Как одного из компонентов просодии
В психологии и психолингвистике речь рассматривается как специфическая, иерархически организованная речевая деятельность (Леонтьев, 1969).
Современная лингвистика трактует интонацию как суперсегментное средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, различают высказывания по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова, 1980; Черемисина-Ениколо-пова, 1999). Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и паузация, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшие из них — коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко, 1981; Зиндер, 1979; Светазарова, 1982). Гармоничное интонационное оформление связной речи предполагает уме-
> И. А. Поварова, 2004
ние видеть и реализовывать фонетическими средствами логико-смысловые связи между словами путем членения высказывания на синтагмы и их соответствующее логическое оформление.
Вопрос о временной организации речевых движений наиболее сложен и важен в теоретическом плане. Согласно исследованиям В. А. Кожевникова и Л. А. Чистович с соавторами (Речь... 1965), в нервной системе существуют специальные образования, генерирующие сложные ритмы различных конкретных движений. Следовательно, ритмический рисунок слова существует как отдельная часть артикуляторной программы; ритм — это основа, «скелет» слова, который играет существенную роль как в организации внутреннего программирования словесного высказывания, так и в процессе опознавания слов.
Звучащая речь представляет собой поток звуков, которые объединяются в слова, синтагмы, предложения. Для объединения звуков в такие единицы членения речевого потока существуют специальные фонетические средства, называемые ритмико-интонацион-ными или суперсегментными. В речи таких явлений несколько: чередование ударных и безударных слогов, моментов молчания и говорения, восходящих и нисходящих интонаций, равномерность следований друг за другом логических ударений и др. Все это — фонетические аспекты ритма. Существует несколько разноуровневых единиц ритма, функционирующих одновременно и взаимосвязано. Ритм речи имеет сложную многоуровневую организацию, поэтому можно говорить о своеобразной иерархии речевых ритмов — слоговом, словесном, синтагменном ритме (Жинкин, 1958, 1978).
Ритм управляет при порождении устной речи интонационной структурой и тем самым соотносится с интонацией. Создается комплексом интонационных компонентов в их взаимосвязи и является компонентом просодии как понятия более широкого, в состав которого входит вся система ударений — от словесного до разнообразных смысловых. В процессе порождения речи ритм управляет интонацией, организует ее, поэтому интонационные единицы как единицы коммуникативно значимые совпадают с ритмическими единицами, то есть фонетическое слово, синтагма, предложение представляют собой ритмо-интонационные единицы (Иванова-Лукьянова, 2002; Светазарова, 1982).
Результаты фонетических исследований свидетельствуют о том, что синтагматическое членение вариативно, поскольку на него влияет целый ряд факторов — синтаксическая структура предложения, семантические связи между словами в составе кадого высказывания, смысловая связь между высказываниями в контексте, отношение субъекта к содержанию высказывания, отношения между
участниками коммуникативного акта, индивидуальное речевое намерение говорящего и др.
Прозаическое высказывание в виде фразы осуществляется с помощью речевого синтагмирования, предполагающего умение переходить от синтагмы, имеющей одну ритмико-смысловую структуру, к синтагме с другими ритмико-смысловыми параметрами. В координации содержания и формы высказывания ритм присутствует в качестве опосредующего звена, однако не играет решающей роли, а требует еще более сложных координации с другими сторонами речевой деятельности.
Как предполагают некоторые исследователи, согласование афферентных потоков в соответствующие отделы коры головного мозга и соответствующих эфферентных потоков происходит за счет процессов, протекающих в субталамическом ретикулярном слое, имеющем опосредованные связи с различными отделами головного мозга, в том числе с отделами, ответственными за память. Этот механизм согласования входит составной частью в стриопалли-дарный комплекс, нарушения в работе которого, по мнению исследователей, ответственны за возникновение заикания (Зееман, 1962; Жинкин, 1958).
