Лава 3. Практическая программа Дж.М.Кейнса.

Дж.Кейнс и его последователи считали, что государство должно способствовать

выводу экономики из кризиса, проводя экспансионистскую финансовую и денежно-

кредитную политику. Иначе говоря, в периоды кризиса автор концепции

рекомендует расширять государственные расходы, стимулировать инвестиционные

расходы частного сектора через снижение налогов, низкую ставку процента

("политика дешевых денег") и т.п.

Ведущая роль государства в выводе экономики из кризиса определяется тем, что

в краткосрочном периоде стимулировать предложение бессмысленно. Никто не

будет наращивать производство при низком совокупном спросе.

Определив объем государственного регулирования, Кейнс дал и ответ на вопрос,

какими методами и как его регулировать.

Решающим компонентом эффективного спроса Кейнс, как говорилось выше, считал

инвестиции. Их стимулированию он уделял первостепенное внимание. В его книге

рекомендуется использовать в этих целях денежно-кредитную и бюджетную

политику государства.

Во-первых, необходимо способствовать снижению ставок ссудного процента,

обеспечив достаточное количество денег путем отказа от широкой денежной

эмиссии. Возможность инфляционного роста цен Кейнса не пугала. Он считал, что

инфляция, в особенности если она имеет контролируемый характер, меньшее зло,

чем безработица.

Во-вторых, государство должно за счет бюджетных средств осуществлять

капитальные вложения в развитие государственного сектора, организовывать

общественные работы (строительство дорог, мостов, ремонт общественных зданий

и т.п.), расширять программы помощи нуждающимся. Все это будет способствовать

росту занятости, доходов и, в конечном счете, совокупного спроса. Теория

Кейнса, таким образом, тесно связана с практикой, с постановкой задач

государственной экономической политики и в этом смысле означала поворот к

традициям немарксистской политической экономики.

Итак, решающей компонентой эффективного спроса Кейнс считал инвестиции,

уделяя их стимулированию первостепенное внимание. В его книге рекомендуются

два основных метода увеличения инвестиций: денежно-кредитная и бюджетная

политика.

Первый метод заключается во всемерном понижении ставки процента, чтобы

уменьшить нижний предел эффективности будущих капиталовложений и сделать их

более привлекательными. Однако денежная политика, как уточнял Кейнс,

недостаточна в условиях полного спада, ибо она не обеспечивает должного

восстановления уверенности в предпринимательской сфере. Кроме того,

эффективность денежной политики объективно ограничена, т.к. за определенным

порогом, по мнению Кейнса, экономика может очутиться в так называемой

"ловушке ликвидности", при которой увеличение денежной массы практически не

снижает норму процента. Поэтому политика на денежном рынке должна быть

дополнена активной бюджетной политикой, или "социализацией инвестиций". Под

"социализацией инвестиций" Кейнс подразумевал активное финансирование,

кредитование частных предпринимателей из государственного бюджета. В целях

увеличения объема ресурсов, необходимых для увеличения частных

капиталовложений, предусматривалась также организация государственных закупок

товаров и услуг.

Такой канал стимулирования эффективного спроса, как потребление, имеет в

практических рекомендациях экономиста подчиненный характер. Он утверждал, что

стимулировать потребление целесообразно лишь после того, как достигнута

стадия инвестиционного насыщения. Главным фактором воздействия на рост

склонности к потреблению Кейнс считал организацию общественных работ, а также

потребление государственных служащих.

Однако в ряде мест своего главного труда Кейнс повторял мысль о

целесообразности уменьшения имущественного неравенства, перераспределения

части доходов в пользу малоимущих слоев, ибо при низком доходе склонность к

потреблению повышается, а следовательно, эффективность государственной

поддержки населения ощущается сильнее.

Частичное перераспределение доходов в пользу бедных могут опять-таки

стимулировать инвестиции благодаря росту потребления. Они играют также роль

экономического стабилизатора, важность которого стала очевидной после

1929г.(теория балансового колеса).

Пожалуй, взгляды Кейнса стали в этом отношении частью современной

экономической практики, что бы ни говорилось в теории. Если в 1929г. расходы

и доходы правительства США составляли 2.5% ВНП, то во второй половине ХХ в.

Они никогда не опускались ниже 20% ВНП. Это и сделало невозможным повторение

Великой депрессии 1929г

Более сложным является вопрос об отношении Кейнса к программе снижения

заработной платы. Общеизвестны его выступления против неоклассических

рецептов сокращения безработицы путем уменьшения заработков рабочих.

(Реальная заработная плата - важнейшая составляющая потребительских расходов,

и ее падение неблагоприятно сказывается на объеме эффективного спроса).

Известно и то, что в ряде мест Кейнс признавал возможность расширения

эффективного спроса через понижение оплаты труда. Но автор "Общей теории"

делал при этом одну существенную оговорку: такое понижение может дать эффект

лишь в том случае, если увеличит склонность к потреблению и уменьшит норму

процента относительно предельной эффективности капитала

Профсоюзы же Кейнс рассматривал как своеобразные торговые агенты по продаже

труда и принимал их неизбежную реальность. Он учитывал также, что сокращение

заработной платы связано со значительными социальными трудностями, и

рекомендовал стремиться к желаемому результату иными путями - опять-таки

через банковскую и бюджетную политику.

Таким образом, программа Дж.М.Кейнса дествительно была нацелена в первую

очередь на достижение практических результатов, о чем говорит его широкая

программа государственного вмешательства в экономику и вывода конкретной

страны из кризиса. Его программа была не единажды реализована на практике: в

конце 30-х годов кейнсианство становится господствующей доктриной в науке и

экономической политике. Реализация его идей, в известной мере, обеспечила

подъем Запада в 40-60-х годах и долговременную стабилизацию капитализма.

Заключение.

Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику

трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Дж.М.Кейнса способствовали

появлению нового раздела экономической теории - макроэкономики. Введенный им

инструментарий лег в основу макроэкономического анализа и, постоянно

совершенствуясь, успешно служит целям этого анализа. За прошедший период в

сфере макроанализа выдвинуто немало новых теорий, в том числе и критикующих

воззрения Кейнса. Немало, впрочем, и тех, которые лежат в русле кейнсианских

идей.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Дж.М.Кейнса,

когда соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий

регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира

после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала

смягчению циклических колебаний.

К тому же кейнсианская концепция явилась теоретическим обоснованием нового

подхода к роли государства в рыночной экономике. В отличие от классической

идеи о нейтральности государства в ней доказана необходимость координирующего

вмешательства государства. Идея о необходимости государства в рыночную

экономику для достижения "полной занятости без инфляции" утвердилась в

общественном сознании и государственной экономической политике в послевоенный

период.

Для истории становления и развития рыночной экономики характерно постоянное

чередование периодов расширения роли государства в экономике и периодов ее

относительного сужения. На решение вопросов о границах и направлениях

государственного воздействия на экономику большое влияние оказывают

политические и социальные предпочтения правящих партий. Обычно в период

господства консервативных и либеральных партий сфера деятельности государства

в экономике сокращается. С приходом к власти партий левых направлений функции

государства в экономике начинают трактоваться более «расширительно».

Однако важно подчеркнуть, что вне зависимости от изменения теоретических

представлений или политических ситуаций на протяжении всего послевоенного

периода шел поиск путей, при которых макроэкономическая роль государства

обеспечивала бы условия нормального функционирования рынка как основы

рационального хозяйствования.

Очевидно, что России предстоит найти свои формы наиболее оптимального

сочетания государственного взаимодействия на экономику с интересами бизнеса и

трудящихся в рамках свободной рыночной экономики.

Наши рекомендации