Сознание как философская проблема

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие………………………………………………………………........... . . . . . 7

1 ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ…………………………………………….

1.1 Предмет философии…………………………………………………………

1.2 Специфика философского мировоззрения…………………………………

1.3 Структура философского знания……………………………………………

1.4 Функции философии…………………………………………………………

1.5 Основные типы философских концепций………………………………….

1.5.1 Онтологическая проблема: материализм, субъективный и

объективный идеализм………………………………………………………

1.5.2 Гносеологическая проблематика: агностицизм, сенсуализм,

рационализм и иррационализм………………………………………

2 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: МЫСЛИТЕЛИ И ШКОЛЫ………………

2.1 Философские концепции Древнего Востока………………………………

2.1.1 Специфика древневосточной философии……………………………………..

2.1.2 Философия Древней Индии……………………………………………………

2.1.3 Философия Древнего Китая…………………………………………………...

2.2 Античная философия……………………………………………………

2.2.1 Истоки и специфика античной философии …………………………………

2.2.2 Ранняя греческая философия (досократические школы) . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2.3 Античный атомизм………………………………………………………

2.2.4 Классический период античной философии:

Сократ, Платон, Аристотель . . . . . . .

2.2.5 Философия эпохи эллинизма и римского периода античности:

Эпикур, киники, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.3 Философия европейского Средневековья ………. . . . . . . . . . . . . . . . .

2.3.1 Истоки и специфика средневековой философии…………………………… . . . . .

2 3 2 Патристика. Августин Аврелий ………………………………………………..

2.3.3 Средневековая схоластика. Фома Аквинский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.4 Философия эпохи Возрождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.4.1 Общая характеристика ренессансной культуры и философии . . . . . . . . . . . . .

2.4.2 Гуманистическая, социально-политическая и религиозно-философская

мысль эпохи Возрождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.4.3 Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания . . . . . . . . . . . . . .

2.5 Философия Нового времени………………………………………………..

2.5.1 Социокультурные предпосылки и специфика

новоевропейской философии……..

2.5.2 Эмпиризм Ф.Бэкона и механистический материализм Т.Гоббса………

2.5.3 Гносеологический рационализм:

Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц……

2.5.4 Сенсуализм в философии Нового времени:

Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм………..

2.5.5 Философия французского Просвещения XYIII века………………………

2.6 Немецкая классическая философия………………………………………..

2.6.1 «Критическая философия» И.Канта …………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.6.2 Объективный идеализм и диалектика Г.Гегеля………………………………….

2.6.3 «Антропологический материализм» Л.Фейербаха………………………………

2.7 Основные школы зарубежной философии XIX - XX вв.……

2.7.1 Философия марксизма …………………………………………………………

2.7.2 Философия позитивизма ……………………………………………………….

2.7.3 Философия прагматизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.7.4 Философия жизни в Германии XIX в.:

А.Шопенгауэр и Ф.Ницше………………...

2.7.5 Экзистенциализм………………………………………………………………

2.7.6. Философия психоанализа………………………………………………………

2.8 Русская философия………………………………………………………….

2.8.1 Этапы развития и специфика русской философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.8.2 Философская мысль XI –XVIII вв.……………………………………………...

2.8.3 Становление самобытной русской философии:

славянофилы и западники……………………………………………………..

2.8.4 «Серебряный век» русской философии

2.8.4.1 Философские идеи в русской литературе XIX века. ……………………………

2.8.4.2 Философия «всеединства» В.С.Соловьева………………………………

2.8.4.3 Русская философия конца XIX – начала ХХ века. Русский космизм………

2.8.5 Советский период в развитии русской философии . . . . . . . . . . .

3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ……………..

3.1 Онтология……………………………………………………………………

3.1.1 Проблема бытия………………………………………………………………

3.1.2 Философское учение о материи . . . . . . . . . . . .

3.1.3 Движение как атрибут бытия; движение и развитие…………………………

3.1.4 Пространство и время как атрибуты бытия…………………………………

3.1.5 Универсальные связи бытия. Детерминизм и закономерность. ……

Сознание как философская проблема

3.2.1 Проблема возникновения сознания

3.2.2 Сущность и структура сознания.

3.2.3 Сознание и язык

3.3 Гносеология………………………………………………………………….

3.3.1 Субъект и объект познавательного процесса…………………………….