Темпоритмическая дезорганизация психомоторной активности в литературе расценивается как проявление нарушений деятельности подкорковых (стриопаллидарных) систем мозга, которые обеспечивают плавность, координацию и другие характеристики общих движений, в частности речевых.
Особенности моторных функций и речи лиц с заиканием указывают на ослабление регулирующих влияний со стороны ЦНС. Чрезвычайно тонкая и точная согласованность речевых движений нарушается, внешне выражаясь в том, что плавное течение речи прерывается кратковременными задержками, остановками, повторением звуков и слогов, обусловленными судорогами речеобразующих органов.
На значение соблюдения временных параметров смены одного слога другим в разноритмичных словах указывал Н. И. Жинкин (1978). Ослабление этой способности служит препятствием для перехода к более сложным видам речевой деятельности, а именно — фразовой прозаической речи. Автор полагает, что у заикающихся имеет место нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении движениями на уровне слога.
У заикающихся отмечаются нарушения просодической организации речи, в том числе темпоритмической и интонационной струк-
туры высказывания. Эти нарушения проявляются в трудностях воспроизведения интонационных структур, затруднениях в самостоятельном использовании основных типов интонации. На выразительность речи у данной категории лиц отрицательно влияют нарушения тембра, недостаточность силы и диапазона голоса. Все перечисленное приводит к трудностям в организации коммуникативной деятельности, снижению эффективности речевого общения.
Применительно к задачам обучения заикающихся динамической гармонии речи прежде всего встает вопрос о методике обучения выразительному чтению. Выделение уровней ритмо-интонаци-онного членения речи может, на наш взгляд, быть взято за основу. Уточнения требует методический аспект вопроса.
Работа по совершенствованию интонации проводится с использованием различных методических приемов: обучение различению основных элементов интонации, инсценирование ситуаций коммуникации, функциональные тренировки поведения в различных условиях общения. Эффективной работе способствует применение приборов биологической обратной связи, позволяющих визуально осуществить контроль за воспроизведением основных интонационных структур.
Указанные приемы целесообразно включать в комплекс реабилитационных мероприятий, состоящий из следующих разделов: психологическая коррекция, постановка дыхания, развитие арти-куляционно-резонаторной системы, формирование навыка правильного голосообразования, темпа и ритма речи, навыка самоконтроля за речью. Такая этапность позволяет последовательно и системно построить коррекционную работу, а также дифференцировать методы воздействия в зависимости от индивидуальных темпоритми-ческих и психологических особенностей пациента (Поварова, 2003).
Особенностью предлагаемого подхода является то, что мы формируем интонационную сторону речи (ритм, темп, мелодику, паузи-рование, динамическую гармонию) как целостную систему.
Работа по развитию интонационной выразительности строится в направлении от формирования обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению интонационных структур, от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи направлено на развитие умения выделять различные интонационные структуры на слух. Воспроизведение в самостоятельной речи различных интонационных фигур высказывания осуществляется с опорой на графические модели и сопро-
вождается выразительными движениями, соответствующими движениям основного тона.
В беседах с заикающимися разъясняют роль просодических компонентов речи, подчеркивают, что без использования интонации трудно передать смысл сообщаемого. На начальном этапе обучающиеся, используя приемы невербальной коммуникации, воспроизводят звуковой состав слова и его интонационный контур, сопровождая фонацию жестом.
На вербальном этапе проводится постепенная отработка усложняющейся по содержанию и форме речи.
На начальном этапе оформление высказывания осуществляется по аналогии, затем — по аналогии с элементами интонационных модификаций, и наконец — самостоятельное составление высказывания в соответствии с задачами сообщения и ситуацией.
Начинается работа по изучению интонации с предъявления образца интонационной модели (для ее узнавания, осмысленного восприятия) и завершается реализацией интонационной модели самими обучающимися в контексте той или иной интонационной единицы (фонетическое слово, синтагма, предложение) и в связном тексте. Таким образом, предусматриваются упражнения, ориентированные на создание речевых навыков в процессе речевой деятельности, и творческие упражнения, ориентированные на формирование речевых умений.
