Тема 21. Основные парадигмы философии общества.
1. Формирование философских представлений о целостности общественной жизни: метафизический организм, социальный организм, социальная система, самоорганизующаяся система.
2. Теория «социального действия» М.Вебера: основные понятия и принципы.
3. Теория габитуса П.Бурдье.
Ключевые слова: природа, общество, организм, целостность, синергия, соборность, географический детерминизм, биологический органицизм, социальный организм, социальный атомизм, система, хаос, самоорганизация, управление, агент, социальное воспроизводство.
Методические указания
Приступая к изучению данной темы, важно уяснить, что социальная философия воспроизводит целостную картину развития общества, решая ряд общих вопросов, касающихся природы и сущности общества, взаимодействия его основных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса и т.д. В социальной философии понятие «социальное» обозначает как область общественных явлений (сферы социальной жизни), так и специфику социального по отношению к природному, биологическому, а также к индивидуальному.
При написании контрольной работы важно прояснить различия между теоретическими подходами и обозначить основные проблемы и границы между исследовательскими течениями с тем, чтобы понять, по мере возможности, их идеи, значение и цель. Так в контрольной работе необходимо сконцентрировать внимание на описании различных социально-философских учений выявлении их особенностей и специфики объяснения социального бытия. Во втором вопросе студент должен раскрыть ключевые идеи и понятия социальной теории М.Вебера: действующий индивид как «атом», классификация социального действия, критика экономического детерминизма, новое понимание власти и класса, вопросы о статусных группах, партиях и бюрократии. И, наконец, в третьей части контрольной работы обратиться к концептуальной разработке понятия «габитус» Пьера Бурдье, проясняя значение, смысл данного понятия (габитус как система приобретенных предрасположенностей и одновременно производитель практик) и его значимость в решении проблемы социального воспроизводства (в первую очередь системы классовых отношений).
Дополнительная литература:
1. Бурдье П. Социология социального пространства. / П.Бурдье. – М., 2013.
2. Вебер М. Основные социологические понятия. / М.Вебер. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. – М., 2006.
3. Ильин И.А. Россия есть живой организм. О русской идее. / И.А.Ильин // Русская идея. – М., 2002.
4. Ритцер Дж. Современные социологические теории. / Дж.Ритцер. – СПб., 2012.
Тема 22. Социальное бытие общества
1. Общество как система социальных групп и социальных общностей. Исторические формы общностей (род, племя, этнос, народ, нация).
2. Понятие социального института и проблема социальной идентификации.
3. Феномен семьи: сущность и исторические формы.
Ключевые слова: социальная общность, семья, родовые отношения, нация, социальный институт, норма, структура, иерархия, каста, сословие, класс, страта, этос, социализация, социальная роль, идентификация.
Методические указания
Основная задача данной контрольной работы заключается в прояснении сущности и контуров социальной сферы, проблемы связи человека и общества. Общество – не простая сумма отдельных индивидов, но мир разнообразных социальных общностей, включающий в себя отношения, взаимодействия, контакты людей. Понятие общности рассматривается сегодня в двух аспектах: как договорная общность, результат добровольного объединения индивидов на политико-правовой основе; и как исторически сложившаяся общность, определенная происхождением, обычаями, традициями, духом, предшествующая индивиду. В первой части контрольной работы студент должен проанализировать исторические формы общностей как элементы социальной структуры, выяснить их основные свойства и критерии дифференциации. Во второй части работы необходимо раскрыть смысл понятия «социальный институт», обратить внимание на основополагающую характеристику социальных институтов – длительность их существования и способность к самоусилению. В третьем вопросе контрольной работы речь должна идти о понятии семьи и ее значении для бытия общества. Студент должен усвоить, что, являясь самым фундаментальным универсальным социальным институтом, семья выполняет определенные функции, главными из которых являются социальное воспроизводство и социализация. Достоинством выполненной контрольной работы будет краткий, но всесторонний охват важных теоретических вопросов, складывающихся вокруг проблемы бытия общества.
Дополнительная литература:
1. Губогло М. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки. / М.Губогло. – М., 2003.
2. Розин В.М. Становление и особенности социальных институтов. / В.М. Розин. – М., 2012.
3. Адам и Ева: альманах гендерной истории. / под ред. Л.П.Репиной. – М., 2003.
4. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. / П.Сорокин. – М., 2006.
5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. / Ф.Энгельс. – М., 2013.