Загадки муравьиной телепортации

Несмотря на колоссальный прогресс в научном исследовании живых организмов, мы еще очень мало знаем об их структуре, организации, коммуникациях и связи с окружающей природой. Пример тому – жизнь муравьев рода атта, обитателей американских тропиков. Ученые-энтомологи полагают, что муравьи придумали что-то настолько невероятное, что почти не поддается логике. Они, похоже, способны телепортироваться, однако сам принцип осуществления этого процесса пока не нашел внятного объяснения.

Немного о способе существования атта. Их жилище представляет собой многомиллионный муравьиный мегаполис, достигающий 15 метров в диаметре и 6 метров в глубину. Он включает необычайно сложную транспортную и жизнеобеспечивающую систему, сравнимую с планировкой и управлением целого города, который обслуживается почти по таким же коммунальным принципам, как и наши мегаполисы. С одной лишь разницей: эти системы функционируют безукоризненно.

Атта живут общинами в своих подземных поселениях, занимаясь в основном сельским хозяйством. И в этом деле они преуспели не меньше, если не больше, чем самые опытные фермеры. Основа муравьиного хозяйства – выращивание мелких грибков на субстрате из листьев и лепестков, добываемых во внешнем мире. Вся жизнь города и, конечно же, воспроизводство потомства подчинены безостановочному и непрерывному сельскохозяйственному производству.

Матки атта – это гигантские женские особи, которые только едят и размножаются. Будучи еще небольшого размера, они улетают из своего родного муравейника-города, совокупляются, спускаются на землю, вкапываются в нее и основывают новый муравьиный город. Матка производит на свет рабочих муравьев, те начинают ухаживать за ней, а она тем временем вырастает до чудовищных размеров, постоянно увеличивая произвольность яйцекладки. Размножением занята одна или в лучшем случае несколько огромных маток, каждая из которых во много раз больше самого крупного рабочего муравья.

От маток непрерывным потоком идут яйца, а сами матки находятся на строжайшей диете, за которой следят муравьи-сиделки. Все это позволяет выводить один из нескольких типов взрослых муравьев в соответствии с потребностями города. Каждая матка получает пищу только одного типа и откладывает одинаковые яйца. Режим питания позволяет выводить разные типы муравьев в соответствии с заранее заданным и регулируемым планом, касающимся всего населения города. Атта не просто отслеживают число жителей, но и, соответствующим образом определяя диету каждого, выращивают муравьев определенного типа – рабочих, солдат или сторожей.

Чтобы обеспечить себя питанием, атта приходится выходить на поверхность и заниматься сбором листьев.

От муравейника расходятся радиальные дороги с подземными переходами, навесами, защищающими от сильных дождей, кольцевыми дорогами и даже с развязками по типу «кленового листа». По ним снуют потоки муравьев: одни налегке идут наружу, а навстречу им спускаются другие, нагруженные поклажей. Взвешивая тысячи этих листьев, специалисты пришли к выводу, что вес их минимум вдвое превосходит вес муравья.

Пометив одного муравья тончайшей цветной нитью, исследователи проследили его путь. Оказалось, что он лежал к одиноко стоящему дереву, до которого было примерно четверть мили. Добравшись до цели, муравей полез вверх, выбрал лист, отгрыз от него кусочек и потом, взвалив на себя, потащил в муравейник. В этом не было бы ничего необычного, если бы исследователи не столкнулись с удивительным фактом. Как-то одну из муравьиных троп перегородил упавший с дерева сучок. На пути тотчас образовалась самая настоящая транспортная пробка.

Как поступают в таких случаях в городе участники движения? Правильно, вызывают транспортную полицию и дорожную службу. Так же поступили и муравьи. Среди них вдруг появилось несколько более крупных «муравьев-полицейских», которые стали разгребать в сторону старые листья, мелкие веточки и прочий древесный мусор. И вскоре соорудили обходной путь, по которому тотчас восстановилось движение. У исследователей возник вопрос: откуда так быстро появились «муравьи-полицейские», которые в обычных условиях расходятся на многие метры друг от друга?

