Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
Памятка
для студентов направления 080100 «Экономика»,
занимающихся изучением дисциплины «Микроэкономика»
По модульно-рейтинговой системе
Лекции- 35 час
Семинары -70 час
Экзамены (1, 2 семестр)
СРС- 111 час
1. Цели курса «Микроэкономика» и требования к результатам его усвоения
Основными целямикурса «Микроэкономика» являются:
- общеобразовательная первоначальная экономическая подготовка, позволяющая студентам ориентироваться в основных проблемах экономики и дающая возможность самостоятельно продолжить экономическое образование в магистратуре, вести расчетно-экономическую, аналитическую и научно-исследовательскую работу;
- первоначальная профессиональная подготовка, обеспечивающая возможность экономически рационально вести организационно-управленческую, преподавательскую и предпринимательскую деятельность на предприятиях и в учреждениях любой формы собственности;
- формирование современного экономического мышления на основе выработки представлений об окружающем мире, о структуре и функциях основных звеньев экономики, о логике и эффективности экономических процессов, принципах принятия оптимальных экономических решений, правовых и этических основах функционирования и взаимодействия субъектов экономики.
В результате изучения курса «Микроэкономика» в первом и во втором семестрах обучающийся должен:
знать:
- закономерности функционирования современной экономики на микроуровне;
- основные понятия, категории и инструменты микроэкономического анализа;
- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
- методы построения моделей поведения, эконометрических явлений и процессов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов;
-основы расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;
уметь:
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне;
- рассчитывать на основе типовых методик экономические и социально-экономические показатели;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;
- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на микроуровне;
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
владеть:
- методологией экономического исследования;
- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;
- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне.
Содержание дисциплины
В соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса АФ РАНХиГС изучение дисциплины «Микроэкономика» осуществляется в течение первого и второго семестров. Учебным планом предусмотрены следующие формы промежуточного контроля: экзамен в первом и во втором семестрах.
В процессе изучения дисциплины «Микроэкономика» будут рассмотрены следующие темы.
СЕМЕСТР
МОДУЛЬ 1:
Лекции – 8 час.; семинары - 14 час.; СРС – 24 час; 3 теста, домашнее задание
Тема 1. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА:
Основные этапы развития экономической науки. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах. Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы. Формирование и эволюция современной экономической мысли. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Предмет и методология экономической теории.
Тема 2. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ:
Потребности, ресурсы, выбор. Экономический кругооборот. Основные экономические институты. Основные экономические проблемы. Экономические системы общества.
МОДУЛЬ 2:
Лекции – 7 час.; семинары - 16 час.; СРС – 21 час; 2 теста
Тема 3. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОК:
Спрос и предложение. Равновесие на рынке товара. Эластичность спроса и предложения.
Тема 4. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ:
Кардиналистский подход к анализу потребительского поведения. Ординалистский подход к анализу потребительского поведения. Потребительские предпочтения. Бюджетные ограничения. Потребительский выбор. Эффект изменения цены.
СЕМЕСТР
МОДУЛЬ 3:
Лекции – 14 час.; семинары – 22 час.; СРС – 2 час; 3 теста
Тема 5. ФИРМА И ПРОИЗВОДСТВО:
Экономическая природа фирмы. Гражданский кодекс РФ об основных организационных формах предпринимательства. Производство в экономической теории. Производственная функция в долгосрочном периоде
Тема 6. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ:
Экономические издержки производства, их структура и виды. Анализ динамики издержек производства. Выбор факторов производства, минимизирующих издержки
Тема 7. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ:
Сущность, функции, виды и роль в механизме. Функционирования классического рынка. Рыночные структуры. Рынок совершенной конкуренции и его эффективность. Рыночная монополия.
МОДУЛЬ 4
Лекции – 6 час.; семинары - 18 час.; СРС – 1 час; тест
Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
Спрос на факторы производства и правило. Использования ресурсов. Понятие капитала. Рынок капитала и его структура. Спрос, предложение и равновесие на рынке. Заемных средств дисконтирование и правило принятия инвестиционных решений. Рынок труда и заработная плата. Рынок земельных ресурсов и его особенности. Предпринимательство и прибыль. Функции прибыли в экономике. Распределение доходов.
3. Литература и учебно-методические материалы
Основная литература:
1.Микроэкономика: учебник для вузов/С.С. Тарасевич, П.И.Гребенник, А.И.Леусский. – М.:ЮРАЙТ, 2011. – 541 с.
2. Кожекин, Ю.П. Экономическая теория: учебное пособие. /Ю.П.Кожекин, И.Н.Сычева.- Алт.гос.техн.ун-т им. И.И.Ползунова. – 3-е изд. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – 290 с.
