Инструкция по работе с методическими указаниями. 2 Инструкция по работе методическими указаниями
Содержание
Введение................................................................................................ 4
1 Нормативные ссылки....................................................................... 7
2 Инструкция по работе методическими указаниями....................... 7
3 Программа дисциплины.................................................................. 8
4 Работа с книгой................................................................................ 11
5 Конспектирование изучаемых тем по дисциплине......................... 13
Список литературы............................................................................... 16
Приложение А (обязательное). Форма отчета ( титульный лист)отчета19
Приложение Б (обязательное). Пример оформления содержания отчета по изучению дисциплины.......................................................................... 20
Приложение В (справочное). Пример списка литературы................. 20
Введение
В условиях рынка существенно меняются взаимоотношения между различными субъектами народнохозяйственного комплекса. Предприятия, в том числе автотранспортные, с различными формами собственности, действующие вусловиях конкуренции как самостоятельные производители товаров и услуг, заинтересованы в завоевании рынка и получении прибыли. Поэтому каждое из них должно четко ориентироваться в сложной обстановке рынка, правильна оценивать производственный и экономический потенциал, перспективы развития и финансовую устойчивость своего предприятия. Главная роль в решении этих вопросов принадлежит органам управления предприятиям. Среди руководителей промышленных и автотранспортных предприятий России много руководителей всех уровней, которые не обладают еще достаточным опытом ворганизации работы подчиненного ему объекта в условиях рынка.
Мыпривыкли к тому, что на государственном предприятии директор назначается. Это единица номенклатурная, независимо от того, есть у него умение управлять или нет. Иное дело в условиях рынка. Рассмотрев и сравнив деятельность предприятий российской социалистической плановой и современной рыночной экономики можно понять, что несмотря на одни и те жецели: производить и реализовать товар и услуги, стиль управления у них разный. Предприятию в рамках плановой экономики главнее - сбыть товар на любых условиях. Рыночное предприятие стремится к реализации на условиях максимальной выгоды. Предприятия командно-административной концепции управления, оказавшись на пороге рыночной экономики 6алансируют на грани "быть или не быть". Для того, чтобы выйти из этой ситуации, необходимо коренным образом менять организацию управления.
Эффективное управление современным производством вусловиях рынка - задача, которая по плечу не просто хорошему, грамотному менеджеру, но человеку обладающему экономическими знаниями и освоившим принципы менеджмента. Менеджмент это умение управлять финансовыми, сырьевыми, материальными и интеллектуальными ресурсами предприятии, производства, общества для наиболее
эффективной производственной деятельности и получения прибыли. Вступая в рыночную экономику, мы учимся методам и формам менеджмента у стран, хорошо освоивших его. Но применять их нужно только адаптируя кусловиям российской реальности. Для государственных предприятий проблема изменения менталитета директорского вменеджерский стоит остро. Во вновь рождающихся экономических формах, таких как биржи, коммерческие банки, малые предприятия такой проблемы нет.
“Менеджер” внашем экономическом и бытовом лексиконе - слово новое.
Менеджер - нанимаемый собственником капитала профессиональный управляющий предприятием (директор, руководитель подразделения, отдела и т.д.). Менеджер является специалистом по организации и управлению производством научной организации труда, как правило, имеет достаточный объем знаний в области экономики, социальной психологии, финансов ит.д. На предприятиях управления персоналом (УП) идет через менеджмент.
Менеджер может взяться за управление с полной ответственностью, владеет знаниями и обладает способностями в этом деле. Только такая экономическая среда, гдегосподствуют товарно-денежные отношения, является необходимой объективной предпосылкой для карьеры менеджера, в том числе и в нашей стране Но объективная предпосылка может быть не реализована, если пренебречь таким субъективным фактором, как воспитание практически с детства качеств, необходимых для менеджера. Очень важным фактором для карьеры менеджера также является создание сети учреждений (вузов, курсов, деловых школ, консультационных центров и т.д.), в которых можно было бы получить хорошее экономическое образование, а затем постоянно повышать свою квалификацию.
Современный руководитель в управлении персоналом на всех уровнях должен обладать творческими способностями и быть одновременно компетентным:
- в технических характеристиках продукции (под продукцией в дальнейшем понимаются товары, производимые автотранспортным предприятием в порядке диверсификации, и услуги, оказываемые населению и организациям);
- впланировании производства;
- вобласти реализации.