Упражнения на узнавание включают соотнесение воспринимаемого звучания с эталоном. Сюда входят задания типа: «Понаблюдайте», «Найдите», «Определите», «Установите», «Перечислите».
Упражнения на осмысление (понимание) предполагают анализ, систематизацию, классификацию и истолкование воспринятого посредством объяснения предлагаемого образца, сопоставление разных образцов, различные преобразования.
В первую очередь используют слова, которые позволяют вызвать наиболее яркие образные представления (буря, восторг, кислый — сладкий и др.). Далее над каждым словом работают в контексте. Для этого подбирают двусоставные предложения, затем постепенно их усложняют. При этом описанным выше способом работают с каждым словом предложения отдельно, проводя его интонационный анализ (обращают внимание на то, что у каждого слова свой мелодический рисунок, ритм). Затем синтезируют полученное интонационное единство, стараясь сохранить своеобразие звучания каждого слова. Обращают внимание на то, что каждое слово многократно меняет свой ритм и мелодику в зависимости от контекста.
В состав упражнений на порождение речи включаются: пересказ текста (осмысленная имитация), распространение данного ре-
чевого фрагмента, самостоятельное, творческое (частичное или полное) произнесение (прочтение) высказывания или текста, неподготовленного диалога и монолога.
Развитие темпо-ритмических модуляций проводят, сочетая движение и речь. Медленный темп выполнения движений сопровождается более плавным произнесением специально подобранных текстов. Ускорение темпа выполнения движений координируют с более быстрым проговариванием речевого задания. Это позволяет заикающимся сознательно управлять темпом и ритмом речи в зависимости от ситуации, оптимизирует динамическую гармонию речи, расширяет ее вариативность.
Развитие просодии у лиц с заиканием осуществляется на логопедических занятиях и средствами логопедической ритмики. Это обусловлено тем, что речь имеет совместные с музыкой элементы: мелодию, темп, ритм, акцент, паузацию.
Вся работа, проводимая по воспитанию чувства ритма в музыке, помогает перенести эту способность в движения, а позднее и в речь.
Считаем целесообразным более подробно остановиться на аспектах формирования темпо-ритмической организации речи у заикающихся.
I стадия работы
Основная задача коррекционной работы на данном этапе — регуляция темпа и ритма речи.
Ритмический рисунок речи складывается из сегментов различной длительности, которые реализуются на разных уровнях: слоговом, словесном, фразовом. Поэтому задача выработки плавности речи состоит в необходимости осознания заикающимся ритмов разных уровней: слогового, словесного, их совмещения с логическим центром синтагмы, а также подчиненности синтагм, составляющих фразу ее главному логическому центру.
Выработка замедленного темпа является стержневым моментом в коррекционно-педагогической работе.
Известно, что замедление темпа речи происходит за счет увеличения времени фонации, то есть за счет преимущественного удлинения гласных звуков. Замедление темпа речи может осуществляться двумя способами: путем увеличения длительности звуков или путем произнесения фразы с паузами между словами. Первый способ может быть охарактеризован как замедление скорости произнесения звуковых единиц. Второй — как увеличение времени, отведенного при произнесении фразы, на каждое слово, то есть смысловую единицу (при втором способе увеличение средней длительности звука также наблюдается). Поэтому замедление темпа речи
рЯедует осуществлять за счет протяжного произнесения гласных звуков.
При замедлении речи у обучаемых устанавливается правильная согласованность дыхательных, голосовых и артикуляторных движений, в значительной мере уменьшаются мышечная напряженность и судороги. Этих результатов обучающийся может добиться в том случае, если будет сформирован навык самоконтроля темпо-ритма речи.
