Как оформлять формулы и уравнения

Оформление курсовой и выпускной квалификационной работы

Методические рекомендации

Сыктывкар 2014

Утверждено учебно-методической комиссией Факультета управления (протокол № от 2014 г.).

Составитель: к.ф.н. Л.В. Гудырева

Оформление научно-исследовательской работы (курсовой, реферата, выпускной квалификационной работы)

В соответствии с требованиями ГОСТов

На сегодняшний день не существует государственных нормативных документов, которые бы специально регулировали оформление собственно курсовой, дипломной, ВКР или любой другой письменной студенческой работы. Однако по сложившейся практике реферат, курсовая, ВКР рассматриваются как научные работы.

В этом качестве оформление названных работ подпадает под действие:

1. ГОСТа 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Основные аспекты оформления НИР содержатся также в следующих документах:

2. ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

3. ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

4. ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

5. ГОСТ 7.80-2000. «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

Общие требования к оформлению работы

В соответствии с ГОСТом 7.32-2001:

1) текст печатается на одной стороне листа бумаги формата А4 через полтора интервала;

2) цвет шрифта – черный;

3) размер шрифта (кегль) – в пределах 12-14;

4) ГОСТ не определяет тип шрифта, но предпочтительнее выбирать Times New Roman. При обозначении различных терминов, заголовков разрешается использовать шрифты разной гарнитуры;

5) размеры полей: правое - не менее 10 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм, левое - не менее 30 мм;

6) страницы работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки;

7) титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится;

8) содержание, введение, заключение, библиографический список и каждый новый раздел начинается с новой страницы.

Как оформлять заголовки?

Согласно ГОСТу 7.32-2001:

1) главы основной части работы не являются структурными элементами. Такими элементами являются содержание, введение, заключение, список использованных источников, приложение и основная часть в целом.

2) заголовки структурных элементов работы располагают в середине строки без точки в конце и печатают прописными буквами без подчеркивания. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой;

3) каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы.

4) главам (разделам, частям) основной части присваивают номера
1, 2 и 3 и печатают с абзацного отступа, точку в конце не ставят.

5) размер абзацного отступа, как и расстояния между заголовками, ГОСТ 7.32-2001 никак не регулирует, но в этом вопросе рекомендуется ориентироваться на ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам», по которому абзацный отступ равен пяти ударам;

6) главы, разделы, части могут делиться на параграфы, которые, в свою очередь, могут делиться на пункты и подпункты (и более мелкие разделы);

7) заголовки подразделов, параграфов, пунктов и подпунктов следует печатать с абзацного отступа строчными буквами с начальной прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

8) номер параграфа состоит из номеров главы и параграфа в главе, разделенных точкой. В конце номера точка не ставится;

9) аналогичным образом нумеруются и пункты в параграфе (например: 2.4.2 Анализ результатов коучинга). В принципе, допускается наличие в главе всего одного параграфа, а в параграфе - одного пункта. В этом случае параграф и пункт все равно нумеруются.

10)переносы слов в заголовках не допускаются;

11)расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 или 4 интервалам (15 мм). Если, например, курсовая или ВКР напечатаны интервалом 1,5, то это значит, что расстояние между заголовком и текстом равно одной пустой строке. Расстояние между заголовками главы и параграфа - 2 интервала (8 мм).

Как оформлять содержание?

Согласно ГОСТу 7.32-2001:

1) заголовок СОДЕРЖАНИЕ пишется заглавными буквами посередине строки без точки;

2) содержание включает введение, наименование всех глав, параграфов, пунктов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы;

Согласно ГОСТу 2.105-95:

1) наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы (ГОСТ 7.32-2001 этот вопрос никак не регламентирует)

Как оформлять титульный лист (Приложение 1)

Согласно ГОСТу 2.105-95:

1) Титульный лист является первой страницей отчета о НИР и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

2) На титульном листе приводят следующие сведения:

- наименование вышестоящей организации (на верхней части листа в центре);

- наименование организации-исполнителя НИР (на верхней части листа в центре);

- наименование работы (посередине листа в центре отдельной строкой);

- должности, ученые степени, ученые звания, фамилии и инициалы руководителей НИР и исполнителей НИР (сбоку справа);

- место и дату составления отчета (в нижней части листа по центру).

В вузах общепринято до наименования (названия) работы указывать жанр НИР (курсовая работа, выпускная квалификационная работа и др.).

Как оформлять рисунки? (Приложение 2)

Согласно ГОСТу 7.32-2001:

1) на все рисунки в тексте должны быть даны ссылки;

2) рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;

3) рисунки нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная, но допускается нумеровать и в пределах раздела (главы). В последнем случае номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например: Рисунок 1.1);

4) подпись к рисунку располагается под ним посередине строки. Слово «Рисунок» пишется полностью;

5) по ГОСТу можно ограничиться только номером (т.е. оставить, например, подпись: Рисунок 2, но вузы практически всегда требуют еще и название. В этом случае подпись должна выглядеть так: Рисунок 2 - Структура фирмы;

6) точка в конце названия не ставится.

7) если в работе есть приложения, то рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например: Рисунок А.3).

Как оформлять таблицы? (Приложение 2)

Согласно ГОСТу 7.32-2001:

1) на все таблицы в тексте должны быть ссылки;

2) таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице;

3) все таблицы нумеруются (нумерация сквозная, либо в пределах раздела - в последнем случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера внутри раздела, разделенных точкой (например: Таблица 1.2);

4) таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например: Таблица В.2);

5) слово Таблица пишется полностью. Наличие у таблицы собственного названия по ГОСТу не обязательно, но вузы требуют его всегда. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (например: Таблица 3 - Доходы фирмы). Точка в конце названия не ставится.

6) при переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таблицы 1);

7) заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов - со строчной буквы;

8) в конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят;

Как оформлять примечания

Согласно ГОСТу 7.32-2001:

1) примечания размещают сразу после текста, рисунка или таблицы, к которым они относятся;

2) примечания можно оформить в виде сноски. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами со скобкой. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками «*». Применять более трех звездочек на странице не допускается. Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева.

3) одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без точки.

Как оформлять формулы и уравнения

Согласно ГОСТу 7.32-2001:

1) формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку;

2) над и под каждой формулой или уравнением нужно оставить по пустой строке. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем этот знак в начале следующей строки повторяют;

3) если нужны пояснения к символам и коэффициентам, то они приводятся сразу под формулой в той же последовательности, в которой они идут в формуле;

4) все формулы нумеруются. Обычно нумерация сквозная. Номер проставляется арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке;

5) формулы в приложениях имеют отдельную нумерацию в пределах каждого приложения с добавлением впереди обозначения приложения, например: (В.2).

Как оформлять приложения

По ГОСТу 7.32-2001:

1) в тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте;

2) каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова ПРИЛОЖЕНИЕ и его обозначения (по издательским нормативам – слово ПРИЛОЖЕНИЕ пишется в правом верхнем углу; можно принять этот момент внутри факультета и пользоваться им).

3) приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Как оформлять список литературы (Приложение 3)

Согласно ГОСТу 7.32-2001:

1) список литературы должен называться «Список использованных источников»;

2) государственного стандарта по оформлению списка литературы нет, но существует общепринятая практика. Например, принято источники в списке литературы располагать в алфавитном порядке. Также устоявшимся правилом можно считать следующий порядок расположения источников:

· книги;

· печатная периодика;

· нормативные акты;

· источники на электронных носителях локального доступа;

· источники на электронных носителях удаленного доступа (т.е. интернет-источники).

Наши рекомендации