Руководитель должен отвечать не только на вопросы отом, как сделать ту или иную продукцию, но и о том, во что это обойдется, по какой цене реализовать новинку, какую прибыль принесет она предприятию. С самого начала, т.е. еще до момента начала производства продукции, необходимо определить характеристики еекачества,
издержки производства, расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание.
При закупке оборудования и технологий необходимо ориентироваться не напрестижное стремление получить самое новое, а на реальные потребности и, что ещеболее важно, на возможности своей экономики. Высокая технология как правило предъявляет очень жесткие требования корганизации производства. Покупка техники самого последнего образца престижна. Но, решаясь на нее, следует четко представлять, чего именно от нее ожидать. Продукция, производимая на этом оборудовании при использовании сверхсовременной технологии, небудет дешевой и многие достоинства новой техники и технологии могут обернуться недостатками.
Менеджер должен быть мастером своего дела. Управлять - значит вести предприятие в осуществлению цели, используя как минимум три его составляющие: персонал, ресурсы, организационные процессы. Поэтому необходимо очень серьезно подумать над выбором философии менеджмента, чтобы не наткнуться на видимые и невидимые препятствия в избранном стиле управления.
Чем сложнее предприятие, тем больше у составляющих, тем труднее добиться их согласования. Важно знать на какую степень ответственности обрекает себя менеджер, какую свободудеятельности приобретает и какую выгоду может ожидать. Все зависит от формы собственности предприятия, числа владельцев, источника стартового капитала. Чем больше владельцев, тем меньше риска, но и прав и доходов тоже меньше. Если же собрать капитал по больше и дело организовать покрупнее, то и прибыль получится больше. Вы выбираете, что вам предпочтительнее в соответствии с вашим характером, опытом, знаниями.
В сравнении с зарубежным менеджментом, менеджмент, необходимый в нашей стране находится в другом времени. Иностранным менеджерам в 80 - 90-е годы приходилось работать в более сложных условиях: рынок постоянно менялся то и дело символизируя о затухании спроса на ту или иную продукцию. Менеджмент становится искусством, когда успех стратегического планирования определяется талантом предвидения, интуицией. Наша жестрана до сих пор входит в рыночную экономику в состоянии, соответствующему первым годам начала века, когда требуется производство самого необходимого. Соответственно этому периоду формулируются и задачи менеджмента: формирование сознания рынка, фирмы, стиля управления.
Экономическая тектоника изменила мир, поставив разделенные огромными пространствами страны лицом к лицу на мировом рынке, сделав их продавцами, покупателями, конкурентами. Каждая страна достигает своего уровня жизни за счет
повышения эффективности своей экономики. Необходимо быть терпимым к инакомыслию.Государственная система и философия индивидуальной свободы способствуют соревнованию идей на политической арене и на рынке. Из этих соревнований рождаются новые товары и услуги, новые решения. Руководители, профсоюзные лидеры, рядовые работники могут повернуть к лучшему развитие самой безнадежной ситуации исключительно благодаря своей целеустремленности и готовности к сотрудничеству. Курс УП занимает ведущую роль в курсовом и дипломном проектировании по специальным дисциплинам: “Пассажирские перевозки”, “Грузовые перевозки”, “Менеджмент”, “Маркетинг” и др.
Нормативные ссылки
В настоящих методических указаниях использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 2.104-2006 ЕСКД. Основные надписи
ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам
ГОСТ 2.301- 68 ЕСКД. Форматы
ГОСТ 8.417-2002 ГСИ. Единицы величин
ГОСТ 2.106-96 Текстовые документы
Р 50-77-88 Рекомендации. ЕСКД. Правила выполнении диаграмм
Инструкция по работе с методическими указаниями
В разделе «Программа дисциплины» приведены темы и указывается, что необходимо знать в пределах каждой темы.
В конце тем приводятся вопросы для самопроверки и литература из списка рекомендуемой литературы с указанием страниц, где излагается материал темы.
Пример
Литература: [2, с. 3-9], [4, с. 143-162],
где 2 и 4 - порядковые номера литературных источников из списка рекомендуемой литературы.