3.3.2 Познавательные способности человека:

чувственное и рациональное познание…………………………………

3.3.3 Проблема истины. Роль практики в процессе познания…………………

3.4 Философия и методология научного познания……………………………

3.4.1 Специфика научного познания………………………………………………

3.4.2 Структура научного познания………………………………………………….

3.3.3 Закономерности развития науки……………………………………. . . . . .

3.5 Философская антропология…………………………………………………

3.5.1 Биологическое и социальное в человеке……………………………

3.5.2 Антропогенез…………………………………………………………

3.5.3 Сущность человека и смысл его бытия в мире…………………………

3.5.4 Проблема свободы………………………………………………………

3.6 Социальная философия……………………………………………………..

3.6.1 Общество как предмет философского анализа:

основные подходы и концепции....

3.6.2 Природа и общество:

от эволюции к коэволюционному взаимодействию………

3.6.3 Основные сферы общественной жизни…………………………………

3.6.4 Проблема социального развития:

формационная концепция и теория стадий…….

3.7 Философия исторического процесса……………………………………….

3.7.1 История как объект философского анализа:

цикличность и линейность исторического развития....................................

3.7.2 Проблема социального прогресса………………………………………………

3.7.3 Будущее человечества как философская проблема:

перспективы современной цивилизации…………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ Краткий словарь основных философских терминов……...

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие «Основы философии» рекомендуется в помощь студентам всех факультетов для более глубокого освоения курса философии и успешной сдачи экзамена.

Философия входит в базовую часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин образовательной программы бакалавра.

Изучение философии направлено на формирование и развитие следующих общекультурных компетенций:

-владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке целей и выбора оптимальных путей их достижения;

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

Требования, которые предъявляются на экзамене по философии, предполагают наличие знаний, умений и навыков в объеме курса, содержание которого определено Федеральной образовательной программой и разработанной на ее основе кафедрой философии СПбГТИ (ТУ) учебной программой дисциплины «Философия».

В результате изучения философии студент должен:

Знатьосновные направления, проблемы, теории и методы философии; содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития;

Уметьформировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценки и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;

Владетьнавыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание; приемами ведения дискуссии и полемики; навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернативных точек зрения, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

Учебное пособие «Основы философии» имеет своей главной целью помочь студентам подготовиться к семинарским занятиям, к промежуточным контрольным мероприятиям, к зачету и экзамену по философии. Оно особенно полезно тем студентам, которые в силу объективных обстоятельств пропустили часть занятий по философии и вынуждены осваивать пропущенный материал самостоятельно. Именно поэтому в конце каждой главы учебного пособия сформулированы вопросы для оперативного самоконтроля полученных знаний. Отвечать на них рекомендуется сразу после прочтения соответствующего раздела, а в случае возникновения затруднений в ответах необходимо вновь проработать данную тему или обратиться за разъяснением к преподавателю, ведущему практические занятия, обсудить эту проблему на семинаре или на консультации.

Значительную помощь в работе по изучению философии призван оказать раздел «Приложение», в котором содержится «Краткий словарь основных философских терминов», без знания которых понимание философского текста затруднено, а иногда просто невозможно. Философия относится к числу дисциплин, имеющих специфическую и достаточно сложную категориальную базу, поэтому студентам необходимо обращаться к этому разделу всякий раз, когда в тексте встречается незнакомый или малопонятный термин. Для удобства работы термины в словаре расположены в алфавитном порядке.

Учебное пособие «Основы философии» не претендует на абсолютно полное раскрытие содержания программного материала. Оно призвано сконцентрировать внимание студентов на наиболее важных и сложных проблемах философии и стимулировать их интерес к изучению дополнительной литературы по актуальным и проблемным вопросам курса философии.

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

Предмет философии

Философия – «любовь к мудрости» (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – возникла в YI веке до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции, - там, где в силу ряда социально-экономических причин произошло отделение умственного труда от физического, начался процесс распада мифологического миропонимания и возникновения на этой основе зачатков научной деятельности.

Впервые слово «философия», как полагают, употребил древнегреческий математик и философ Пифагор (ок. 580 – 500 гг. до н.э.), обозначив этим термином только что зародившуюся науку. Философами в древности называли людей, занятых накоплениями различных знаний, углубленных в размышления, в поиски истины, стремящихся постичь причины различных явлений, их смысл.

