Ключевые понятия и термины. Альтернативные издержки (opportunity cost) – количество продуктов, от которых приходится отказаться

Альтернативные издержки (opportunity cost) – количество продуктов, от которых приходится отказаться, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта; стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, требующих того же самого времени или тех же ресурсов.

Безграничные потребности (unlimited wants) – неутолимое желание потребителей (людей) иметь товары и услуги, которые доставляют им удовольствие или удовлетворяют их потребности.

Закон возрастания альтернативных (вмененных) издержек (law of increasing opportunity costs) – закон, в соответствии с которым по мере увеличения производства продукта альтернативные издержки производства каждой новой его единицы возрастают.

Закон убывающей отдачи (убывающей производительности факторов производства) (law of diminishing returns) – закон, в соответствии с которым сверх некоторых фиксированных значений факторов производства предельный продукт при изменении любого из переменных факторов, влияющих на объём производства, будет уменьшаться по мере роста масштабов вовлечения этого фактора.

Земля, естественные ресурсы (land) – природные ресурсы, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг.

Капитал(capital) – ресурсы, созданные в результате производственной деятельности и используемые для производства товаров и услуг; товары, которые непосредственно не удовлетворяют потребностей человека: инвестиционные товары, средства производства.

Кривая производственных возможностей (кривая трансформации) (production possibilities curve)– кривая, показывающая различные комбинации двух товаров или услуг, которые могут быть произведены в условиях полной занятости и полного объёма производства в экономике с постоянными запасами ресурсов и неизменной технологией. Она показывает возможности роста производства одного блага при снижении объёма производства другого.

Неполное использование ресурсов; неполная занятость (incomplete use of resources) – неспособность экономики обеспечить полный объём производства.

Полная занятость (full employment) – использование всех пригодных и доступных ресурсов для производства товаров и услуг.

Полный объём производства (full production) – макси­мальное количество товаров и услуг, которое может быть произведено из используемых в экономике ре­сурсов; полное использование (отсутствие недоис­пользованных) имеющихся ресурсов.

Потребительские товары (consumer goods) – товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности человека.

Предпринимательская способность (entrepreneurial ability) – способность человека использовать определённое сочетание ресурсов для производства товара, принимать последовательные решения, создавать новшества и идти на риск.

Труд (labour) – физические и умственные способности (усилия) людей, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг.

Услуга (service) – то, что неосязаемо (невидимо) и в обмен на что потребитель, фирма или правительство готовы представить что-либо ценное.

Факторы производства (factors of production) – экономические ресурсы, вовлеченные в производство: земля, труд, капитал, предпринимательская способность.

Фундаментальные экономические вопросы(fundamental economic questions) – основные вопросы, на которые должна отвечать любая экономическая система: что производить, как производить, для кого производить.

Экономические ресурсы (economic resources) – земля, труд, капитал и предпринимательская способность, обладающие общим свойством – ограниченностью (редкостью).

Эффективность производства (по Парето) (productive efficiency) – ситуация, в которой при данном уровне знаний и данном количестве производительных ресурсов невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара.

Литература: [5, с. 43–54; 6, с. 110–148, 167–176; 7, с. 34–39; 8, с. 24–57; 10, с. 16–19; 11, с. 29–48; 12, с. 32–60; 13, с. 51–67; 15, с. 84–87; 17, с. 30–50; 18, с. 24–53; 19, с. 23–40; 21, с. 9–19; 22, с. 47–50; 23, с. 23–36].

Наши рекомендации