Стоимость демонтажа выводимых блоков.
В соответствии с «Энергетической стратегией России на период до 2020 г.» (Мин-
энерго России, 2001 г.) к 2020 г. должны быть выведены из эксплуатации ядерные реакторы, выработавшие свой проектный ресурс, общей мощностью 6,76 ГВт [10]. Учитывая, что стоимость демонтажа составляет 10-30% от стоимости строительства, а стоимость строительства реактора мощностью 1 ГВт — это около 30 млрд руб., то в течение ближайших 14 лет на демонтаж выводимых блоков должно быть израсходовано 20-60 млрд руб. (1,5-4 млрд руб. ежегодно). В соответствии с постановлением правительства РФ от 30.01.2002 № 68 «Об утверждении правил отчисления эксплуатирующими организациями средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития» сумма на демонтаж не должна превышать 1,3% от выручки «Росэнергоатома» [2] или не более 0,65 млрд руб. ежегодно (данные на 2002 г.), что в несколько раз меньше необходимого. Ввиду того, что, по данным Счетной палаты, в нарушение российского законодательства не создан соответствующий фонд [11] и не ясно, выплачиваются ли вообще деньги на демонтаж выводимых блоков, недофинансирование составляет, соответственно,
1-4 млрд руб. в год.
Недовыплаты за переработку ОЯТ отечественных АЭС.
Общеизвестно, что переработка ОЯТ в гражданских целях на единственном в стране заводе ПО «Маяк» (Челябинская область) производится по двум расценкам: коммерческим (для ОЯТ зарубежных АЭС) и заниженным (для отечественного ОЯТ). Стоимость переработки, например, венгерского ОЯТ — примерно 600 долл. за килограмм. До 1999 г. на заводе ежегодно перерабатывалось от 40 до 100 т ОЯТ из Венгрии, Финляндии, Болгарии и Украины. Финансовые поступления от переработки зарубежного ОЯТ, включая ОЯТ украинских АЭС, были около 30 млн долл. (около 1 млрд руб.) в год. Информации по расценкам на переработку ОЯТ отечественных АЭС нет. Согласно «Анализу организации и эффективности работ по выполнению действующих международных соглашений РФ, связанных с ввозом, хранением и переработкой ОЯТ зарубежных ядерных реакторов», подготовленному правительством РФ в 2002 г., «из-за приостановки поступления зарубежного ОЯТ проектная мощность завода снижена до 35-40% (с 400 т в год по проекту до 140 т по факту) и объем оставшихся средств недостаточен для инвестиций, необходимых для дальнейшего развития инфраструктуры» [12]. Иными словами, 1 млрд руб. — это та сумма, которая недоплачивается отечественными клиентами и восполняется за счет зарубежных. По крайней мере часть этих недовыплат (порядка 0,5 млрд руб.) формируется за счет заниженных цен на переработку ОЯТ АЭС (помимо ОЯТ АЭС, на «Маяке» перерабатывается ОЯТ атомных подводных лодок и исследовательских реакторов, не входящих в структуру концерна).
Недовыплаты на строительство объектов социальной сферы вблизи строящихся АЭС.
В соответствии с постановлением правительства РФ № 763 от 15.10.1992 в качестве экономических стимулов для регионов, где намечено строительство новых АЭС, предполагается «включать в сметы на строительство новых и расширение действующих атомных станций, затраты на сооружение в определяемых в проекте зонах вокруг этих станций объектов социальной сферы для населения, проживающего в данных зонах, в размере до 10% капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов производственного назначения» [13]. Это постановление не выполняется. Например, только в Ростовской области в районе действия Волгодонской АЭС в результате сворачивания региональных программ социального строительства вокруг АЭС в 2001 г. область потеряла 233 млн руб. [14].
Предстоящие расходы.
Атомная энергетика — это множество предстоящих расходов. Во всех описываемых случаях предполагается использовать (и уже начинают использоваться) средства федерального бюджета и другие источники, которые никак не связаны с бюджетом «Рос-
энергоатома». Хотя, с точки зрения логики, все эти расходы должны в итоге закладываться в себестоимость атомной энергии.
Стоимость свежего топлива.
Стоимость свежего топлива, производимого отечественными предприятиями ядерно-топливного цикла (ЯТЦ) для российских АЭС, в три раза ниже мировых [1], что в абсолютном исчислении дает более 10 млрд руб. в год [15]. В связи с приведением в соответствие внутренних и мировых цен рост стоимости свежего топлива в ближайшие годы должен составить несколько миллиардов рублей. Более того, рост стоимости свежего топлива, скорее всего, будет еще больше, поскольку немаловажный вклад в увеличение стоимости дает исчерпание дешевых запасов природного урана, себестоимость добычи которого менее 40 долл. за килограмм. Ежегодное внутреннее потребление природного урана находится на уровне около 7000 т, экспорт — 6000 т. Запасы низкого по себестоимости добычи природного урана оцениваются в
70 000 т [16, 17]. Таким образом, в ближайшее десятилетие остро встанет вопрос о разработке новых, более дорогих месторождений. Проблема уранового дефицита была подтверждена министром по атомной энергии на заседании Госдумы 5 марта 2003 г. [18].
Увеличение стоимости природного урана в 2 раза (с 40 до
80 долл. за килограмм) приведет к дополнительному удорожанию свежего топлива в части стоимости природного урана примерно на 1 млрд руб. в год. С исчерпанием и подорожанием топлива связан тот факт, что руководство Минатома ищет пути использования принципиально нового вида топлива, на основе плутония. В свою очередь, переход на новый вид топлива — крайне дорогостоящее мероприятие (см. также «Выводы»).
4.2. Строительство новых реакторов за счет федерального бюджета.
В ближайшие годы в планах Минатома и «Росэнергоатома» строительство, в том числе за счет средств федерального бюджета, плавучей АЭС и Южно-Уральской АЭС [19, 20]. По словам замминистра по атомной энергии В. Говорухина, сооружение плавучей АЭС потребует из федерального бюджета 50 млн долл. (1,5 млрд руб.) [20], а 1-й блок Южно-Уральской станции — 30 млрд руб. Если распределить эти расходы на сроки строительства (5 и 10 лет), то из бюджета должно выделяться ежегодно 0,3 и 3 млрд руб. соответственно. При этом в расчет не берутся расходы, связанные с обеспечением физической защиты плавучей АЭС (военные корабли) и социальной инфраструктуры при строительстве Южно-Уральской АЭС (жилье для строителей в Озерске).