В эту же ночь поставили эксперимент на муравьиной дороге длиной 60 метров с очень интенсивным движением. Установили приборы для наблюдения, затем перегородили дорогу. Через минуту появился «муравей-полицейский». Врезавшись в муравьиную толпу, он водил своими усами-антеннами (атта слепые) и заставлял бросать листья на обочину.

Из города тут же примчались другие «полицейские», которые действовали так же, а затем начали отгонять ненагруженных муравьев от заграждения, устроенного учеными. Тем временем дорогу начали прокладывать в обход. Часть «полицейских сил» облепила преграду для того, чтобы направлять подходивших муравьев, уже сбросивших груз, в город, указывая им направление обхода. И вот новый путь проложен. Муравьи возвращались за брошенным ранее грузом, причем строго по левой обочине дороги. Они не мешали встречному движению рабочих, возвращавшихся с грузом уже по новой дороге.

Это противодвижение шедших в город муравьев вновь заставило исследователей задуматься: откуда муравьи узнали, что надо делать, сообщила ли им об этом «полиция» или нет? Сначала ученые решили, что информация о неожиданном препятствии на дороге передавалась в муравейник путем последовательного контакта антеннами. Однако возник следующий вопрос: можно ли с помощью соприкосновения антенн передавать информацию с такой скоростью?

Был проведен соответствующий анализ, и вот его результаты: даже если бы 60 тысяч муравьев одновременно повернулись в одну сторону и мгновенно коснулись антеннами друг друга, сигнал передался бы в сто раз медленнее, чем скорость, с которой прибыла полиция! Следовательно, у атта есть телекоммуникационная система, причем не механическая, то есть не посредством физических прикосновений. Это и не видеосистема, ведь «полиция» находится под землей, да и зрение у «полицейских» отсутствует. Запах тоже в высшей степени маловероятен (хотя сейчас и считается, что у запахов электромагнитная природа). Тем не менее атта могут передавать информацию на расстояние примерно в 3–5 км, причем передача происходит со скоростью, многократно превосходящей любые возможные механические действия.

По этому поводу возникает сразу несколько гипотез: электромагнитная, телепатическая и акустическая. Если секрет в акустике, то либо «муравьи-полицейские» в глубине городов наделены какими-то сверхчувствительными органами приема звуковых сигналов, либо информация транслируется какими-то особыми муравьями. Могут ли это быть «патрульные муравьи-полицейские»? Вряд ли. Во всяком случае не раньше, чем «полицейский» прибывает на место, где что-то происходит.

Доктор X. Форрест обнаружила, что муравьи разных видов издают звуки за счет щелчков суставами лап, потирания лапок и смыкания челюстей. Она также убедилась, что муравьи способны издавать и гораздо более сложные звуки с помощью так называемых органов стрекотания, напоминающих те, которые имеются у кузнечиков и саранчи. Доктор Форрест считает, что возникающие звуки вполне может услышать человек с тонким слухом, находящийся рядом с насекомыми. В доказательство она представила магнитозаписи звуков двадцати пяти видов муравьев.

Может быть, этим все объясняется? Однако, вероятнее всего, окончательный вариант еще не сложился. Допустив акустическую связь, мы вынуждены будем предположить, что звуки, издаваемые муравьями, должны составлять язык, с помощью которого передается информация. Любой «полицейский» может послать сигнал. Кому-то надо определить его происхождение и принять соответствующие меры. Что это за язык? Неизвестно.

Следующий эксперимент поставил исследователей в тупик. Как уже говорилось, воспроизводством потомства занимаются у атта матки. Будучи еще небольшого размера, в молодости они улетают из своего родного «города», находят там пару, затем возвращаются на землю и вкапываются в нее, основывая новый город. Появившаяся на свет армия рабочих муравьев ухаживает за маткой, а она тем временем вырастает до огромных размеров.