В процессе тренировки темпа и ритма речи заикающемуся необходимо выработать следующие умения:
— двигаться в заданном темпе;
— чередовать движения в различном темпе;
— сочетать согласованные движения с ритмической организа
цией высказывания и проговариванием в нужном темпе;
— проговаривать речевой материал без движений в заданном
темпе и ритме.
На логопедических занятиях заикающимся предлагается выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений: восприятие и воспроизведение ритмических структур, состоящих из одинакового количества элементов; затем — состоящих из разного количества элементов; после их усвоения — структур из акцентированных и не акцентированных элементов. Сначала упражнения осуществляются в наиболее простых формах с постепенным переходом к тренировке переключения в темпе и ритме:
— проговаривание речевого материала в сочетании с элементар
ными движениями;
— проговаривание речевого материала без движений в задан
ном темпе я ритме.
Отрабатывают отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания. Ударному слогу (слову) соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий. Параллельно тренируют способность различать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения.
Выразительной мы считаем спокойную, четкую, логично изложенную речь, с соответствующей передачей звуковысотных и динамических изменений в интонационном контуре фразы.
Процесс правильного голосообразования предполагает опору на гласный звук, как слогообразующий элемент, являющийся вершиной слога. Не менее важно обучение заикающихся правильному паузированию. Показывая образцы плавной речи, логопед объясняет, что она достигается небольшой протяженностью гласных,
слитностью между словами до логической паузы и правильной дикцией, которая также является элементом правильной речи. Эта работа непосредственно сочетается с формированием интонационной выразительности речи: выработкой правильных интонем соответственно синтагматическому членению высказывания. Это способствует стабилизации программы действия в речевой функциональной системе.
После объяснения приемов слитной речи предъявляют требование к каждому обучающемуся соблюдать указанные правила. Материалом для выработки замедленного темпа на протяжении 7-10 дней служат счетная и фразовая зарядки, небольшие стихотворные отрывки, которые в дальнейшем применяются как речевые разминки. Работа начинается с возможно упрощенных форм, а затем постепенно усложняется, сохраняя тот же принцип отдельных высказываний. Краткость и несложность фраз (синтагм) длиной от 6 до 12 слогов дают возможность обучающемуся сосредоточиться на новых речевых стереотипах.
Затем заикающимся предлагают рассказать хорошо знакомую сказку, рассказ и/или описать какое-либо событие жизни. Как правило, этот материал хорошо автоматизирован в самостоятельной речи и прост по своему содержанию. Поэтому при пересказе он, как правило, не вызывает трудностей во время отработки предлагаемых требований к темпу речи и интонации.
К концу первой недели занятий обучающиеся должны овладеть навыками плавной речи. С этого момента обретенные навыки закрепляют в ходе занятий, направленных на развитие активного словаря, целью которых является формирование установки на выбор менее стереотипных слов. Одновременно с этим отрабатывают умение конструировать сначала простые, затем более сложные синтаксические структуры.
Работу по замедлению темпа речи проводят в два приема: путем прочтения текстов при равном удлинении каждого слога в слове, а затем — выделения ударного слога. Эти приемы, на наш взгляд, оптимальны для преодоления судорог в речи заикающихся. В качестве материала предлагаются повествовательные по интонации, простые по содержанию тексты. Избегая скандирования, при чтении соблюдают слитное произнесение слогов. В ходе такой работы рекомендуют прочитывать предложения длиной 6-8 слогов, что позволяет избежать проговаривания на дополнительном выдохе, при этом соблюдается интонационно-смысловое членение фразы. После прочтения текстов предлагают обучающимся пересказать их содержание, сохраняя требования к речи, предъявляемые при чтении. Выбор прозаических текстов продиктован тем,
что по своей ритмической структуре они ближе, чем стихи, стоят к разговорной речи. Далее обучающимся предлагается читать и пересказывать тексты с повествовательной интонацией, которая характеризуется выделением ударного слога в слове, стоящем под синтагматическим ударением. Речь с замедлением темпа при чтении и пересказе текста должна сохранять свою мелодико-ритми-ческую структуру.