В ходе самостоятельной работы по изучению дисциплины “Управление персоналом“ студент пишет отчет по изучению дисциплины, где в конспективной форме отражает содержание изучаемых тем. Примеры оформления титульного листа и содержания отчета по изучению дисциплины даны в приложениях А и Б. В приложении В представлен пример списка литературы. Методика работы с книгой и конспектирования изучаемых тем приведены в разделах 4 и 5 методических указаний.
Программа дисциплины
В программе дисциплины “ Управление персоналом“ (УП) отражен проблемный характер постановки изучаемых тем, где обращено внимание на изучение основных положений курса.
Содержание и тематический план дисциплины
Номера тем дисциплины | Наименование раздела, подраздела и их содержание | |
Тема 1 | 1 Персонал автотранспортного предприятия принципы, функции и методы его управления 1.1 Автотранспортное предприятие (АТП) как объект управления 1.2 Основные черты управленческого труда в АТП 1.3 Механизм управления персоналом АТП, его состав и содержание 1.4 Основные принципы, методы и функции управления персоналом АТП Литература: [1 - 6] Вопросы для самопроверки: 1 Раскройте основные понятия системы УП. 2 Что предусматривает организация функционирования предприятия? 3 Назовите основные принципы УП. | |
Тема 2 | 2 Организационная структура управления персоналом АТП и ее кадровое обеспечение 2.1 Принципы построения организационных структур управления и их разновидности. Распределение функций управления 2.2 Методы планирования ресурсного обеспечения деятельности предприятия 2.3 Оперативно-управленческие решения в транспортных системах 2.4 Разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений 2.5 Информационное, техническое и правовое обеспечение систем управления персоналом перевозчика Литература: [1 - 9, 29, 31, 32, 34, 38] Вопросы для самопроверки: 1 Как разрабатываются оперативные планы работы первичных подразделений? 2 Приведите пример организационной структуры управления фирмой, раскройте ее особенности. | |
Тема 3 | 3 Роль персонала автотранспорта в общей системе управления 3.1 Необходимость управления трудовой деятельностью, формы участия персонала в управлении предприятием 3.2 Классификация персонала по категориям 3.3 Стиль руководителя 3.4 Расчет и планирование потребности персонала Литература: [ 6-20, 23 26, 28, 35, 36] Вопросы для самопроверки: 1 Раскройте понятие менеджмента в управлении предприятием. 2 Раскройте корпоративный и индивидуальный стиль руководства фирмой. 3 Роль информационных технологий в деятельности автопредприятий. | |
Тема 4 | 4 Анализ кадрового потенциала перевозчиков и оценка деятельности персонала 4.1 Анализ кадрового потенциала и функции управления персоналом перевозчика 4.2 Типы производства и формы движения предметов труда во времени и пространстве 4.3 Принципы и методы организации нормирования труда 4.4 Кадровая политика и делегирование полномочий Литература: [1 - 7, 12, 16, 17, 22, 24, 25, 27, 30, 39] Вопросы для самопроверки: 1. По каким критериям анализируется кадровый потенциал фирмы? 2. Цель деловой карьеры персонала фирмы. 3. Методика управления предприятием через делегирование полномочий. | |
Тема 5 | 5 Подбор и подготовка персонала для работы в автопредприятии 5.1 Принципы и методы подбора и расстановки кадров 5.2 Психологические аспекты отбора персонала на руководящие должности 5.3 Формирование резерва кадров на автотранспорте 5.4 Профессиональная подготовка руководителей и специалистов автопредприятий 5.5 Аттестация кадров Литература:[1 - 5, 24, 26, 33, 37, 38] Вопросы для самопроверки: 1 В чем проявляется мотивация поведения персонала? 2 По каким критериям подбираются кадры для транспортного производства? | |
Тема 6 | 6 Мотивация поведения персонала АТП в процессе трудовой деятельности 6.1 Взаимоотношения персонала в коллективе 6.2 Основные принципы этики деловых отношений 6.3 Этические нормы и правила поведения персонала в коллективе 6.4 Индивидуальные особенности руководителя и мотивация исполнителей 6.5 Адаптация персонала 6.6 Теория и практика оценки персонала автопредприятия Литература:[1 - 6,19, 21, 37] Вопросы для самопроверки: 1. Каковы основные принципы этики деловых отношений? 2. Что такое формальный и неформальный лидер? 3. Каковы основные формы мотивации персонала при различных стилях управления руководителя? | |
Тема 7 | 7 Конфликты в коллективе 7.1 Особенности природы и виды конфликтов в АТП 7.2 Причины конфликтов и их устранение 7.3 Роль руководителя в профилактике и разрешении конфликтных ситуаций Литература:[1 -6] Вопросы для самопроверки: 1 Почему возникают конфликты в трудовых коллективах? 2 Каким образом руководитель может влиять на течение и разрешение конфликта? |
Работа с книгой
Чтение – это сложный вид речевой деятельности, в котором есть чисто техническая сторона – выработка навыков чтения и скорочтения, и творческая – извлечение из текста необходимой информации.
