Определение скорости звука в воздухе

ИНТЕРФЕРЕНЦИОННЫМ МЕТОДОМ

Приборы и принадлежности: прибор Квинке, звуковой генератор, источник зву­ка.

Звук представляет собой колебания с частотой от 16 Гц до 20 кГц, распростра­няющиеся в упругой среде с некоторой скоростью, характерной для этой среды. Ско­рость звука в воздухе в зависимости от температуры можно рассчитать по формуле:

определение скорости звука в воздухе - student2.ru , (1)

где v0 – скорость звука в данном газе при температуре 0°С,

a – коэффициент расширения газов (с достаточной степенью точности можно счи­тать a = 0,004 град–1).

Расстояние, на которое распространяется звуковая волна за время, равное периоду колебаний, называется длиной волны. Длина волны, скорость ее распространения v и период колебаний (или частота) связаны соотношением:

определение скорости звука в воздухе - student2.ru ,

откуда

определение скорости звука в воздухе - student2.ru . (2)

Соотношение (2) используется в работе для определения скорости звука интерференци­онным методом в форме, предложенной Квинке. Звуковые волны разделяются на две части, которые проходят пути различной длины, получают некоторую разность хода; затем обе части сводят вместе и наблюдают их интерференцию.

Описание экспериментальной установки

Схема установки для определения скорости звука методом интерференции приве­дена на рис.1. Звуковая волна создается с помощью радионаушника Т, питаемого от звукового генератора ЗГ (1). Радионаушник Т помещен в ящик (2), изготовленный из фанеры и наполненный ватой. По резиновой трубке звуковая волна идет от наушника в прибор Квинке (3) для наблюдения интерференции звуковых волн.

 
  определение скорости звука в воздухе - student2.ru

Прибор Квинке состоит из двух трубок А и В. Трубка А постоянной длины. Труб­ка В может частично вдвигаться в трубку А, неподвижно закрепленную на подставке. Увеличение длины трубки В отмечается по шкале S. Звуковая волна, идущая от источ­ника звука Т, входит в отверстие С, разделяясь на две: одна волна распространяется в направлении трубки А, другая – в направлении трубки В. Встречные волны накладываются друг на друга и интерферируют, т.е. образуют на всем протяжении трубок А и В картину устойчивых max и min интерференции.

Если разность длины трубок А и В (т.е. разность хода волн d ), полученная уве­личением длины трубки В, составляет нечетное число полуволн, т.е.

определение скорости звука в воздухе - student2.ru , (3)

то в области С1 прибора наблюдается минимум интенсивности звука. Установка прибо­ра на минимум интенсивности звука в области C1 производится непосредственно на слух, для чего на отверстие Ci надевается слуховая трубка (стетоскоп).

Порядок выполнения работы

1. Включаем звуковой генератор, которым задается определенная частота n. Частота, устанавливаемая на генераторе, выбирается в диапазоне 2000–3500 Гц.

2. Трубка В постепенно выводится до тех пор, пока не будет обнаружен первый мини­мум интенсивности звука. При этом берется соответствующий отсчет n1 по шкале S. Согласно уравнению (3) разность хода звуковых волн в трубках А и В будет

определение скорости звука в воздухе - student2.ru . (4)

3. Смещение трубки В продолжается до обнаружения второго минимума интенсивно­сти звука. При этом по шкале S берется отсчет n2. Соответствующая разность хода звуковых волн

определение скорости звука в воздухе - student2.ru . (5)

Так как смещение указателя на (n2 – n1)см означает увеличение разности хода на 2(n2 – n1)см, то из (4) и (5) получаем:

определение скорости звука в воздухе - student2.ru .

4. По формуле (2) определяем скорость звука vt при комнатной температуре. Темпе­ратура опыта измеряется по настенному термометру в лаборатории.

5. Аналогичные опыты повторяют на других частотах.

6. Вычисляют среднее значение определение скорости звука в воздухе - student2.ru .

7. По формуле (1), зная среднее значение определение скорости звука в воздухе - student2.ru , вычисляют скорость звука в воздухе при 0°С, т.е. v0. Сравнивают полученный результат со справочными данными.

8. Результаты измерений и вычислений заносят в таблицу.

n, Гц n1, м n2, м определение скорости звука в воздухе - student2.ru , м vt, м/с определение скорости звука в воздухе - student2.ru , м/с v0, м/с
             

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой звук? Укажите физические характеристики звука.

2. Перечислите характеристики слухового ощущения и укажите, как они связаны с фи­зическими характеристиками звука.

3. Ультразвук. Инфразвук.

Литература

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1999. – § 5.2.

2. Трофимова Т.И. Курс физики. – М.: Высшая школа, 1997. – §§ 158, 160.

3. Лаврова И.В. Курс физики. – М.: Просвещение, 1981. – §§ 57, 58, 65.

Лабораторная работа № 5

Наши рекомендации