На протяжении длительной истории своего развития философия постепенно обретала свой собственный предмет исследования, выявляя круг специфичных для нее проблем. Часть вопросов, которыми занимались философы, вычленялась в самостоятельные области знания, и на этой основе формировались конкретные науки – математика, астрономия, медицина, механика и пр. Несмотря на то, что многие философы были одновременно и естествоиспытателями и часто включали в свои учения конкретный естественнонаучный материал, философияс самого начала складывалась какнаука о всеобщих закономерностях познания, мышления и бытия.

Любая конкретная наука – и естественная, и гуманитарная имеет в качестве основного предмета своего изучения ту или иную область объективной реальности (химия – химические процессы и закономерности, экономика – экономические и т.п.), в то время как философия ориентирована на выработку обобщенной системы взглядов на мир и место в нем человека. Поэтому предметом философии является все сущее, все смысловые обобщения частных наук, нашедших свое выражение в универсальных законах бытия и мышления.

Функции философии

Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего они используют философское знание. К основным функциям философии относят мировоззренческую и методологическую.

Мировоззренческая функция

Под мировоззрением, как уже отмечалось, понимается система взглядов на мир как единое целое и место в нем человека. Мировоззрение людей складывается под влиянием различных факторов: образования, воспитания, жизненного опыта, исторических событий и т.п. Мировоззрение человека, не знающего философии и неспособного к самостоятельному философскому мышлению, носит неглубокий, противоречивый, несистематизированный характер. Стихийно сложившееся мировоззрение ведет к неумению ориентироваться в сложностях современной общественной жизни и культуры, к потере жизненных ориентиров и, как следствие - к жизненным неудачам и неудовлетворенности своей судьбой.

Философия – мировоззренческая наука, то есть философские размышления о смысле жизни, о сущности мироздания и т.п. приводят человека к выработке мировоззрения. В создаваемых философами системах, учениях, концепциях, в конечном счете, обобщаются и систематизируются разнообразные варианты имеющихся у людей мировоззренческих взглядов и убеждений. Это и позволяет идеям, рожденным в головах великих философов, получать признание и распространение в обществе.

Таким образом, мировоззренческая функция философии состоит в том, что она выступает как средство выражения и обоснования определенного мировоззрения, как теория решения мировоззренческих проблем.

Методологическая функция

Метод – это способ действия. Совокупность методов проведения какой-либо работы называют методикой, а знания о методах и методиках – методологией.

В каждой сфере человеческой деятельности имеются свои специфические методыи, следовательно, своя система методологических знаний. Но наряду со специфическими методами в каждой деятельности используются и общие методы.Например, в разных областях применяются математические методы и методы логического мышления - анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование и др.; все более широкое использование получают в настоящее время игровые методики (деловые, учебные и иные игры).

Вопросы для самоконтроля

1) Что такое философия и что является предметом ее изучения?

2) Какова структура философского знания? Перечислите основные философские науки.

3) Чем философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического?

4) В чем суть основной онтологической проблемы, какие философские школы возникают при попытках ее решения?

5) Какие философские направления возникли в связи с гносеологической проблематикой?

Философия Древней Индии

Теоретической основой древнеиндийской философии являются Веды – сборники религиозных и предфилософских текстов, уходящих своими корнями во второе тысячелетие до н.э. Как и все древние книги, Веды долгое время существовали в устной форме и передавались непосредственно от учителя к ученику. Этот факт нашел отражение в названии сборника религиозно-философских ведических текстов: Упанишады – буквальный перевод: «сидящие около и внимающие наставлениям». Для записи ведических текстов был создан специальный язык – санскрит, в переводе с которого слово «веды» означает «знание».

В Упанишадах содержатся почти все основные мировоззренческие понятия и идеи, ставшие основой для большинства философских школ:

- майя (санскр. – иллюзия) – представление об иллюзорном характере чувственно-воспринимаемого мира;

- Брахман- мировая душа, высшая объективная реальность, невидимая духовная сущность мира;

- атман –индивидуальная душа, субъективное психическое начало («Я»), часть Брахмана, находящаяся в любом живом существе;

- йога (санскр. – связь, оковы) – идея о неразрывной связи атмана и материального тела, зависимости духа от плоти;

-сансара (санскр. – переселение) – представление о переселении души (атман) в другую материальную оболочку после смерти предыдущего тела;

- карма (санскр. – деяние, поступок) – идея воздаяния за все совершенные в течение жизни поступки, в соответствии с которыми душа переселяется в новое тело. От кармы зависит сущность тела (человек, животное, насекомое и пр.), его пол, здоровье; у человека – еще и внешний вид, социальное происхождение и т.п.;

- нирвана (санскр. – угасание, затухание, небытие) – состояние покоя, блаженства, абсолютной свободы; высшее состояние сознания, достичь которое из всех живых существ может только человек, ставший буддой;

-будда(санскр. – просветленный) – человек, достигший предельного духовного развития, постигший высшую истину.

