Наблюдение интерференции и дифракции света.

Цель работы:пронаблюдать интерференцию и дифракцию света.

Теория. Интерференция света. Наиболее наглядно волновые свойства света обнаруживаются в явлениях интерференции и дифракции. Интерференцией света объясняется окраска мыльных пузырей и тонких масляных пленок на воде, хотя мыльный раствор и масло бесцветные. Световые волны частично отражаются от поверхности тонкой пленки, частично проходят в неё. На второй границе пленки вновь происходит частичное отражение волн (рис. 1). Световые волны, отраженные двумя поверхностями тонкой пленки, распространяются в одном направлении, но проходят разные пути.

Наблюдение интерференции и дифракции света. - student2.ru

Рисунок 1.

При разности хода, кратной целому числу длин волн:

Наблюдение интерференции и дифракции света. - student2.ru , (1)

наблюдается интерференционный максимум.

При разности Наблюдение интерференции и дифракции света. - student2.ru l, кратной нечетному числу полуволн:

Наблюдение интерференции и дифракции света. - student2.ru , (2)

наблюдается интерференционный минимум. Когда выполняется условие максимума для одной длины световой волны, то оно не выполняется для других длин волн. Поэтому освещаемая белым светом тонкая бесцветная прозрачная пленка кажется окрашенной. При изменении толщины пленки или угла падения световых волн разность хода изменяется, и условие максимума выполняется для света с другой длиной волны.

Явление интерференции в тонких пленках применяется для контроля качества обработки поверхностей, просветления оптики.

Наблюдение интерференции и дифракции света. - student2.ru Дифракция света. При прохождении света через малое отверстие на экране вокруг центрального светлого пятна наблюдаются чередующиеся темные и светлые кольца (рис. 2).

Рисунок .2.

Если свет проходит через узкую цель, то получается картина, представленная на рисунке 3.

Наблюдение интерференции и дифракции света. - student2.ru

Рисунок 3.

Явление отклонения света от прямолинейного направления распространения при прохождении у края преграды называетсядифракцией света.

Появление чередующихся светлых и темных колец в области геометрической тени, французский физик Френель объяснил тем, что световые волны, приходящие в результате дифракции из разных точек отверстия в одну точку на экране, интерферируют между собой.

Приборы и принадлежности:пластины стеклянные - 2 шт., лоскуты капроновые или батистовые, засвеченная фотопленка с прорезью, сделанной лезвием бритвы, грампластинка (или осколок грампластинки), штангенциркуль, лампа с прямой нитью накала (одна на всю группу), цветные карандаши.

Порядок проведения работы:

1. Наблюдение интерференции:

1.1. Стеклянные пластины тщательно протереть, сложить вместе и сжать пальцами.

1.2. Рассматривать пластины в отраженном свете на темном фоне (располагать их надо так, чтобы на поверхности стекла не образовывались слишком яркие блики от окон или от белых стен).

1.3. В отдельных местах соприкосновения пластин наблюдать яркие радужные кольцеобразные или неправильной формы полосы.

1.4. Заметить изменения формы и расположения полученных интерференционных полос с изменением нажима.

1.5. Попытаться увидеть интерференционную картину в проходящем свете и зарисовать её в протокол.

1.6. Рассмотреть интерференционную картину при попадании света на поверхность компакт диска и зарисовать её в протокол.

2. Наблюдение дифракции:

2.1. Установить между губками штангенциркуля щель шириной 0,5 мм.

2.2.Приставить щель вплотную к глазу, расположив её горизонтально.

2.3.Смотря сквозь щель на горизонтально расположенную светящуюся нить лампы, наблюдать по обе стороны нити радужные полосы (дифракционные спектры).

2.4.Изменяя ширину щели от 0,5 до 0,8 мм, заметить, как это изменение влияет на дифракционные спектры.

2.5.Дифракционную картину зарисовать в протоколе.

2.6.Наблюдать дифракционные спектры в проходящем свете с помощью лоскутов капрона или батиста.

2.7. Зарисовать интерференционную и дифракционную наблюдаемые картины.

3. Сделать вывод о проделанной работе.

4. Ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

1. Как получают когерентные световые волны?

2. С какой физической характеристикой световых волн связано различие в цвете?

3. После удара камнем по прозрачному льду возникают трещины, переливающиеся всеми цветами радуги. Почему?

4. Что вы увидите, посмотрев на электрическую лампочку сквозь птичье перо?

5. Чем отличается спектры, усваиваемые призмой, от дифракционных спектров?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 17.

Наши рекомендации