Выполняя речевые задания на данном этапе занятий, заикающиеся пользуются нижним (грудным) регистром. Для работы над голосом обучающимся предлагаются упражнения, направленные на воспитание длительной фонации, отработку «скользящей» восходящей и нисходящей интонации с характерным «переломом» голоса из грудного в головное звучание (регистр) и наоборот.
Например:
1. Произносить последовательности гласных звуков с восходящей интонацией (вопрос) и нисходящей интонацией (ответ):
2. В непрерывной линии звучания выделить интонационно гласный звук
легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последую
щими:
уОуауэуиуы? (вопрос) уОуауэуиуы. (ответ) уоуАуэуиуы? (вопрос) уоуАуэуиуы. (ответ) и т. д.
3. Произносить междометия «О», «Ах», «Эх» с разной интонацией (удив
ленно, радостно, испуганно, с огорчением).
4. Произносить сочетания гласных звуков последовательно, каждое на от
дельном выдохе низким, грудным голосом УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ.
5. Произносить слова с интонацией ласки, огорчения, угрозы: «Пришла!»,
«Молодец!»
6. Произносить фразу «Снег пошел» в соответствии со смысловым задани
ем (восхищаясь, огорчаясь, уточняя, спрашивая, радостно сообщая).
7. Чтение стихов, басен, в которых реализуются указанные выше интона
ции.
Становясь замедленной, речь заикающихся обретает оттенок неестественности. Понятно, что такая речь не удовлетворяет требованиям основной функции речи — коммуникативной. Поэтому необходим следующий этап занятий, нормализующий темп и интонацию, формирующий данную функцию речи.
II стадия работы
На второй стадии проводят работу по расширению диапазона голоса, обучению заикающихся разным темпам речи, с этой целью предлагаются различные условия проговаривания.
Реализовать фразовый ритм можно с помощью определенного режима произнесения фразы, состоящего в нюансированной пере-даче голосом ее ударных и неударных фрагментов. Возможно подкрепление ритмического рисунка фразы двигательными опорами: шагами разной силы и степени дробности, хлопками, дирижированием и др. Практика работы показывает важность того, чтобы были задействованы обе конечности реципрокно. Подобные приемы координации речи с движением, воспитания реципрокной координации, часто неразвитой у заикающихся, позволяют не только ритмизировать речь заикающихся, но и добиться плавности произнесения, слитности смысловых отрезков речи (синтагм), правильности паузирования. Для каждого вида упражнений следует подбирать наиболее органичный для конкретного заикающегося ритм и темп речи и виды деятельности, значимые для него мотиваци-онно.
Предъявление разных ритмических групп должно проводиться по принципу постепенного усложнения: от элементарных до относительно сложных. Применяются различные приемы ритмизации. Так, отрабатывая ритм речи, используются два типа движений. Один — для отработки полного стиля русской речи. Ритмичные движения руки сопровождают четкое, различающееся по силе голоса произнесение каждого слога в словах. Второй тип движения используется для выделения ударного слога в слове. Важно, чтобы тренинговый материал был подобран в порядке усложнения лингвистических моделей и закреплялся в памяти. От слов необходимо перейти к ритмизированному воспроизведению фраз с подключением обратных афферентаций.
Модальность, к которой адресован тот или иной ритмический стимул, может быть слуховой, ел ухо-зрительной, двигательной. Последняя особенно эффективна и должна быть одним из главных приемов работы. Это позволит заикающимся, имеющим разные ведущие каналы сенсорного восприятия (зрительный, слуховой, тактильный), задействовать и успешно развивать компенсаторные механизмы.
В период, когда отрабатывается новый динамический стереотип произнесения, особенно важна роль логопеда, который своими голосовыми модуляциями в сочетании с жестовой координацией, подчеркивает ритмико-словесное ударение (на более поздних этапах — речевой такт), тем самым развивает чувство языка, специфическую ритмическую организацию речи.
