Капиталфирмы делится наосновнойиоборотный.

Основной капитал– это часть капитала фирмы, которая используется в течение многих производственных циклов и переносит свою стоимость на произведенные экономические блага по частям.

Таким образом, основной капитал включает в себя земельные участки, производственные здания, сооружения и оборудование (машины, ЭВМ, транспортные средства и т.д.), а также лицензии, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, ноу-хау, программы для ЭВМ и т.д.

Часть стоимости основного капитала, которая переносится на произведенные товары в одном производственно цикле, называется амортизацией. Другими словами, амортизация– это денежное выражение износа основного капитала.

Оборотный капитал– это часть капитала фирмы, которая используется в одном производственно цикле, требует замены после каждого цикла и полностью переносит свою стоимость на произведенные экономические блага.

Таким образом,оборотный капиталвключает в себя сырье, комплектующие изделия, запасы топлива и т.д.

Труд представляет собой совокупность физических, интеллектуальных и психических затрат, осуществляемых людьми в процессе производства.

Предпринимательство (предпринимательская способность) –это особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать остальные факторы производства.

Рынок

Предпосылки развития рынка:

1.Формирование системы общественного разделения труда, т.е. системы отношений, при которой отдельные производители специализируются на определенных видах деятельности, на производстве определенных экономических благ.2.Экономическая обособленность, независимость производителей, способных самостоятельно принимать экономические решения, исходя из соображений экономической целесообразности и рациональности. Как известно, исторически экономическая обособленность возникла в связи с формированием отношений частной собственности.

Функции рынка

К основным функциям рынка относятся следующие:

1. Посредническая функция. Заключается в том, что рынок связывает экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности: производителей товаров и их потребителей.

2. Функция ценообразования. В результате добровольного взаимодействия на рынке экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности – производителей и потребителей, формируются цены, которые удовлетворяют их интересы.

3. Регулирующая функция. Благодаря свободной динамике цен, рынок регулирует объемы производства и потребления товаров, обеспечивая равновесие (соответствие) между ними.

4. Информационная функция. Рынок дает производителям объективную информацию о вкусах и предпочтениях потребителей, об удовлетворении потребностей на те или иные товары, т.е. о том, что и в каких объемах следует производить.

5. Стимулирующая функция. Конкуренция на рынке стимулирует производителей снижать затраты на производство, повышать качество товаров, осваивать выпуск новых товаров, совершенствовать сервис и т. д.

Конкуренция – это борьба, соперничество между производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров.

6. Санирующая функция. Суть этой функции рынка в том, что благодаря конкуренции происходит вытеснение с рынка товаропроизводителей, производящих неконкурентоспособную продукцию, в результате чего происходит «очищение» экономики от неэффективно работающих предприятий.

Виды рынков

Существующие рынки можно классифицировать по следующим признакам:

ÿ по экономическому назначению (рынок потребительских товаров и услуг, рынок труда, ранок ценных бумаг, рынок денег, рынок средств производства, рынок земли, рынок технологий, рынок информации и т.д.);

ÿ по географическому положению (рынок местный, региональный, национальный, мировой);

ÿ по видам участников рыночных сделок (розничный рынок, оптовый рынок, рынок государственных закупок);

ÿ по степени соблюдения законности (рынок легальный и рынок теневой);

ÿ по степени зрелости рыночного механизма (рынок формирующийся, развитый

рынок).

Типы рынков

Наряду с видами рынков принято различать типы рынка.

Тип рынка -это та экономическая среда, в условиях которой работают производители (фирмы) на том или ином рынке.

Специфика этой среды, прежде всего, характеризуется степенью ограничения конкуренции на рынке (степенью монополизации рынка). Степень монополизации рынка в свою очередь определяется уровнем монопольной власти.

Монопольная власть –этоспособность фирмы влиять на рыночную цену товара путем изменения объема производства.

Поведение товаропроизводителя на рынке в значительной мере определяется типом рынка, на котором он работает.

В экономической теории принято различать четыре типа рынка:

1.Рынок совершенной конкуренции;

2.Рынок чистой монополии;

3.Рынок монополистической конкуренции;

4.Рынок олигополии.

Характеристика типов рынка осуществляется по следующим критериям:

1) количество фирм, работающих на рынке;

2) характер производимой продукции;

3) наличие или отсутствие барьеров для вхождения фирм в отрасль (на рынок) и выхода из нее;

4) степень доступности экономической информации.

В традиционных курсах микроэкономики доказывается, что эффективность экономики (рынка) может достигаться только на совершенно конкурентных рынках.

Большинство реально функционирующих рынков может быть отнесено либо к рынкам монополистической конкуренции, либо к олигополии. Следует иметь в виду, что рынок совершенной конкуренции рассматривается в экономической теории как некая абстрактная модель, к которой реально функционирующие рынки могут в большей или меньшей степени приближаться. Вместе с тем, использование данной экономической модели для анализа многих экономических явлений позволяет выявить важнейшие закономерности функционирования рыночного механизма, установить основные взаимосвязи между его элементами.

Наши рекомендации