3. Носова, С.С. Экономическая теория для бакалавров/С.С.Носова, Новичкова В.И.. – М.:КНОРУС, 2011. - 368 с.
Дополнительная литература:
1. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / коллектив авторов; под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. – 9-е изд., стер. –М.:КНОРУС, 2011. – 624 с.
2 Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики /Р.М.Нуреев. –М.: Норма, 2008. – 576 с.
3. Нуреев, Р.М. Сборник задач по микроэкономике //Р.М.Нуреев. – М.:Норма – Инфра-М, 2002. – 428 с.
4. Симкина, Л.Г. Микроэкономика для бакалавров: учеб. Пособие /Л.Г.Симкина. – М.:КНОРУС, 2011. – 368 с.
5. Сычева, И.Н. Практикум по микроэкономике /И.Н.Сычева, Ю.А.Тихомирова; Алтайский филиал РАНХиГС. – Барнаул: АЗБУКА, 2013. – 133 с.
6. Экономическая теория. Микроэкономика -1,2 /Под ред. Г.П.Журавлевой. Изд-во: Дашков и Ко, 2011. – 936 с.
4. Методические рекомендации по применению МРС при изучении дисциплины «Микроэкономика»
Модульно –рейтинговая система организации образовательного процесса и оценки качества учебной деятельности студентов (далее МРС) нацелена на улучшение качества образовательного процесса за счет повышения мотивации обучающихся к максимально успешному освоению образовательной программы и объективности выставляемых оценок. В соответствии с требованиями МРС
Для оценки знаний студентов по курсу «Микроэкономика» используется 100-балльная шкала рейтинговых оценок.Это означает, что на всех этапах и во всех формах оценки учебной деятельности студентов в ходе освоения ими дисциплины (при проведении внутрисеместровых контрольных испытаний, экзаменов и т.д.) наряду с традиционными вузовскими оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» используются более дифференцированные рейтинговые показатели в 100-балльной шкале. Алгоритм пересчета 100-балльной рейтинговой оценки в академическую 4-х балльную представлен в таблице 1.
Таблица 1. - Пересчет 100-балльной рейтинговой оценки в академическую (4-балльную).
100-балльная шкала | Традиционная шкала |
0÷49 | неудовлетворительно |
50÷74 | удовлетворительно |
75÷84 | хорошо |
85÷100 | отлично |
Традиционная шкала используется только в зачётных книжках.
В любой период изучения курса «Микроэкономика» успеваемость студента оценивается также в 100-балльной шкале в виде текущего рейтинга , который вычисляется по формуле: ,
где Ri – рейтинговая оценка за i-ое контрольное испытание ( ), pi – вес этого контрольного испытания ( ), а суммирование проводится по всем контрольным испытаниям с начала семестра до времени вычисления .
В таблице 2 представлен график запланированных на 1 и 2 семестры контрольных испытаний по курсу «Микроэкономика».
Таблица 2. - График контрольных испытаний по дисциплине «Микроэкономика»
Семестр
Тема | Контрольное испытание | Вес в итоговом рейтинге |
1 семестр | ||
1. Экономика как наука | Тест* | 0,1 |
Домашняя работа** Тест по истории экономических учений | 0,15 0,1 | |
2. Базовые экономические понятия | Тест | 0,1 |
3. Спрос, предложение и рынок | Тест | 0,15 |
4. Поведение потребителя в рыночной экономике | Тест | 0,1 |
Экзамен *** | 0,3 | |
2 семестр | ||
5. Фирма в рыночной экономике | Тест* | 0,1 |
6. Производство и издержки | Домашняя работа ** Тест | 0,1 0,15 |
7. Конкуренция и монополия | Тест | 0,15 |
8. Рынок факторов производства | Тест | 0,1 |
Экзамен *** | 0,4 |
Примечания:
* Все тесты проводятся в течение 80 мин. и включают 10 заданий.
** Каждый студент выполняет домашнюю работу: в первом семестре - по истории экономических учений (объем работы не более 5 печатных листов формата А-4); во втором - в виде расчетного задания по видам издержек производства фирмы. Переписывание домашней работы с целью повышения оценки не разрешается.
*** На экзамене в течение 60 мин. каждый студент выполняет по 8 заданий из разных тем, аналогичных заданиям, включенным в тесты текущего контроля, а также решает две задачи. К экзамену допускаются студенты, не имеющие задолженностей по всем контрольным точкам.
