6. Перечислите манипулятивные технологии массового влияния.

7. Дайте определение понятию «пропаганда» и перечислите социальные среды, в которых проводится пропагандистское воздействие.

8. Перечислите приемы пропаганды.

9. Обоснуйте задачи пропаганды и перечислите виды решений этих задач.


Наши рекомендации