Примерные темы контрольной работы
Тема 1. Санаторно-курортный бизнес как институт устойчивого развития экономики России в эпоху глобализации.
Концепции развития санаторно-курортного бизнеса в России. Направление устойчивого развития санаторно-курортного бизнеса в России и характеристика его компонентов. Специфика и факторы санаторно-курортного лечения и отдыха. Роль маркетинга в развитие санаторно-курортного бизнеса.
Практическая часть: Проанализировать существующий ассортимент санаторно-курортных услуг на примере отдельного предприятия.
Тема 2. Использование маркетинговых стратегии на рынке лечебно-оздоровительных услуг.
Анализ рынка лечебно-оздоровительных услуг. Основные категории – потребность, интересы, товар, услуга, маркетинг, рынок, комплекс маркетинговых мер, макро-, микросреда и другие. Тенденции и изменения на рынке спроса. Анализ конкурентоспособности и изучение потенциальных конкурентов. Разработка маркетинговой стратегии. Краткосрочные и долгосрочные цели предприятия, сущность понятия миссий в деятельности фирмы, модель Бостонской консалтинговой группы.
Практическая часть: Разработать маркетинговую стратегию, направленную на получение прибыли санатория.
Тема 3. Факторы маркетинговой среды рынка санаторно-курортных услуг и маркетинговый контроль
Понятие маркетинговой среды санаторно-курортного предприятия. Социальные факторы маркетинговой среды. Технические факторы. Финансовые факторы. Политические факторы. Правовые факторы. Маркетинговый контроль.
Практическая часть: Разработать на примере любого санатория маркетинговую стратегию, используя любой из предложенных факторов. Рассмотреть его влияние на эту стратегию.
Тема 4. Особенности маркетинга в санаторно-курортном бизнесе.
Преимущества малого и среднего бизнеса. Рыночные взаимоотношения. Конкуренция на рынке лечебно-оздоровительных услуг. Особенности планирования маркетинга в санаторно-курортном бизнесе. Виды маркетинговых коммуникаций и способы сбыта лечебно-оздоровительных услуг.
Практическая часть: Провести опрос отдыхающих в санатории и проанализировать качество предоставления санаторно-курортных услуг на данном предприятии. Составить отчет по этому анализу и сделать свои выводы.
Тема 5. Маркетинговые исследования на рынке лечебно-оздоровительных услуг.
Дать понятие маркетингового исследования. Сделать обзор существующих методов маркетинговых исследований: анкетирования, наблюдения, контент-анализа.
Использование методов маркетинговых исследований на рынке лечебно-оздоровительных услуг.
Практическая часть: Составить анкету, ориентированную на потребление лечебно-оздоровительных услуг, сделать ее апробацию и представить результаты опроса.
Тема 6. Сегментирование как средство выбора целевого рынка санаторно-курортных услуг.
Сегментация санаторно-курортного бизнеса. Сегмент рынка. Главная цель сегментации. Выбор целевых сегментов рынка. Классификация признаков сегментирования: географические, демографические, психографические и поведенческие.
Практическая часть: Описать те группы потребителей, на работу с которыми ориентируется санаторно-курортное предприятие.
Тема 7. Правовое обеспечение санаторно-курортной
деятельности.
Общие правовые положения о санаторно-курортной деятельности. Использование федеральных и региональных природных лечебных ресурсов; лечебно-оздоровительные местности и курорты. Страхование деятельности санаторно-курортных предприятий и клиентов. Договор санаторно-курортного предприятия на имущественные права.
Практическая часть: Составить варианты договоров санаторного предприятия с партнерами по бизнесу на выгодных для обеих сторон условиях.
Тема 8. Кадровое обеспечение маркетинговой деятельности в санаторно-курортном предприятии.
Кадры как важный ресурс любого предприятия. Оргструктура управления в санаторно-курортном предприятии. Кадровый потенциал санаторно-курортного предприятия. Создание служб маркетинга и их функции. Основные условия и требования к профотбору специалистов для работы в службах маркетинга.
Практическая часть: На примере любого санаторно-курортного предприятия провести анализ штатного персонала и определить степень его компетенции.
Тема 9. Изучение потребительского спроса на рынке санаторно-курортных услуг.
Понятие «спрос» и «предложения» в теории маркетинга. Спрос на санаторно-курортные услуги. Рыночный спрос и предложение санаторно-курортных услуг. Рыночное равновесие.
Практическая часть: Составить план маркетингового исследования по изучению спроса на санаторно-курортные услуги.
Тема 10. Проектирование лечебно-оздоровительного продукта и его ценообразование.
Проектирование лечебно-оздоровительного продукта. Специфика лечебно-оздоровительных программ. Формирование себестоимости и финансовых затрат на лечебно-оздоровительный продукт. Технология разработки лечебно-оздоровительных программ на основе их модульного построения.
Практическая часть: Изучить ассортимент услуг на отдельном предприятии санаторно-курортного бизнеса. Спроектировать любую услугу, которой еще нет на этом предприятии. Рассказать о ее преимуществах и эффективности при реализации.
Тема 11. Продвижение санаторно-курортного продукта на потребительский рынок услуг.
Формирование сбытовой сети лечебно-оздоровительного продукта. Реклама санаторно-курортного продукта и особенности ее использования. Фирменный стиль, бренд и брендинг. Выставки – ярмарки как процесс продвижения санаторно-курортного продукта.
Практическая часть: Создать свою рекламу для любой организации, связанной с санаторно-курортным бизнесом – в виде текста для газеты или журнала, сценария для видеоролика.