Целесообразна утрированная ритмизация стихотворной речи. Причем восприятие речи окружающих не менее важно, чем ее воспроизведение, поскольку во время слушания у заикающегося фор-
мируются нормативные модели (паттерны) разных стихотворных размеров, а следовательно — способов организации ритма слова и повторяющихся синтагм. Эталоны, динамические стереотипы слу-ясат основой для выработки навыка перехода к разноритмическим синтагмам в прозаической фразовой речи.
Прочтению текста должно предшествовать определение фонетических средств реализации оформления высказывания, к числу которых относятся паузы, понижение или повышение тона (в зависимости от места синтагмы в высказывании) на синтагматически ударном слове.
Нюансировка модуляций голоса различных по смысловой и ритмической значимости частей фразы способствует переключению внимания обучающегося на апериодичность, разноритмичность прозаической фразовой речи, а также выработке способа говорения, рассчитанного на подчинение ритмической стороны фразы ее смысловым акцентам. Следует отметить необходимость постепенного усложнения ритмико-смысловой структуры отрабатываемых фраз в соответствии с лингвистическими закономерностями речи.
Исходя из этого можно выделить два уровня синтагматического членения высказываний в составе текста: базовое — обусловленное синтаксической структурой предложения, и вариативное — мотивированное специальным речевым намерением говорящего. Вариативное членение в подавляющем большинстве случаев представляет собой более дробное синтагматическое членение по сравнению с базовым. Для формирования навыков базового синтагматического членения можно ориентироваться, во-первых, на знаки препинания, во-вторых — на смысловые части высказывания.
Формирование навыков вариативного синтагматического членения должно осуществляться на основе смыслового анализа всего текста с помощью специальной системы вопросов: какова главная мысль текста? как автор относится к тому, что говорится в тексте? и др. На этом уровне анализа текста следует избегать слишком дробного синтагматического членения, поскольку это будет свидетельствовать о разрушении необходимых логико-смысловых связей.
После ознакомления с двумя видами синтагматического членения предлагается пациентам выбрать оптимальный, с их точки зрения,вариант.
Организованная таким образом логопедическая работа обеспечивает нормализацию временных характеристик речи у заикающихся, способствует формированию оптимального речевого темпа и ритма, способствует гармонизации экспрессивной речи. Эстетическая организованность обеспечивает минимизацию затрат на передачу информации с целью достижения успешности коммуникации.
Литература
Бондарко Л. В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. Л., 1981.
Брызгунова Е. А. Интонация // Русская грамматика: В 2 т. Т. 1 / Гл. ред. Н. Ю. Шведова. М., 1980.
Зееман М, Расстройства речи в детском возрасте. М., 1962.
Зиндер Л. Р. Общая фонетика. Л., 1979.
УКинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958. С. 79-83; 338-347.
Жинкин Н. И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 73-83.
Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, логическое ударение, темя, ритм: Учебн. пособие: 4-е изд. М., 2002.
Леонтьев А. А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М., 1969.
Речь. Артикуляция и ее восприятие: Сб. / Под ред. В. А. Кожевникова, Л. А. Чистович. М.; Л.,, 1965.
Поварова И. А. Пути совершенствования интонационной выразительности речи у заикающихся // VII Царскосельские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1250-летиию Старой Ладоги и 300-летию Санкт-Петербурга / Под ред. проф. В. Н. Скворцова. СПб., 2003. С. 111-115.
Светазарова Н. Д. Интонационная система русского языка. Л., 1982.
Черемисина-Ениколопова Н. В. Законы и правила русской интонации: Учебн. пособие. М., 1999.
Поварова Ирина Александровна, канд. пед наук, зав. кафедрой логопедии. Институт спец. педагогики и психологии при Международном университете семьи и ребенка им. Р. Валленберга. Санкт-Петербург. Т. 596-24-42.