Уровень 3: Продуктивность/Результаты
■ Инициировать и брать на себя ответственность за рост организации.
■ Формулировать цели организационной деятельности и следовать им.
■ Сделать свои должностные обязанности и энергию неотъемлемой частью общей цели организации.
■ Развивать ответственность людей за результаты, начиная с себя самого.
■ Знать, что способствует высоким результатам, и применять знания на практике.
■ Доносить до каждого члена стратегию деятельности организации и представление о ее будущем.
■ Стать «фактором перемен» в организации, уметь распоряжаться временем.
■ Принимать трудные решения, способствующие позитивным изменениям.
Уровень 4: Наставничество/Воспроизводство
■ Осознавать, что ваш главный капитал — это люди.
■ Отдавать приоритет личностному развитию людей.
■ Быть образцом для последователей.
■ Уделять особое внимание наиболее активным 20% членов вашей организации.
■ Предоставлять возможность роста для ведущих лидеров вашей организации.
■ Быть способным привлекать других успешных лидеров для работы над достижением общей цели.
■ Создавать вокруг себя «внутренний крут» лидеров, чья деятельность дополняет вашу.
Уровень 5: Личность/Уважение
■ Ваши последователи преданы вам и готовы идти на пожертвования.
■ Вы посвятили много лет воспитанию и обучению лидеров.
■ Вы стали общественным или государственным деятелем, консультантом; люди стремятся получить вашу помощь и поддержку.
■ Самая большая радость для вас — видеть, как люди развиваются и растут как личности.
■ Ваш авторитет выходит за пределы вашей организации.
Каждый из нас — лидер, потому что каждый из нас на кого-нибудь влияет. Конечно, не каждый способен стать великим лидером, но лучшим лидером, чем он был раньше, способен стать каждый. Вам остается ответить всего на два вопроса:
1. Проявите ли вы свой лидерский потенциал?
2. Будете ли вы использовать свои лидерские способности во благо всего человечества?
Эта книга написана для того, чтобы помочь вам ответить «да» на оба эти вопроса.
Я и другие
Прежде чем завершится сегодняшний день,
Прежде чем солнце зайдет за линию горизонта.
Моей жизни предстоит соприкоснуться с десятками других жизней
И оставить на них бесчисленные следы добра или зла.
И вот желание всех моих желаний.
Вот моя неустанная молитва:
Господи, пусть моя жизнь станет помощником других жизней —
Тех, с кем мне суждено соприкоснуться *.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Повторение
1. Лидерство — это________________
2. Пять уровней лидерства — это:
(1) _______________
(2) _______________
(3) _______________
(4) _______________
(5) _______________
* John С. Maxwell, Be a People Person (Wheaton, Victor, 1989).
3. На каком уровне я в настоящее время нахожусь по отношению к большинству людей?
4. На каком уровне я в настоящее время нахожусь по отношению к другим людям, обладающим влиянием?
Практические задания
1. Запишите имена пяти наиболее влиятельных лиц в вашей организации.
а) На каком уровне влияния находитесь вы по отношению к ним?
б) На каком уровне влияния находятся эти люди по отношению к другим?
2. Один час в месяц проводите в личном общении с каждым из этих пяти наиболее влиятельных людей в организации.
3. Два часа в месяц проводите в общении одновременно со всеми пятью ведущими лидерами вашей организации. Это время должно способствовать их развитию. Один час посвятите обсуждению одной из глав этой книги, второй — совместной работе над проектом, способствующим укреплению организации.
4. Повторите основные характеристики каждого из пяти уровней лидерства и выделите три из них, которых вам особо недостает, чтобы уделить больше внимания работе над ними.
(1) _______________
(2) _______________
(3) _______________
Глава вторая
КЛЮЧ К ЛИДЕРСТВУ: ПРИОРИТЕТЫ
На одной из конференций я услышал такие слова: «Труднее всего убедить людей ранжировать свои мысли и действия по степени их важности». Именно способность устанавливать приоритеты, по мнению оратора, отличает профессионала от любителя.
Я убежден, что способность все продумывать заранее и ранжировать обязанности по степени их важности составляет основное различие между лидером и последователем, потому что:
■ Практики знают, как получить то, чего они хотят.
■ Философы знают, чего им следует хотеть.
■ Лидеры знают, как получить то, чего им следует хотеть.
Успех можно определить как последовательное достижение заранее определенной цели. Из этого определения следует, что для успеха лидеру необходимо умение устанавливать приоритеты и способность направлять усилия для достижения поставленной цели. Я уверен, что эти качества — основа любого лидерства.
Много лет назад, изучая экономику, я прочитал о «принципе Парето», или «принципе 20/80», и начал применять его к своей жизни. Двадцать лет спустя я обнаружил, что этот принцип — наиболее эффективное средство для определения приоритетов как в жизни любого конкретного человека, так и в деятельности любой организации.
Принцип Парето
20 процентов установленных целей и задач дают 80 процентов результатов,
ЕСЛИ
вы сосредоточите свое время, энергию, деньги и труд персонала вашей организации на основных 20 процентах установленных вами целей и задач.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ -------------------------------------- РЕЗУЛЬТАТЫ