Тема 12. Процесс реализации санаторно-курортных путевок.
Санаторно-курортная путевка как гражданско-правовой договор на продажу лечебно-оздоровительного продукта. Оформление санаторно-курортных путевок. Льготное санаторно-курортное лечение граждан. Санаторно-курортное лечение и оздоровление сотрудников предприятий. Реализация санаторных путевок.
Практическая часть: Составить план скидок на услуги санатория с учетом индивидуального подхода к каждому потенциальному потребителю.
Тема 13. Сотрудничество и партнерство санаторно-курортных предприятий.
Условия и факторы, воздействующие на санаторно-курортный рынок. Сотрудничество санаторно-курортных предприятий с отечественными и международными организациями. Паспортно-визовые и таможенные формальности. Транспортное обеспечение отдыхающих. Обеспечение безопасности санаторно-курортных предприятий. Работа на выставках по туризму и санаторно-курортному делу. Участие в презентациях, конференциях.
Практическая часть: Составить маркетинг-план участия санатория в коммерческой выставке.
Тема 14. Планирование и реализация инноваций на рынке лечебно-оздоровительных услуг.
Анализ и деятельности конкурентов и внешней среды санаторно-курортного предприятия как основа разработки новых идей. Творческие методы в разработке нововведений в санаторно-курортном бизнесе, создание новых услуг.
Проверка идей с помощью оценочной матрицы профильной шкалы или бальных оценок
Анализ себестоимости услуг, прибыли и покрытия затрат, выход на рынок с инновацией.
Практическая часть: Спланировать презентацию новой лечебно - оздоровительной услуги с использованием слогана, торговой марки, логотипа (рисунок).
Тема 15. Целевой маркетинг на рынке лечебно-оздоровительных услуг.
Основные этапы развития философии маркетинга и сущность современного подхода, который определяют как целевой маркетинг. Основные этапы целевого маркетинга: сегментирование, выбор целевого рынка и позиционирование. Классификация признаков сегментирования: географические, демографические, психографические и поведенческие. Понятия конкурентного преимущества дифференцированного и концентрированного маркетинга, стратегии охвата рынка, позиционирование товара, основные стратегии. Понятия: атрибут позиционирования, дифференциация товара, имидж фирмы. Организация и деятельность маркетинговой службы предприятия. Контролинг в системе маркетинга.
Практическая часть: Изучить ориентацию на целевой маркетинг в каком-либо санаторно-курортном предприятии.
Тема 16. Стратегия и тактика маркетинга на рынке лечебно-оздоровительных услуг.
Маркетинговая стратегия, ее особенности. Стратегия и тактика маркетинга. Основные элементы маркетинговой стратегии рынка лечебно - оздоровительных услуг. Краткосрочные и долгосрочные цели предприятия, сущность понятия «миссия» в деятельности фирмы, модель Бостонской консалтинговой группы. Сущность направлений планирования нового бизнеса: интенсивный рост, интегрированный рост, диверсифицированный рост, конгломератная стратегия. Особенности тактики маркетинга.
Практическая часть: Разработать для конкретного предприятия санаторно-курортного бизнеса стратегию его выхода его на международный рынок.
Тема 17. Возможности использования электронного рынка лечебно-оздоровительных услуг.
Маркетинг и система Интернет. Реклама в Интернете. Расширение инфраструктуры предприятия за счет применения Интернет. Составление анкет. Мотивация клиента. Анализ результатов. Эффективное развитие системы Интернет. Проблемы денежного оборота, конкуренции в Интернете.
Практическая часть: Изучить опыт выхода любого предприятия санаторно-курортного бизнеса в Интернет. Разработать вариант сайта в Интернете для данного предприятия.
Тема 18. Маркетинговые коммуникации в санаторно-курортном бизнесе.
Основные средства продвижения услуг: рекламирование, персональные продажи, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз. Маркетинг-микс и маркетинговый контроль. Решения маркетингового коммуникатора, проблемы которые он решает при выборе маркетинговой коммуникации. Планирование PR-деятельности в санаторно-курортной организации. Реализация сбыта санаторно-курортных услуг с помощью персональных продаж, стимулирования сбыта, прямого маркетингаи т.д.
Практическая часть: Создать план презентации санаторно-курортного предприятия на туристской выставке.
Тема 19. Рекламные коммуникации в санаторно-курортном бизнесе.
Понятие, виды и средства рекламы. Основные принципы и способы создания рекламных сообщений. Три основных эффекта рекламной коммуникации: потребность в категории, осведомленность о торговой марке и отношение к торговой марке. Товарная категория как цель коммуникации, "продажа категории". Способы достижения узнавания и припоминания торговой марки. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций в санаторно-курортном бизнесе. Виды и средства рекламы, ее носители.
Практическая часть: Разработать план рекламной деятельности для любой организации, связанной с санаторно-курортным бизнесом.
Тема 20. Коммерческие выставки в системе маркетинга санаторно-курортной организации.
Понятие и классификация коммерческих выставок. Виды выставок, в которых принимают участие санаторно-курортные предприятия. Выбор выставки для участия. Планирование участия санаторно-курортного предприятия в данной выставке. Создание стенда, подготовка рекламных и информационных материалов. Участие персонала в общей программе выставки.
Практическая часть: Создание плана участия санаторно-курортного предприятия в коммерческих туристских выставках «Интурфест» (январь каждого года) или «Инвеком» (октябрь каждого года) в Санкт-Петербурге.