Результат тестов текущего и итогового контроля оценивается по 100-балльной системе следующим образом:
все ответы правильные – 100 баллов
1 ответ неправильный – 90 баллов
2 ответа неправильные – 80 баллов
3 ответа неправильные – 70 баллов
4 ответа неправильные – 60 баллов
5 ответов неправильные – 40 баллов
6 ответов неправильные – 30 баллов
7 ответов неправильные – 20 баллов
8 ответов неправильные – 15 баллов
9 ответов неправильные – 10 баллов
10 и более ответов неправильные – 0 баллов
Зная свои оценки и их веса, студент имеет возможность самостоятельно вычислять значение текущего рейтинга по курсу «Микроэкономика».
Значения текущего рейтинга доводятся до сведения студентов в период аттестаций текущей успеваемости, а также перед итоговым испытанием (экзаменом), когда превращается в семестровый рейтинг по дисциплине .
В текущей рейтинговой оценке учитывается также академическая активность студентов на семинарских занятиях. Поощрительные баллы (бонусы) за активное участие в семинарских занятиях (выступления, доклады, обсуждение конкретных ситуаций и др.) - Ба начисляются преподавателем индивидуально каждому студенту и могут составить за семестр до 10 баллов.
Кроме того, посещаемость занятий также оценивается дополнительными баллами Бп, определяемыми по схеме:
где П - процент посещений студентом обязательных занятий по дисциплине от общего числа обязательных занятий с начала семестра.
Дополнительными баллами стимулируется также научно-исследовательская работа студентов, их участие в олимпиадах по предмету, выступления на научных студенческих конференциях и т.д. - Бн (до 10 баллов).
Порядок вычисления суммарного семестрового рейтинга определяется по формуле:
= + Ба + Бп + Бн
Повышение семестрового рейтинга по учебной дисциплине до начала экзаменационной сессии может быть достигнуто за счёт пересдач контрольных испытаний после получения на них неудовлетворительных оценок (в соответствии с регламентом пересдач, зафиксированным в п. 5 памятки).
Студенты, имеющие по результатам систематической и успешной работы в семестре высокие значения семестрового рейтинга , обеспечивают себе значительные преимущества в период сдачи экзаменов. Автоматически, без экзаменационного испытания, итоговая оценка по микроэкономике выставляется студентам, успешно выполнившим все контрольные точки учебного плана и получившим семестровый рейтинг не менее 85 баллов.
Итоговый рейтинг по микроэкономике с учетом сдачи экзамена вычисляется по формуле:
где α – вес итогового испытания , а - его рейтинговая оценка.
Последняя формула для расчёта применяется только в случае, когда студент допущен к экзамену и сдал его с положительной оценкой (более 39 баллов). Если на экзамене получена неудовлетворительная оценка (39 баллов и менее), то
Пример вычисления суммарного рейтинга R. Пусть студент Петров Иван Васильевич в первом семестре получил следующие оценки по текущим контрольным испытаниям по микроэкономике:
тест по теме 1 – 50 баллов,
дом. работа - 70 баллов
тест по ИЭУ - 50 баллов
тест по теме 2 – 60 баллов,
тест по теме 3 – 70 баллов,
тест по теме 4 – 80 баллов,
оценка за тест на экзамене – 80 баллов.
На 1-й аттестации (после изучения тем первого модуля) его текущий рейтинг равен: Rтек = (50х0,1 + 70х0,15 + 50х0,1 + 60х0,1) / (0,1 + 0,15 + 0,1 + 0,1) = 26,5 / 0,45 = 59
Перед началом сессии вычисляется семестровый рейтинг:
Rтек = (50х0,1 + 70х0,15 + 50х0,1 + 60х0,1 + 70х0,15 + 80х0,1) / (0,1х4 + 0,15х2) = 64
За семестр студент посетил 85% обязательных занятий, поэтому БП=8
За активность на семинарских занятиях студент получает бонусы в размере 10 баллов.
Итого, суммарный семестровый рейтинг равен:
= 59 + 10 + 8 = 77
Итоговый рейтинг, учитывающий экзамен:
=77 х (1 – 0,3) + 80 х 0,3 = 78
В зачётку выставляется оценка «хорошо».
Так как по учебному плану дисциплина «Микроэкономика» изучается в двух первых семестрах, то в приложение к диплому вносится одна усреднённая оценка – финальное значение рейтинга по дисциплине :
,
где – итоговый рейтинг по дисциплине в i-ом семестре, Ti – трудоёмкость (в зачетных единицах) дисциплины в i-ом семестре. Трудоемкость курса «Микроэкономика» в соответствии с учебным планом АФ РАНХиГС составляет в первом семестре 3,5 зачетных единицы или 126 академических часов), а во втором – 2,5 зачетных единицы (90 академических часов).
Например, если итоговый рейтинг студента в первом семестре составил 78 баллов, а во втором - 85 баллов, то = (78х3,5 + 85х2,5) / 6 = 485,5/6 = 81 балл («хорошо»).