По степени проникновения вглубь содержания различают чтение:
- для общего впечатления (просмотр текста);
- для понимания общего содержания (знакомство с текстом);
- для изучения максимума заложенного смысла (изучение текста).
Просмотровое чтениеобычно предшествует изучаемому и ознакомительному. Используется в тех случаях, когда необходимо познакомится с содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При просмотровом чтении обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения. Эта информация помогает решить, насколько необходим тот или иной текст.
Ознакомительное (выборочное) чтение используется для выяснения определенных вопросов из нескольких источников, а также для сравнения и сопоставления извлеченной информации, выработки своей собственной точки зрения по данному вопросу.
Изучающее чтение является активным видом чтения, когда вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию. Изучающее чтение нацелено на усвоение главной мысли текста, его цели; на понимание логики доказательств; на поиск ответов на поставленные вопросы. Данный вид чтения требует последовательности в изучении материала – по параграфам, главам, частям; побуждает к составлению собственного мнения о тексте; формирует умение критически воспринимать информацию.
Как нужно читать: чтение должно быть основательным и вдумчивым. Необходимо анализировать прочитанное, выяснять значение неизвестных терминов и понятий, искать ответы на значимые для читателя вопросы. Важно делать выписки всего, что может пригодится в учебной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения. По прочтении необходимо оценить полученную информацию, подойдя к ней критически, а также с позиции значимости для занятий.
Существует несколько алгоритмов чтения:
1 Интегральный алгоритм чтения включает 7 блоков. Такой состав блоков дает возможность выделить полезную информацию в любом по содержанию тексте, независимо от того, к какой отрасли знания он относится. Подчеркнем еще раз особенно важную его специфику: он «отфильтровывает» избыточную информацию, которая в популярных, а иногда и учебных текстах может достигать 75%. Перечислим блоки интегрального алгоритма, на которые следует обращать особое внимание и запоминать:
- наименование источника – название книги, журнала, газеты, учебника и т.д.;
- фамилия автора;
- выходные данные – место и год издания, названные издательства, номер и год выпуска журнала, дата выхода газеты и т.п.;
- основное содержание – главные идеи и положения;
- фактографические данные – факты, цифры, даты, личности, события;
- спорное, критическое – материал, не совпадающий с вашими знаниями и убеждениями, оценки неверных взглядов и воззрений;
- новизна материала и возможность практического использования – все новое, оригинальное, то, что можно применить в учебе и на практике.
2 Дифференциальный алгоритм позволяет сократить время на усвоение смысла и значения текста, «свернуть», аккумулировать информацию. Этот алгоритм включает 3 ступени (этапа) (рис. 2.).
Рисунок 2 – Этапы дифференциального алгоритма
На первом этапевыделяются ключевые слова,которые обозначают объекты, их признаки состояния или действия. Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку каждого абзаца текста. Если абзац играет второстепенную роль, поясняющую, например, то в нем может и не быть ключевых слов.
Навтором этапеосмысления текста, опираясь на ключевые слова, составляются смысловые ряды,в сжатом виде обобщающие содержание материала. Такой процесс можно сравнить с конспектным, только мгновенным и мысленным.
На третьем этапе проводится выявление основного значения текста на основе смысловых рядов.
Осваивая дифференциальный алгоритм, очень важно, особенно на первых порах, не спеша и последовательно выполнять все три операции. Только в этом случае вы постепенно сможете приобрести навык быстрого, почти подсознательного, одновременного с чтением выделения основного значения текста.
При чтении рекомендуются различные способы маркировки того или иного материала для того, чтобы найти или выделить нудное. Можно использовать: закладки с пометками; подчеркивание карандашом; особую знаковую систему.