Гидравлические серводвигатели
Гидравлические серводвигатели предназначены для преобразования энергии жидкости, находящейся под давлением, в механическую энергию поступательного или вращательного движения подвижного элемента. Это осуществляется путем подачи в одну из полостей рабочего цилиндра жидкости под давлением и обеспечения свободного слива ее из другой полости в бак. Преимуществом гидроустройств перед электромеханическими устройствами является возможность воспроизведения поступательного движения без промежуточных механизмов, чем объясняется их широкое применение (наряду с пневматическими устройствами) для осуществления возвратно-поступательных движений.
Существуют гидроустройства вращательного движения, отличающиеся от электродвигателей меньшими габаритными размерами, нечувствительностью к длительным перегрузкам, простотой регулирования скорости вращения и крутящего момента. На рис. 4.13 приведена схема двигателя с поворотной лопастью.
Рис. 4.13. Схема серводвигателя с поворотной лопастью: 1- золотник; 2 – трубопроводы; 3 и 6 – полость; 4 – выходной вал; 5 – лопасть; 7 – трубопровод.
Масло под давлением Ро поступает к цилиндрическому золотнику 1 и через трубопровод 2 (при смещении плунжера золотника вниз) — в полость 3 лопастного двигателя. Лопасть 5 под действием разницы давлений в полостях 3 и 6 начинает вращаться вместе с выходным валом 4. Масло из полости б через трубопровод 7 будет вытекать в бак.
На рис. 4.14 приведена схема ротационного гидродвигателя. В корпусе 1 установлен ротор 2, ось вращения которого смещена относительно центра корпуса. В пазы ротора помещены пластины 3. Масло под давлением поступает по трубопроводу 4, сливается в бак по трубопроводу 5. За счет разности давлений справа и слева от пластины ротор с валом вращаются против часовой стрелки. При вращении ротора пластины прижимаются центробежными силами к внутренней поверхности корпуса, что обеспечивает уплотнение.
Рис. 4.14. Ротационный серводвигатель:
1 — корпус; 2 — ротор; 3 — пластины; 4 и 5 — трубопровод
Для улучшения уплотнения под пластины в роторе устанавливают пружины или подводят рабочую среду под давлением.
Рис. 4.15. Аксиально-поршневой двигатель: 1— 5 — поршни; 6 — двигатель; 7 — статор; S — кольцо
Рис. 4.15 иллюстрирует работу аксиально-поршневого гидродвигателя. В статоре 7 расположены поршни /, 2, 3, 4, 5, перемещающиеся в осевом направлении. Под действием давления масла поршни упираются в кольцо 8, закрепленное на валу двигателя 6 под углом. Подачей и сливом масла управляет распределитель, состоящий из двух дисков, один из которых закреплен на статоре, другой — на валу. При открытом сливе масла из-под поршней 3, 4, 5 и подаче масла под давлением под поршни 1, 2 последние скользят по наклонной плоскости кольца, вызывая поворот кольца и вала двигателя по часовой стрелке. Распределитель управляет временной последовательностью подачи и слива масла из рабочих полостей, регулируя скорость вращения вала в прямом или обратном направлении.
В гидродвигателях в качестве рабочей среды используют жидкости, обладающие хорошей смазывающей способностью: минеральное масло, спиртоглицериновую смесь, синтетические жидкости. Давление масла в гидроприводах станков составляет 30...50 бар, скорость течения масла в трубопроводах достигает 5 м/с. Для регулирования скорости перемещения поршня используют дроссель (регулируемое гидравлическое сопротивление), установленный в трубопроводе и меняющий количество жидкости, проходящей в гидродвигатель или из него в единицу времени.
Пневмопривод
Источником питания пневмопривода является заводская пневмосеть с давлением воздуха 4... 10 бар. Простейшие распределители и клапаны используют давление заводской сети, что не требует применения редукторов для снижения давления воздуха и обеспечивает высокие усилия.
В конструкцию пневмопривода входят:
• фильтр;
• редуктор, при необходимости понижающий давление воздуха до требуемого уровня;
• масленка, в которой воздух насыщается маслом;
• золотниковый или струйный распределитель;
• пневмодвигатель.
Типовой пневмопривод строится по схемам, приведенным на рис. 4.14, где вместо масла в золотник подается сжатый газ. Отработанный газ выпускается непосредственно в атмосферу. Плунжер распределителя может перемешаться как сжатым воздухом, так и с помощью электромагнитов, что удобно в системах с электрическими элементами управления.
Различают главные распределители, соединяющие рабочие полости пневмодвигателя с магистралями, и вспомогательные, управляющие главными распределителями.
По сравнению с гидравлическими пневмоприводы обладают следующими преимуществами:
выше быстродействие;
ниже стоимость;
меньше длина возвратных линий (воздух выпускается в атмосферу из любой точки системы);
используется легко доступная рабочая среда — воздух.
Их недостатки по сравнению с гидравлическими приводами:
при равных габаритных размерах развивают меньшие усилия (давление воздуха в приводах обычно меньше давления масла);
не способны точно воспроизвести заданный закон движения при больших рабочих усилиях вследствие сжимаемости газа;
сильно шумят при работе, что связано с выпуском в атмосферу отработанного воздуха;
неизбежные утечки воздуха снижают КПД пневмосистем.
Пневмоприводы просты конструктивно, дешевы, надежны, обладают сравнительной легкостью эксплуатации и обслуживания, гибкостью в применении. Эти приводы широко применяются при автоматизации производственных процессов в качестве зажимных и транспортирующих механизмов, а также в ручных инструментах (гайковертах, дрелях, отбойных молотках и т.д.). Они незаменимы при автоматизации процессов, протекающих в агрессивных средах, в условиях пожаро- и взрывоопасности, при радиации, сильных вибрациях и высоких температурах.
Пневмоприводы вращательного движения отличаются от электродвигателей меньшими габаритами, нечувствительностью к длительным перегрузкам, простотой регулирования скорости вращения и крутящего момента. Таким образом, пневмоприводы применяют в случаях, когда требуется высокое быстродействие при средней мощности и низких требованиях к кинематической точности, в частности в зажимных устройствах.