Изучение электронного осциллографа

1. Цель работы: Изучить устройство и работу электронного осциллографа. Провести наблюдение осциллограмм напряжения одно – и двухпериодного выпрямителя.

Теоретическая часть

Осциллограф предназначен для наблюдений формы и измерения параметров электрических сигналов.Упрощенная блок-схема приведена на рис.1.

изучение электронного осциллографа - student2.ru

Рис. 1.

ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВАЯ ТРУБКА

Электронно-лучевая трубка - едва ли не самый главный узел осциллографа – представляет собой откачанный до высокого вакуума стеклянный балон, передняя стенка которого(экран) покрывается с внутренней стороны специальным составом – люминофором, при попадании на люминофор электронного луча в местах попадания образуется яркая светящаяся точка.

Для того чтобы понять, как формируется электронный луч, посмотрим, что происходит с заряженной частицей, попавшей в ЭЛТ.

На любую заряженную частицу с зарядом q со стороны электрического поля, напряженность которого изучение электронного осциллографа - student2.ru , действует сила

изучение электронного осциллографа - student2.ru ,

а со стороны магнитного поля, индукция которого изучение электронного осциллографа - student2.ru действует сила Лоренца:

изучение электронного осциллографа - student2.ru ,

где изучение электронного осциллографа - student2.ru - скорость частицы. Здесь и далее все формулы записаны в системе СИ. В электрическом поле сила изучение электронного осциллографа - student2.ru действует на заряженную частицу всегда. Сила изучение электронного осциллографа - student2.ru со стороны магнитного поля может быть равна нулю в двух случаях:

1) когда заряженная частица неподвижна ( изучение электронного осциллографа - student2.ru =0 ),

2) когда заряженная частица движется параллельно силовым линиям магнитного поля ( изучение электронного осциллографа - student2.ru )

Если движущая частица находится одновременно в электрическом и магнитном полях, то действуют обе силы изучение электронного осциллографа - student2.ru и изучение электронного осциллографа - student2.ru .

Второй закон Ньютона , описывающий движение частицы, имеет в этом случае следующий вид:

изучение электронного осциллографа - student2.ru , (1)

где m - масса частицы; t -время.

Иногда силой Лоренца называют суммарную силу в правой части (I). В (I) не учтена гравитационная сила, что допустимо лишь для элементарных частиц.

Рассмотрим случай, когда элементарная частица влетает в однородное магнитное поле со скоростью изучение электронного осциллографа - student2.ru , перпендикулярной индукции поля изучение электронного осциллографа - student2.ru . Предполагаем, что электрического поля нет. Тогда уравнение будет иметь вид:

изучение электронного осциллографа - student2.ru , (2)

где e -заряд электрона.

Сила Лоренца всегда перпендикулярна векторам изучение электронного осциллографа - student2.ru и изучение электронного осциллографа - student2.ru ( по определению векторного произведения). Из перпендикулярности изучение электронного осциллографа - student2.ru и изучение электронного осциллографа - student2.ru следует, что работа силы Лоренца всегда равна нулю, т.е. магнитное поле не может изменить энергию заряженной частицы, т.е. не может изменить величину её скорости, меняется лишь направление движения. Эти рассуждения позволяют в данном случае определить вид траектории электрона без решения уравнения (2). Движение с постоянной по величине скоростью под действием постоянной по величине силы, всё время перпендикулярной скорости - это равномерное движение по окружности.

изучение электронного осциллографа - student2.ru

Рис.2

Величина ускорения при равномерном движении по окружности равна изучение электронного осциллографа - student2.ru , а величину силы Лоренца найдем из определения силы Лоренца.

Fл=eVB sin α = eV0B,

т.к α = 900; sin 900 = 1

Следовательно, уравнение (2) примет вид:

изучение электронного осциллографа - student2.ru (3)

Из этого уравнения найдем радиус вращения

изучение электронного осциллографа - student2.ru (4)

Рассмотрим случай, когда электрон влетает в магнитное поле под произвольным углом α к его силовым линиям.

изучение электронного осциллографа - student2.ru

Рис.3

И в этом случае сила Лоренца всегда перпендикулярна направлению скорости, т.е. и в этом случае величина полной скорости остается постоянной.

