Виды экономического анализа.
1. по отраслевому признаку, который базируется на общественном разделении труда:
- отраслевой, методика этого анализа учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.п.);
- межотраслевой (теория анализа хозяйственной деятельности), что есть теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях экономики.
2.по времени:
- перспективный (предыдущий) проводят до осуществления хозяйственных операций:
а) краткосрочный анализ охватывает период до одного года;
б) долгосрочный (стратегический) - больше как года.
- ретроспективный (последующий, исторический) анализ осуществляется после завершения хозяйственных операций:
а) оперативный (ситуационный) анализ;
б) итоговый (заключительный, результативный) анализ.
3. По пространственному признакувыделяют:
- внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;
- межфирменный анализ предполагает сравнение результатов деятельности двух или больше предприятий. Бенчмаркинг - это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы.
4. по функциональному признаку:
- финансовый анализ – заключается в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и в выявлении резервов повышения устойчивости предприятия.
- операционный анализ – это оценка и прогнозирование результатов производственной деятельности предприятия, выявление резервов увеличения выпуска продукции, изменение ее структуры.
- технико - экономический – изучение взаимодействия технических и экономических процессов: и установление их влияния на экономические результаты;
- социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственный деятельности.
- экономико-статистический анализ применяют статистические органы для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.
- экономико-экологический анализ проводят с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Осуществляют органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия.
- маркетинговый анализ проводится для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
- инвестиционный анализ применяют для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия.
- функционально-стоимостный анализ (ФВА) — это исследование функций, которые выполняет объект, и методов их реализации.
- логистический анализ – исследует товарные потоки, которые начинаются у поставщиков сырья, проходят через предприятие и заканчиваются у покупателей.
5.по методике исследования объектовразличают:
- качественный анализ — это метод исследования, который базируется на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках явлений и процессов, которые изучаются.
- количественный (факторный) анализ основывается на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению разнообразных факторов.
- экспресс-анализ – это метод диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений.
- фундаментальный анализ — это углубленно комплексное исследование сути явлений, которые изучаются, с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.
- ситуационный анализ
- маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, а также распределения затрат на постоянные и переменные.
- экономико-математический анализ позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант решения экономического задания, выявляет резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования производственного потенциала предприятия.
6. по субъекту (пользователю) анализа различают:
- внутренний (управленческий) анализ
- внешний анализ проводят на основе финансовой и статистической отчетности
7. по степени охвата объектов различают:
- сплошной анализ- это изучение всех объектов без исключения;
- выборочный – это изучение только части объектов, которая дает возможность ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.