Устройство и принцип действия ОД

На статоре однофзного АД располагается одна обмотка (рис.29.1). Ротор имеет короткозамкнутую обмотку. Протекающий по обмотке статора переменный ток создает пульсирующий магнитный поток, изменяющий свое направление с частотой напряжения сети. Этот поток все время направлен по осевой линии полюсов, и его значение во времени изменяется по синусоидальному закону.

Устройство и принцип действия ОД - student2.ru

Рис.29.1.Расположение обмотки на статоре

Пульсирующий магнитный поток можно представить как результат сложения двух вращающихся с одинаковой частотой в противоположном направлении потоков, значения которых равны (рис.29.2).

Устройство и принцип действия ОД - student2.ru

Рис.29.2. Представление пульсирующего магнитного потока в виде двух вращающихся

Если пульсирующий поток изменяется по закону Ф = Фмахcosωt, то при t =0 поток Ф = Фмах. Вращающиеся потоки Ф1 и Ф11 равны 0,5 Фмах и при t =0 совпадают по направлению. Сумма вращающихся потоков равна пульсирующему потоку при t =0.

Через некоторое время при t = Т/8 пульсирующий поток Ф = Фмахcos(π/4) = 0,707 Фмах. За это время поток Ф1,вращающийся по часовой стрелке с частотой n1 повернется на угол π/4. на такой же угол, но в противоположном направлении, повернется вращающийся поток Ф11, частота вращения которого n11. Частоты вращения равны между собой: n1 = n11 = 60f/p. При t = Т/8 имеем Ф1 + Ф11 = Ф.

Из рисунка следует, что для каждого момента времени векторная сумма вращающихся потоков равна пульсирующему магнитному потоку. Это позволяет рассматривать однофазный АД при условии существования двух вращающихся магнитных потоков Ф1 и Ф11.

При неподвижном роторе эти потоки создают вращающиеся моменты, направления которых совпадают с направлением вращения магнитных потоков, а значения .пропорциональны их значениям. Следовательно, потоки ФI иФII создают равные, но противоположные по направлению вращающие моменты, в результате чего ротор не может тронуться с места. Пусковой момент двигателя равен нулю.

Если ротор вращать в направлении вращения потока Ф1, то поток Ф1 будет прямым, а поток Ф11- обратным. При этом скольжение ротора по отношению к потокам Ф1 и Ф11.становиться различным (рис.29.3).

Устройство и принцип действия ОД - student2.ru

Рис.29.3. К определению скольжений SI и SII

Скольжение по отношению к прямому потоку s1 = (n1 – n2)/n1, а скольжение по отношению к обратному потоку, определяемое также как в режиме электромагнитного тормоза, s11 = (n11 + n2)/n11 = (n1 – n2)/n1 = [n1 + n1(1 - s1)] = 2 -s1.

При пуске двигателя s1 = 1 и s11 = 1. Если s1 = 0, то и s11 = 2, а если

s1 = 2, то и s11 = 0.

Каждый из вращающихся потоков создает вращающий момент зависимости от скольжения которых имеет такой же вид, как для трехфазных асинхронных двигателей.

М1 = (с'мR'2/s1)/ [(с'мR'2/s1)2 + Хк2], М11 = (с'мR'2/s11)/ [(с'мR'2/s11)2 + Хк2]

С учетом связи между s1 и s11 и того, что моменты М1 и М11противоположны по направлению строят зависимость М1 (s1), М11 (s11 ), и суммарного момента М (s) (рис.29.4).

Устройство и принцип действия ОД - student2.ru

Рис.29.4. зависимость вращающихся моментов от скольжения

Проанализируем зависимостьМ (s). При s1 = s11 = 1 вращающий момент М = Мп = 0. При уменьшении скольжения s1 двигатель развивает вращающий момент, направленный в сторону вращения потока Ф1; при уменьшении скольжения s11 (s11 < 1)- в сторону вращения потока Ф11. Таким образом, если каким либо способом привести ротор во вращение, то возникает момент М > 0, направленный в сторону вращения ротора. Вращающий момент имеет максимальное значение Ммах, которое меньше максимального значения М1.

Наши рекомендации