Для защиты матки рабочие муравьи сооружают «бетонную» камеру – настолько прочную, что разрушить ее можно только с помощью ломика. Камера полностью окружает матку, и только в самой нижней ее части проделан ряд небольших отверстий для входа и выхода подносчиков пищи, каналы для вывода экскрементов и прохода «акушерок», следящих за яйцами, а также желоб для яиц. Часто такие камеры достигают величины кокосового ореха, слегка сплюснутого и чуть удлиненного. А толщина стенок может достигать 7,5 см.

Ознакомившись с этой удивительной системой, ученые столкнулись еще с одной тайной. Добравшись до камеры, в которой находится матка, и осторожно срезав ее боковую часть, они увидели, что всю камеру занимает большое насекомое. Его пометили тонкой струйкой краски из пульверизатора. Пока камера оставалась открытой или прикрытой куском стекла, ничего необычного не происходило. Матка либо погибала, либо рабочие муравьи с трудом переносили ее в другое место. Однако когда потревоженную камеру закрыли всего на минуту, матка из нее попросту исчезла.

Этот факт можно было бы объяснить тем, что муравьи убивают матку и затем удаляют ее останки через нижние небольшие отверстия. Но как быть с краской, ведь ее и след простыл.

Дальнейшие раскопки и поиски в том же самом муравейнике, длившиеся иногда несколько часов, приводили в недоумение всех участников эксперимента. В нескольких десятках метров от места исчезновения матки оказывалась еще одна сверхпрочная бетонная камера. В ней находилась та самая матка со всеми опознавательными знаками в виде пятен краски: она великолепно себя чувствовала, принимала пищу и откладывала яйца! И это наблюдали раз за разом.

Это ли не мгновенный перенос? А если нет, то как это происходит? Ведь нереально, что атта удаляют бетонную камеру длиной в 30 см, выкапывают тоннель диаметром от 8 до 10 см и длиной около нескольких метров, выкапывают еще одну полость длиной 60 см, заталкивают в нее матку и затем сооружают вокруг новую камеру – и все это за несколько часов. Такое предположение не выдерживает критики, так как во всех сообщениях говорится, что матки исчезают из таких камер в течение нескольких минут и при этом камера даже не разрушается!

Предположили два варианта ответа на этот вопрос. Первый – достаточно простой: ученые просто подогревают интерес к своей работе, а на самом деле никаких исчезновений не происходит. А если все-таки исследователи не лукавят? Тогда придется признать, что атта, обладающие развитой системой телекоммуникации, создали, кроме того, еще и систему телепортации самых важных членов своего общества, срабатывающую в экстремальных случаях.

С точки зрения теоретической физики такое вполне возможно. Если через материю проходят звук и свет, так почему бы и веществу не проходить сквозь вещество? В любом случае материя на 99 % состоит из «дырок» в кристаллической решетке. По этой же причине струя воды из шланга может пробить любую мелкую проволочную сетку насквозь. К тому же последние работы физиков показывают, что некое подобие телепортации элементарных частиц в природе таки существует.

Итак, телепортация. Изначально термин означал мгновенный переноспредметов из одной точки в другую, причем даже сквозь твердую среду. Как мы уже знаем, саму идею о возможности телепортации серьезная наука до недавнего времени если и не игнорировала, то относилась к ней с подозрением. В последние годы об этом стали вполголоса поговаривать и ортодоксы, прежде всего физики-ядерщики, допускающие туннельные переходы микрочастиц. Тем не менее есть сообщения о крупномасштабных мгновенных переносах, происходящих как в природе, так и в лабораториях.

Факт существования подобных переносов перевернул бы все технологии. Но наша жизнь настолько бы изменилась, что мы могли бы пожалеть об этом и ввести на них строгие ограничения. Возможно, как раз телепортация и помогает атта.

Поистине прав был один из авторитетнейших американских исследователей Айвен Сандерсон, сказавший: «Если бы человек мог овладеть навыками, которыми крохотные муравьи обладают миллионы лет, мы бы уже сегодня достигли самых дальних звезд!»

Наши рекомендации