Эволюция отношений собственности
На ранних этапах экономической цивилизации производство было слито с непосредственным присвоением продуктов природы, причем первичной производящей и потребляющей единицей выступала первобытная община как целое. Неотделенность производства отприсвоения и потребления означала их тождественность не только между собой, но и с отношениями собственности. ("Отношение к земле как к собственности в самой первоначальной форме означает: находить в ней сырье, орудие и жизненные средства, созданные не трудом, а предоставленные самой землей» - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч.1. С.489..)
Положение меняется, когда производительные силы достигают уровня, позволяющего вести хозяйство относительнообособленными группами (семьями) внутри общин и, с другой стороны, обеспечивающего возможность производства прибавочного продукта.Сначала незначительное, а затем все более резкое производственное обособление внутриобщинных групп ведет к соответствующему обособлению результатов труда. Производственная дифференциация (вследствие различия исходных условий, организации труда, степени его интенсивности, умелости и т.д.) ведет к дифференциации в потреблении. В то же время, существование прибавочного продукта, создает возможность для социально-экономической дифференциации по критерию степени участия в его присвоении.
Особую эпоху в развитии цивилизации составляет тот исторический интервал (продолжающийся до настоящего времени), в рамках которого, с одной стороны, достигнутый уровень производительных сил обеспечивает возможность устойчивого воспроизводства прибавочного продукта, а с другой - объем его производства еще не является достаточным для удовлетворения потребностей и для полного развития способностей каждого члена общества. Количество продуктов труда в этом смысле является ограниченным. Производство еще не приобрело характера "второй природы", автоматически обеспечивающей человека всем необходимым
Ограниченность условий и результатов труда в разрезе производства и присвоения прибавочного продукта порождает проблему, которая не существовала до возникновения этой формы продукта и будет "снята" при преодолении его принципиальной ограниченности, - проблемудиалектики социально-экономическогоприсвоения и отчуждения. Функционирование отношений присвоения-отчуждения продукта в качестве объективной предпосылки для социальной дифференциации означает, что социальная форма движения развивается пока еще не на своей собственной основе; она испытывает существенное воздействие предшествующей, биологической формы движения; человеческое общество продолжает еще в целом находиться на этапе своей предыстории. Влияние предшествующего, биологического этапа развития проявляется в неустойчивости биологических условий существования, в ограниченности возможностей социального развития личности и в функционировании особого механизма присвоения объектов потребления, действующего как их одновременное отчуждение, в социально-экономическом смысле, от жизнедеятельности других людей.
Указанные досоциальные и имеющие переходную природу феномены испытывают воздействие социальных факторов и, в частности, разделения труда в процессе непосредственного производства на труд по управлению и труд по исполнению. В результате, отношения междусобственниками (субъектами первичного присвоения некоторых благ) ине-собственниками (субъектами, либо первоначально, либо полностью отчужденными от тех же благ) дополняются и усложняются в ходе разделения и персонификации социальных качеств производителя и потребителя объективно ограниченного прибавочного продукта. По утвердившейся терминологической традиции, собственниками именуют первичных потребителей прибавочного продукта; общеэкономическое противоречие между производством и потреблением, в связи с этим, предстает в исторической форме противоречия междунепосредственными производителями и собственниками.
Таким образом, процессы присвоения и отчуждения, объективно ограниченных благ порождаютдва сущностных аспекта отношений собственности, которые можно условно назвать "горизонтальным" и "вертикальным". В "горизонтальной плоскости" социально-экономических отношений проявляют себя взаимосвязи между любыми собственниками некоторых благ и их не-собственниками, которые, в свою очередь, могут быть собственниками других благ. Поэтому важнейший частный случай "горизонтального" разреза - отношения междуразными собственниками, социально однопорядковыми и отличающимися лишь количеством и качеством присваиваемых благ (в том числе – отношения между рыночными субъектами).
Иные социально-экономические зависимости отражает "вертикальный разрез" отношений собственности - он воплощает неравенство субъектов труда и субъектов первичного присвоения прибавочного продукта, монополизирующих экономическую власть" (а на ее основе - и надстроечные формы власти). Развитию классово-антагонистических форм отношения между непосредственными производителями и собственниками присущаобъективная логика. Качественно необходимые исторические уровни этого отношения отражают соответствующие качественные уровни развития производительных сил. Эволюция эксплуататорских экономических форм отразилась в трех качественно различных исторических уровнях отношения между собственниками и непосредственными производителями благ, соответствующих трём эксплуататорским способам производства – рабовладельческому, феодальному и капиталистическому. Три необходимых и объективно-логически замкнутых уровня обнаруживаются и в развитии социально-экономической природы труда и его результата. Первый (рабовладельческий) уровень - отчуждение от производителя всего труда и продукта, приобретение всем трудом и продуктом превращенной формы прибавочного; второй (феодальный) уровень - четкое внешнее разделение необходимого и прибавочного труда и продукта; третий (капиталистический) уровень - приобретение всем трудом внешней формы свободного, всем трудом и продуктом - превращенной формы необходимого. Аналогично этому развивалась и форма собственности на рабочую силу непосредственного производителя: формально полная, формально неполная, формально отсутствующая у собственника средств производства, особенности присвоения которых обусловлены теми же факторами и имеют ту же природу, что и особенности присвоения рабочей силы.
Посткапиталистическая социальная трансформация характеризуется преодолением антагонизма труда и собственности и постепенным сближением социально-экономических качеств собственников и работников. В перспективе, по мере преодоления социальной формой движения зависимости от ранее существовавших материально-вещных форм благ и при переходе к новым доминантным формам богатства, это, по-видимому, должно привести к «снятию» исторического разделения труда и собственности и возвращению к «якобы исходному» - единству этих качеств в социальной определённости
каждого члена общества.