Согласно традиции, все философские школы Индии в зависимости от их отношения к Ведам делятся на две больших группы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).

Ортодоксальные школы признают абсолютный духовный авторитет Вед, относятся к ним как к священным текстам,которые существовали еще до начала мира и возникли «из дыхания Брахмана» – мирового духа. Поэтому второе название этого направления – «астика» – буквально переводится, как «Он существует» (то есть признается реальное бытие Брахмана). К этому направлению относятся такие философско-религиозные учения как веданта, миманса, санкхья, вайшешика, йога и др. Несмотря на их единство в вопросе о Ведах, концепции этих школ отличаются разнообразием и оригинальностью в трактовке бытия.

Веданта (санскр. – конец вед) – философия жрецов (брахманов), стремящихся к постижению духовной сущности мира (Брахмана) и практикующих спокойствие духа, умеренность, отрешенность от мирской суеты, терпение и сосредоточенность.

Миманса (санскр. – исследование) содержит оригинальную идею о вечных звуковых сущностях мира. Человеческая речь их «выявляет», но не создает, подобно тому, как луч света в темноте выявляет, но не создает предметы.

Вайшешика (санскр. – особенность) содержит элементы атомистической теории: физическая Вселенная состоит из вечных, несотворенных и неделимых элементов, из которых Бог и создает мир. Карма – нравственный закон, управляющий миром.

Санкхья(санскр. – число, счет) содержит интересную идею множественности этапов эволюции мироздания, которые создатели этой концепции и попытались пересчитать. Они полагали, что изначально существовали две реальности: пуруша (дух) и пракрити (материя). Их взаимодействие породило первый продукт эволюции мира – махат – интеллект, из него возник второй продукт эволюции – аханкара – «Я» (самосознание, индивидуальность). Затем появились пять органов восприятия мира, пять органов действия ипять«тонких элементов», порождающих звук, вкус, цвет, запах и осязание. И уже на их основе возниклипять материальных элементов мира: эфир, огонь, воздух, вода, земля.

Неортодоксальные школы не признают авторитета Вед, относясь к ведическим текстам не как к священному писанию, а просто как к древней мудрости. Отсюда и другое название – «настика» – «Он не существует», отражающее нежелание мыслителей этого направления признавать существование Брахмана в качестве духовной сущности мира и источника Вед. Настика возникла в борьбе с ортодоксией и догматизмом астики как проявление религиозно-философского свободомыслия. К наиболее известным неортодоксальным философским школам относятся чарвака (локаята), буддизм и джайнизм.

Чарвака (санскр. – четыре слова) – единственное материалистическое учение Древней Индии, поздняя разновидность локаяты (санскр. – идущее из этого мира), с которой иногда вообще отождествляется. Считая истинным лишь постигаемое с помощью органов чувств и отвергая невидимую духовную реальность (Брахман и атман), последователи этой школы считали единственной реальностью материальный мир. Материю они понимали как совокупность четырех элементов (отсюда и название – чарвака): земли, воды, воздуха и огня, из которых состоят все окружающие нас предметы и явления. Добро и зло – иллюзия, созданная человеческим воображением; реальны лишь наслаждения и страдания. Отвергая аскетизм, свойственный многим другим индийским учениям, чарвака утверждает в качестве единственной цели человеческой жизни получение наслаждения.

Буддизм – наиболее известное в западноевропейской культуре философское учение Древней Индии, поскольку к I веку н.э. он вышел за пределы своей исторической родины, превратившись в мировую религию.

Основателем буддизма считается царевич из кшатрийского рода Шакьев по имени Сиддхартха Гаутама. Согласно преданию, принц Гаутама жил в роскошном дворце, полностью изолированный от столкновений со страданиями мира, которые могли бы настроить его на поиски смысла жизни и религиозные размышления. Тем не менее, однажды во время охоты царевич встречает похоронную процессию, больного, нищего и мудреца и понимает, что жизнь наполнена страданиями. С целью поиска пути к постижению причин страданий и пути избавления от них Сиддхартха тайно покидает дворец и становится сначала отшельником-аскетом Шакья-Муни, затем, после достижения просветления – Буддой. После смерти будда Гаутама, как говорят буддисты, «отошел в окончательную нирвану», навсегда выйдя из круговорота смертей-рождений сансары.

