Тема: «Исследование системы двигатель-генератор».

Цель:Сформировать умение анализировать и регулировать работу системы двигатель – генератор.

По окончании выполнения лабораторной работы студент должен

знать:

- назначение, устройство и принцип действия электрических машин, используемых в системе двигатель – генератор;

- принцип обратимости и потери вращающихся электрических машин;

- безопасные условия эксплуатации;

уметь:

- анализировать и регулировать электрическую схему системы двигатель – генератор.

Основные теоретические положения:

По назначению электрические машины делятся на генераторы и двигатели. Генераторы вырабатывают электрическую энергию, поступающую в энергосистему; двигатели создают механический вращающий момент на валу, который используется для привода различных механизмов и транспортных средств.

Электрические машины обратимы. Это значит, что одна и та же машина может работать и как генератор, и как двигатель. Генератор и двигатель отличаются расчетными и конструктивными особенностями. Поэтому использование двигателя в качестве генератора или генератора в качестве двигателя приводит к ухудшению эксплуатационных характеристик машин, в частности к снижению КПД.

Для понимания сущности работы электрической машины необходимо вспомнить физические законы, которыми описываются основные электромагнитные явления: закон электромагнитной индукции, закон Био-Савара, закон Ампера. Эти законы вместе с законами Кирхгофа и Ома позволяют описать основные процессы, происходящие электрических машинах.

Работа любой электрической машины характеризуется взаимодействием двух направленных навстречу друг к другу вращающих моментов, один из которых создается механическими, а другой электромагнитными силами. Кроме того, работа двигателя и генератора характеризуется взаимодействием напряжения сети и ЭДС, возникающей в обмотке якоря.

Электроприводом называется электромеханическое устройство, предназначенное для электрофиксации и автоматизации рабочих процессов.

Электропривод состоит из преобразующего, электродвигательного, передаточного и управляющего устройств. Преобразующее устройство преобразует напряжение, ток или частоту напряжения.

В электродвигательном устройстве происходит преобразование электрической энергии в механическую. Передаточное устройство служит для измерения скорости до значения, необходимого рабочему механизму. Оно может быть выполнено в виде редуктора, т. е. неуправляемым. Управляемое устройство представляет собой коробку передач с электромагнитными муфтами, изменяющими ее передаточное число.

Управляющее устройство регулирует работу всех блоков электропривода, изменяя мощность на валу рабочего механизма, значение и частоту напряжения, схему включения электродвигателя, передаточное число коробки передач, направление вращение электродвигателя.

Система электропривода, в которой для питания цепи якоря двигателя постоянного тока используется отдельный электромашинный генератор, обеспечивающий возможность изменения ЭДС в широких пределах, называется системой генератор – двигатель (Г-Д).

К недостаткам системы Г-Д относятся:

1) необходимость в двукратном преобразовании энергии;

2) наличие двух машин в преобразовательном агрегате;

3) значительные габариты и масса установки, необходимость в фундаменте для преобразовательного агрегата.

4) высокие капитальные и эксплуатационные расходы.

Поэтому эту систему используют при мощности привода более 5 мВт на таких мощностях система Г-Д во многом выигрывают перед системой ТП-Д (тиристорный преобразователь-двигатель).

Порядок выполнения работы:

1. Выполнить задание лабораторной работы.

2. Составить отчет.

3. Ответить на контрольные вопросы.

Ход работы:

Электрическая схема стенда приведена на рисунке 101.

Лабораторная установка содержит: двигатель переменного тока, генератор переменного тока, тумблер с тремя переключениями, 6 диодов, тахометр, переменный резистор для регулировки оборотов вращения.

Тема: «Исследование системы двигатель-генератор». - student2.ru

Рисунок 101 – Электрическая схема стенда

Задание.

- Подключить установку к источнику питания.

- Включить на прогрев осциллограф.

- Включить тумблер 8А.

- Наблюдать показания прибора РА.

- Выключить, переключить тумблер 8А, включить, наблюдать показания прибора.

- Перебросить приводной ремень, включить, произвести замеры.

- Подключить осциллограф поочередно к гнездам X1, Х2, ХЗ, Х4, Х5.

- Выключить тумблеры.

- Выключить питание.

Контрольные вопросы:

1. На чем основан принцип работы электрических машин?

2. Что означает обратимость электрических машин?

3. Что называется электроприводом?

4. Из чего состоит электропривод?

5. Что регулирует управляющее устройство?

6. Какова область применения системы генератор – двигатель?

Практическая работа №3

Наши рекомендации