Подходы в присвоении марочных названий
– Основное преимущество индивидуального марочного названия – независимость репутации фирмы от факта принятия или непринятия рынком конкретного товара.
– Единое марочное название дает возможность снизить издержки по вывозу товаров на рынок из-за сокращения затрат на рекламу, обеспечивающую узнаваемость марочного названия и создания ему предпочтения.
– Если производитель выпускает совершенно разные товары, то создаются коллективные марочные названия даже для одних и тех же товаров разного уровня качества.
– Некоторые производители хотят, чтобы название фирмы ассоциировалось с индивидуальным марочным названием каждого отдельного товара.
Требования к товарному знаку
Товарный знак с одной стороны – произведение графического дизайна, с другой – объект интеллектуальной собственности, который подлежит правовой регистрации, в силу чего должен соответствовать набору определенных юридических требований. Это и определяет как двойственность его природы, так и сложность создания сильного товарного знака.
Сегодня в России правовую охрану товарных знаков определяют два основных нормативных документов:
– Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (введен с 23 сентября 1992 г.);
– "Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания" (утверждены Роспатентом 29 ноября 1995 г., зарегистрированы в Минюсте РФ 8 декабря 1995 г.).
Сила товарного знака – главный критерий при его выборе и использовании в рекламе.
Эта "сила" выражается в рекламоспособности знака – то есть его возможности хорошо запомниться и однозначно идентифицироваться у покупателя с определенной фирмой или товаром, и охраноспособности знака – соответствии требованиям законодательства.
Требования к рекламоспособности товарного знака
Рекламоспособность характеризуется следующей совокупностью признаков:
– новизна идеи – предполагает отсутствие подражательности, оригинальность знака, наличие "своего лица";
– эстетичность;
– лаконичность;
– способность к адаптации предусматривает долговечность товарного знака, то есть возможность его использования в течение длительного периода времени, при внесении в него незначительных применений;
– удобопроизносимость;
– ассоциативность – обозначает присутствие связей, ассоциаций между товарным знаком и особенностями маркируемого им товара.
Требования к охраноспособности товарного знака
Не могут получить правовой защиты обозначения, которые изображают:
· только изображения товаров;
· государственные гербы, флаги, эмблемы, официальные названия государств;
· эмблемы, сокращения или полное наименование межправительственных международных организаций;
· вошедшие во всеобщее употребление обозначения товаров определенного вида;
· знаки, явно напоминающие товарные знаки известных фирм, напоминающие логотип;
· знаки, вводящие в заблуждение;
· награды и знаки отличия;
· знаки, которые можно спутать:
- со знаками, ранее зарегистрированными или заявленными к регистрации на имя другого лица относительно однородных товаров и услуг;
- знаками других лиц, если эти знаки охраняются без регистрации на основании международных договоров;
- наименованиями мест происхождения товаров, кроме случаев, когда они включены в товарный знак как элементы, которые не охраняются и зарегистрированы на имя лиц, которые имеют право пользоваться такими наименованиями.
Законом сняты ограничения на регистрацию марок, указывающих на место производства маркируемых товаров. Это позволило фирмам, работающим в сфере народных промыслов, отстаивать свой приоритет на производство данных товаров, что соответствует международной правовой и предпринимательской практике.
Регистрация товарного знака
Процедура регистрации товарного знака включает следующие основные этапы:
– заказ художнику;
– утверждение эскиза заказчиком;
– оформление заявки в патентное ведомство или уполномоченный им орган;
– получение решения о принятии знака к рассмотрению и регистрации или об отказе в принятии на регистрацию с объяснением причин;
– экспертиза знака;
– получение окончательного решения, и если оно положительное – свидетельства о регистрации.
После того как товарный знак зарегистрирован, права его владельца находятся под защитой государства.