Основой буддистской философии является учение о страдании («догмат о страдании»), состоящее из «четырех благородных истин» (именно они, согласно преданию, открылись Гаутаме в момент его «просветления»):

1. Жизнь есть страдание. Страдание органически присуще любой форме существования: рождение – страдание, болезнь – страдание, разлучение с приятным – страдание. Смерть не несет избавления от страданий, поскольку сансара (перерождение) превращает страдание в вечное и неотвратимое состояние. Страдание в буддизме - космическое явление, связанное с процессом появления и исчезновения живых существ, основу которого составляют вспышки и угасания жизненной энергии – дхарм (нематериальных частиц бытия).

2. Причина страданий – желания (влечения, привязанности, стремление к приятному и настойчивые попытки избежать неприятного). Люди ошибочно считают, что удовлетворением желаний они избавятся от страданий. Но место удовлетворенной потребности тут же занимает новая, порождающая новые желания и страдания.

3. Единственный метод избавление от страданий - это «погашение» желаний, отказ от жажды жизни, счастья, благополучия. Это состояние - нирвана - полное успокоение своей психики, избавление от неведения, страстей, забот и желаний.

4. Путь, ведущий к нирване – «восьмеричный путь спасения» (то есть, состоящий из восьми ступеней), открытый Буддой.

Восьмиступенчатый путь включает в себя три этапа:

Этап мудрости – первые две ступени:

1) правильное видение мира – знание основ буддизма;

2) правильную решимость следовать этому учению до конца.

Этап соблюдения обетов и норм морали - следующие три ступени:

3) правильное поведение – отказ от насилия в любой форме;

4) правильную речь – воздержание ото лжи, клеветы, грубости и сплетен;

5) правильный образ жизни – отказ от занятий и профессий, противоречащих нормам буддистской морали (торговля оружием, живыми существами, алкоголем, занятия гаданиями и прорицаниями и т.п.).

Этап сосредоточения,то есть занятия психотехникой – буддистской йогой, что помогает пройти последние три ступени:

6) правильное усердие в овладение методами сосредоточения (медитацией),

7) правильное направление мысли – успокоение психики, избавление от страстей и желаний на основе понимания того, что всё в мире преходяще;

8) правильное сосредоточение – достижение высшей степени сосредоточения, способной привести к нирване.

Буддистская онтология трактует мир как «океан дхарм» – (нематериальных частиц психической энергии), временные упорядоченные сочетания которых и составляют личность живых существ. Сансара безначальна и никем не сотворена. Её причинами являются аффекты (бурные эмоциональные переживания – гнев, ужас, ярость и т.п.) и совокупная карма живых существ предыдущего космического цикла. Подобно тому, как каждое существо в отдельности умирает и в соответствие с кармой обретает новое рождение, также и весь мир в целом возникает, проходит цикл развёртывания, а потом разрушается, чтобы воссоздаться вновь в соответствии с коллективной кармой всех живых существ. Буддизм признает множественность параллельно существующих и абсолютно изоморфных миров, но все они не выходят за пределы сансарического существования и принципиально отличны от нирваны, которая есть полное и абсолютное освобождение от сансары. Интересным феноменом в буддистской онтологии является учение о «великом молчании Будды». Речь идет о двух вопросах (о существовании богов и о первоначальном происхождении мира), которые Будда Гаутама при жизни просто игнорировал и никогда не давал на них ответа. По этой причине буддизм получил называние «религии без Бога».

Изречения и высказывания Будды Гаутамы были еще при его жизни записаны учениками и позже составили священную книгу буддистов, которая называется «Трипитака» (санскр. «три корзины»).

Ранний буддизм позже получит название «Хинаяна» - «малая колесница» или «узкий путь спасения», поскольку в этом варианте учения нирвана достигается индивидуально и лишь благодаря собственным усилиям каждого отдельного человека. Будда Гаутама – не божество, а человек, первоучитель, который открыл людям путь к спасению. После смерти своей материальной оболочки он ушел в «окончательную нирвану», полностью утратив связь с нашим миром. Поэтому ему можно поклоняться, но молиться бесполезно.