90. Эволюция способов производства. Концепция «точек роста» мировой экономической цивилизации
Развитие мировой экономической цивилизации происходило в форме эволюции способов производства. Каждый новый способ производства, будучи порождением предыдущего,сосуществовал во времени и пространстве не только с ним, но и со всей совокупностью предшествующих способов производства. Вплоть до настоящего времени сохранились фрагменты первобытного хозяйства, а также элементы, в том числе с признаками системной организации, всех последующих типов хозяйства. Разумеется, некоторый предшествующий способ производства не трансформировался в последующий всей совокупностью своих элементов и по всему пространству своего распространения. Он появлялся вначале в формеединичных элементов хозяйствования, затем как особыйуклад в предыдущей экономической системе при наличии определенных условий. К их числу относятся: максимальная реализация всех возможностей технологического и социально-экономического развития в рамках предыдущего строя; наличие устойчивых тенденций перехода к новому уровню производительных сил, для которых господствующая форма собственности становится препятствием; формирование активно-деятельностных общественных сил, заинтересованных в социально-экономических изменениях. В точке пересечения действия этих факторов, характеризующейся наибольшим динамизмом общественных противоречий, и возникает "росток" нового способа производства, превращающийся в"точку роста" мировой цивилизации.
Взаимоотношения этого "ростка" с окружающей социальной средой противоречивы. Он для своего развития использует ресурсы среды и, в то же время, выступает как конкурент действующих, давно утвердившихся социальных сил, отнюдь не склонных поступиться своими интересами. В некоторых случаях им удается подавить развитие нового уклада и восстановить свои позиции (так, в XVI-XVIII вв. в Италии и Германии имело место "второе издание феодализма", сопровождавшееся многочисленными ограничениями и даже ликвидацией возникших ранее в этих странах форм буржуазного хозяйства). Однако если зарождение новых экономических отношений не являлось случайностью, если они обусловлены исторической необходимостью, то реставрация предшествующих форм неизбежно будет иметь временный и пространственно ограниченный характер. Как феномен развития мировой цивилизации, "росток" нового способа производства не погибнет, изменятся лишь внешние формы и географическая локализация его эволюции.
По мере дальнейшего развития и укрепления, новый способ производства превращается во все более устойчивый социальный организм, усиливающий свое влияние на среду. Он использует и преобразует ее элементы соответственно собственной природе, подавляет и ликвидирует неорганичные для него формы производственных отношений, либо, на своей функциональной и географической периферии, превращает их (посредством целенаправленной деятельности или просто фактом своего существования) во второ- (третье - и т.д.) степенные, малозначащие, подчиненные, реликтовые. Так росток будущего могучего дерева, при своем первоначальном появлении из земли может мало, чем отличаться по внешним признакам от ростков травы, максимальная высота которой не превысит нескольких сантиметров, - но по мере развития этого дерева в тени его кроны окажется и трава, и другие, менее высокие деревья, и иные организмы.
Новый способ производства побеждает, поскольку он обеспечивает качественно более высокий уровень экономической эффективности и, прежде всего, - роста производительности труда на базе кардинально совершенствующихся производительных сил. При этом, на ранних этапах движения возникающего уклада, когда появляются лишь фрагменты иных технологий, возможна своеобразная инверсия несоответствия производительных сил и производственных отношений, когда последние, используя преимущества новой социально-экономической организации, "вырываются вперед", опережая эволюцию производительных сил. В таком случае новый уклад вынужден использовать широко распространенные элементы материальной базы предыдущего строя, что чревато отмеченной возможностью реставрации. Подчинение труда новому виду собственности остаетсяформальным, ибо на базе прежних производительных сил достаточно легко могут быть восстановлены и прежние механизмы взаимосвязи собственности и труда. После же системного перехода к качественно более высокому уровню производительных сил, новая система производственных отношений получает адекватную ей материальную базу, и подчинение труда соответствующему виду собственности из формального превращается вреальное. Реставрация прежних форм становится экономически бессмысленной, ибо они, функционируя в ином режиме эффективности, не способны к устойчивому воспроизводственному соревнованию с победившей экономической системой.
Последовательность исторически необходимых способов производства должна изучаться политической экономией и историей народного хозяйства в качестве "узловых точек" на линии магистрального развития цивилизации. Разумеется, необходимо учитывать наличие тех или иных общественных феноменов "в стороне", вне главной последовательности; рассматривать соотношение "точек роста", превращающихся в "узловые точки" развития цивилизации, с их социальной средой, со второстепенными (или превратившимися в таковых) социально-экономическими структурами; изучать смешанные, нетипичные, переходные формы - но необходимая объективная логика движения цивилизации в ее политико-экономическом и историческом отражении предстает именно как "главная последовательность" исторически необходимых способов производства. К числу таковых, как демонстрирует совокупная мировая социально-экономическая практика, относятся первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и ныне утверждающийся посткапиталистический (социалистический) способы производства.
Имеющий общецивилизационное значение переход от одного способа производства к другому (и, соответственно, от одной общественно-экономической формации к другой) получил название мировой революции. Мировая революция – это система событий, делающих утверждение новой общественно-экономической формации необратимым. Если до мировой революции новые социально-экономические отношения развивались как второстепенный блок в рамках предшествующего способа производства, то после прохождения «точки перелома» они превращаются в главную, ведущую силу мирового развития, а через некоторое время – и в господствующую силу, подчиняющую себе находящиеся с ней в контакте социальные феномены иной природы.