Движение со скоростью изучение электронного осциллографа - student2.ru не вызывает взаимодействия магнитного поля с частицей. Эта скорость изучение электронного осциллографа - student2.ru не участвует в образовании силы Лоренца, которая определяется только перпендикулярной составляющей.

Fл =eV B = eV0 sin α B (5)

Движение заряженной частицы, влетевшей в однородное магнитное поле со скоростью V.- это движение по окружности. Радиус окружности определяется из уравнения 2 закона Ньютона.

изучение электронного осциллографа - student2.ru (6)

Наличие продольной составляющей изучение электронного осциллографа - student2.ru приводит к тому, что плоскость, в которой расположена окружность, оставаясь параллельной самой себе, равномерно движется со скоростью изучение электронного осциллографа - student2.ru вдоль силовых линий, как показано на рисунке 4.

изучение электронного осциллографа - student2.ru

Рис. 4.

Винтовая линия навита на цилиндр радиуса R. Двигаясь по окружности радиуса R со скоростью изучение электронного осциллографа - student2.ru , электрон делает один полный оборот по окружности за время

изучение электронного осциллографа - student2.ru (7)

За это время электрон пройдет вдоль силовых линий расстояние ( шаг винтовой линии):

L= VII ∙ T = V0∙ cos α ∙ T (8)

Из (7) следует, что Т не зависит от скорости электрона. Следовательно электроны, вышедшие из одной точки О (см.рис.4) с разными скоростями, сделают один оборот по винтовой линии за одно и то же время. Траектории электронов, вышедших из точки О с различными поперечными, но с одинаковыми продольными скоростями, будут навиты на цилиндры разных радиусов, но для всех цилиндров линия ОА является общей образующей.

Устройство ЭЛТ

изучение электронного осциллографа - student2.ru

Рис.5

Н – нить накала, К – катод, М – модулятор, А1 – первый анод (фокусирующий),

А2 – второй анод (ускоряющий), Г1, Г2 – горизонтально отклоняющие пластины, В1, В2 – вертикально отклоняющие пластины ,Э – экран.

Источником электронов является катод К, разогреваемый током, проходящим по нити накала Н. Электроны покидают раскаленный катод в результате термоэлектронной эмиссии. Их дальнейшее движение до экрана определяется электрическими полями, обусловленными потенциалами на электродах М, А1, А2 и на отклоняющих пластинах Г121,В2. Модулятор М имеет форму цилиндра, окружающего катод. Изменением небольшого отрицательного относительно катода потенциала модулятора можно управлять количеством электронов, проходящих от катода через небольшое отверстие в донышке модулятора, т.е. можно регулировать яркость свечения экрана. Аноды А1 и А2 служат для фокусировки электронного пучка и для его ускорения.

Скорость электронов, достигающих экрана, определяется потенциалом анода А2. От скорости зависит яркость свечения. Следовательно, яркость можно регулировать и потенциалом модулятора М, и потенциалом ускоряющего анода А2. Но при изменении потенциала А2 нарушается фокусировка пучка. Для её восстановления следует регулировать потенциал фокусирующего анода А1.

Сфокусированный и ускоренный пучок электронов попадает в центр экрана, если на отклоняющих пластинах нет напряжения. Разность потенциалов между пластинами Г1 и Г2 вызывает отклонение пучка электронов (и пятна на экране) электрическим полем по горизонтали в сторону более положительной пластины. Аналогично разность потенциалов между пластинами В1 и В2 вызывает отклонение по вертикали.

3. Экспериментальная часть.

1. Собрать схему

изучение электронного осциллографа - student2.ru

где К1 – переключатель схемы с однополупериодного выпрямителя на двух- полупериодный; Д1, Д2, Д3, Д4 – диоды; R - сопротивление нагрузки ;С - ёмкость.

2. Исследовать однополупериодный выпрямитель. При этом выключатель К1 в отключенном состоянии.

3. Зарисовать осциллограмму.

4. Подключить ёмкость С = 10 миФ, зарисовать осциллограмму.

5. Исследовать двухполупроводниковый выпрямитель, при этом выключатель К1 перевести во включенное состояние.

6. Зарисовать осциллограмму.

7. Подключить емкость С = 10 миФ, зарисовать осциллограмму.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Особенности движения заряженных частиц в электрических и магнитных полях.

2. Устройство электронно- лучевой трубки.

3. Принцип работы и устройство электронного осциллографа.

Работа № 14

Наши рекомендации