Постепенно к Y–YI вв. н.э. складывается новая разновидность буддизма – «Махаяна» - «большая колесница» или «широкий путь спасения». В основе Махаяны лежит уже не этика индивидуального спасения, а этика активного действия. Идеалом становится бодхисатва (санскр. – пробужденное существо) - человек, достигший состояния Будды, но отказавшийся уходить в окончательную нирвану во имя спасения всех живых существ. Современные буддисты верят, что после смерти очередной материальной оболочки бодхисатва некоторое время пребывает между земным миром и нирваной, затем вновь вселяется в тело новорожденного, чтобы помогать людям. Именно бодхисатвам, во время их пребывания «на небе», адресуют свои молитвы последователи буддизма, а земные воплощения бодхисатв возглавляют иерархию буддистских священнослужителей – лам. Так, глава современного буддизма, далай-лама, считается уже четырнадцатым воплощением бодхисатвы. Наличие культа бодхисатв свидетельствует о превращении буддизма из философской концепции в религию.

Философия Древнего Китая

Культурная история Китая восходит к рубежу III–II тыс. до н.э., а возникновение древнекитайской философии относят к YII–YI вв. до н.э. В этот период распространяются идеи натурфилософского характера, например, учение о пяти первоэлементах природы (вода, огонь, металл, дерево, земля). Существенное влияние на развитие китайской философии оказала «Книга перемен» («И цзин»), где среди первооснов реального мира называется уже восемь стихий. В это же время происходит становление учения о противоположных и взаимосвязанных началах всего сущего – Ян и Инь, которые практиковались как символическое выражение всех действующих в мире природных и социальных противоположностей (мужское и женское, светлое и темное и т.п.).

Для традиционной китайской культуры была нехарактерна вера в бессмертие души, способной существовать вне тела. Реальной признавалась только единая психофизическая целостность живого существа. Сам дух понимался вполне натуралистически: как утонченная материально-энергетическая субстанция (ци). После смерти тела это «ци» рассеивалось в природе. Поэтому уже в глубокой древности огромное значение придавалось средствам продления физической жизни, а долголетие (шоу) стало одной из важнейших ценностей китайской культуры.

В VI в. до н.э. сформировались и основные философские направления Древнего Китая, ориентированные, главным образом, на этико-политическую проблематику: конфуцианство, даосизм, моизм и др. Начиная с I в. н.э. в Китае распространяется буддизм, который уже к середине I тыс.н.э. становится, наряду с конфуцианством и даосизмом, ведущим течением китайской философской мысли.

Конфуцианство

Конфуцианствосыграло исключительно важную роль, как в истории китайской культуры, так и в социально-политической истории Китая. На протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежа II – I вв. до н.э. и до свержения монархии в 1911 г.) конфуцианство являлось официальной идеологией Китайской империи. Оно и сегодня продолжает выполнять мировоззренческие функции, существенно влияя на менталитет китайского народа.

Европейское название это учение получило от латинизированной формы фамилии и титула своего основателя: Конфуций - это Кун Фу-цзы, т.е. Мудрый учитель Кун.

Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) жил в эпоху раздробленности страны и постоянных междоусобиц, поэтому главной идеей его учения было преодоление хаоса и наведение порядка в обществе. В основе конфуцианства лежит идея гармонии принципов личного самосовершенствования и деятельности, направленной на упорядочение государства.

Государство рассматривалось как аналог большой патриархальной семьи, в которой император выполнял ту же роль, что и полновластный глава клана или рода. В китайской семье господствовал принцип беспрекословного подчинения младшего старшему, поэтому Конфуций разработал учение о нормах социальной иерархии, выраженных в «пяти взаимоотношениях»: 1)между государем и подданными, 2)между отцом и детьми, 3)между старшими и младшими братьями, 4)между мужем и женой и 5)между друзьями. В этой системе взаимоотношений только пятое предполагает равенство лиц, тогда как предыдущие четыре основаны на подчинении (подданного – государю, сына – отцу, младшего брата – старшему, жены – мужу).

Важным принципом конфуцианства является учение об «исправлении имен», согласно которому каждое «имя» («государь», «отец», «сын», «учитель» и т.п.) должно соответствовать своей «сущности», то есть социальное положение человека должно определять характер его поведения. С другой стороны, каких бы успехов на государственном поприще не добился человек, по отношению к своему отцу он останется сыном, по отношению к старому учителю – учеником и т.п. С точки зрения этой теории проявлением высшей степени собственной невоспитанности было бы показать учителю или отцу, что они ошибаются, что ты знаешь и понимаешь больше, чем они.

Идеальная личность в конфуцианстве называлась «благородным мужем»; им мог быть любой человек, независимо от происхождения, если он строго и неукоснительно следовал нормам конфуцианской морали и обладал тремя основными добродетелями: «жень» - гуманностью, «и» - чувством долга, «ди» - уважением к старшим. «Благородного мужа» Конфуций противопоставлял «низкому человеку» (невоспитанному): «Благородный муж думает о долге, низкий человек - о выгоде, благородный муж управляет собой, низкий человек пытается управлять другими, благородный муж требователен к себе, низкий человек – к другим» и т.п. Интересны мысли Конфуция о развитии человека, его изменчивости: «Не меняются только самые мудрые и самые глупые. Благородный муж движется вверх, низкий человек катится вниз».

До сих пор не решен однозначно вопрос о религиозном аспекте конфуцианства. Сам Конфуций не учил вере в сверхъестественное. Напротив, он говорил: «Не знаем, что такое жизнь, как же можем знать, что такое смерть», «Не знаем, как служить людям, как же мы сможем служить духам». Обряды почитания духов предков, которые практиковались в конфуцианстве, очень походили на современные государственные и гражданские ритуалы. Не был обожествлен и сам Конфуций, всегда считавшийся только человеком, хотя и совершенным по своей мудрости. Поэтому не случайно конфуцианство сегодня называют «светской религией».

Многие ученики Конфуция стали впоследствии известными государственными деятелями и учеными. После того, как конфуцианство стало официальной идеологией империи, его идеи оказали сильнейшее влияние на формирование всей политической системы. Особенно это проявилось в системе экзаменов, которые сдавали будущие чиновники, претенденты на государственные должности. Экзаменующийся должен был продемонстрировать свое знание конфуцианского учения и уметь применять его принципы при решении различных политических проблем. Этот порядок просуществовала в Китае до 1905 г., когда он был заменен европейской общеобразовательной системой.

В западноевропейской культуре конфуцианство стало известно благодаря деятельности католических миссионеров-иезуитов в XVII – XVIII вв. Многие конфуцианские идеи нашли в Европе признание, в частности, весьма популярным стало конфуцианское выражение «все люди братья». Переосмысленные в духе философии Просвещения, идеи конфуцианства оказали влияние на Вольтера и его теорию «просвещенного абсолютизма», а китайская экзаменационная система, разработанная Конфуцием, повлияла на формирование практики проведения экзаменов в Европе.

Даосизм

Даосизм,наряду с этико-политическим учением конфуцианства и пришедшим из Индии буддизмом, составляет так называемую «триаду учений», которые лежали в основе духовной культуры Китая на протяжении тысячелетий. Конфуцианство, с его стремлением к рациональному переосмыслению основ цивилизации и сущности человека, зародилось на севере Китая. Даосизм возник на юге страны, где господствовала стихия мифопоэтического мышления, неупорядоченных религиозных и космологический представлений.

Первым даосским мыслителем и основателем даосизма традиционно считается Лао-цзы («старый учитель»), живший, по преданию, на рубеже VI –V вв. до н.э. Полагают, что перед тем как уйти навсегда из Китая на Запад, он оставил у начальника пограничной заставы изложение своего учения – книгу под названием «Дао-дэ цзин» (Канон Пути и Благодати). В отличие от Конфуция, Лао-цзы всегда был фигурой полумифической. Одна из легенд даже утверждает, что он пробыл в утробе своей матери 81 год и родился уже мудрым старцем, за что и получил свое прозвище. Оставив открытым вопрос об историчности Лао-цзы, отметим, что большинство ученых сегодня считает, что он не мог быть автором «Дао-дэ цзина», который был написан не в YI –Y , а в IY –III вв. до н.э.

В основе даосизма лежит учение о Дао - едином первоначале всего сущего, единой субстанции и одновременно мировой закономерности. Дао (дословно – «путь») – одна из важнейших категорий всей китайской философии, уходящая корнями в дофилософский, мифологический период культуры Древнего Китая. Однако в разных философских концепциях понятие Дао трактуется по-разному. В конфуцианстве – это путь нравственного совершенствования человека и, одновременно, управления государством на основе этических норм. В даосизме Дао космологизируется, приобре

Наши рекомендации