Организация выполнения дипломной работы

Процесс подготовки и выполнения дипломной работы включает несколько основных этапов:

· выбор темы дипломной работы

· подача заявления о закреплении выбранной тему дипломной работы;

· выбор методики исследования и работа над литературой и другими источниками информации;

· сбор материалов, составление библиографии, анализ и обобщение собранного материала;

· проверка текста работы по мере написания отдельных разделов научным руководителем;

· доработка отдельных частей работы с учётом замечаний научного руководителя;

· письменное изложение результатов исследования и формулировка выводов;

· внесение исправлений и литературная обработка руко­писи;

· оформление дипломной работы, перепечатка на персональном компьютере, брошюровка работы;

· представление на отзыв руководителю законченной работы;

· направление допущенной к защите работы на рецен­зию;

· подготовка к защите: написание текста выступления, отбор и оформление иллюстративного (графического) мате­риала, выносимого на защиту.

· защита дипломной работы.

После утверждения темы дипломной работы составляется и выдается студенту задание на выполнение дипломной ра­боты (стандартной формы), которое подписывается ру­ководителем, студентом и утверждается заведующим выпус­кающей кафедрой. Задание выдается не позднее четырех ме­сяцев до окончания университета.

Решением выпускающей кафедры утверждается и дово­дится до студентов календарный план-график выполнения дипломных работ с указанием очередности выполнения от­дельных этапов.

В случае необходимости по предложению руководителя дипломной работы заведующий кафедрой имеет право при­глашать консультантов по отдельным разделам дипломной работы за счет лимита времени, отведенного на руководство дипломной работой. Консультант дает рекомендации студенту, проверяет соответствующую часть выполненной им работы и подтверждает ее визированием.

Успешное выполнение дипломной работы предполагает обстоятельное и творческое изучение литературных ис­точников, критический подход к нормативным документам (законам, инструкциям, постановлениям, положениям, ука­заниям, стандартам), действующей практике по проблеме дипломного исследования.

Подбор литературных источников студенту целесообразно производить самостоятельно. При подборе литературы сле­дует обращаться к предметным каталогам и библиографи­ческим справочникам, специальным каталогам рефератов, диссертаций, периодической печати, использовать ссылки на опубликованные работы, имеющиеся в монографиях, брошю­рах, статьях.

Желательно обращаться к изданиям последних лет, так как в них наиболее полно освещена теория и практика иссле­дуемой темы. Список литературы должен быть согласован с руководителем дипломной работы.

Изучая литературу и другие материалы по теме ис­следования, дипломник делает на отдельных листах или кар­точках выписки необходимой информации для дипломной ра­боты. При этом целесообразно фиксировать, из какого источ­ника взят материал и в какой части дипломной работы его следует использовать. Дословные тексты обязательно надо брать в кавычки как цитату и указывать полное наимено­вание, место и год издания, а также страницу источника.

При изучении и конспектировании литературы следует проводить отбор и группировку полученных из литературы сведений. Это необходимо для того, чтобы в процессе после­дующей работы над темой исследования было легко анали­зировать и сопоставлять различные точки зрения авторов по дискуссионным вопросам и формировать свое отношение к ним.

Важным этапом самостоятельной работы по выполнению дипломного исследования является сбор, обработка, систе­матизация и анализ фактического материала. Сбор факти­ческого материала производится студентами во время пред­дипломной практики.

Прежде чем начать сбор фактического материала, необ­ходимо совместно с научным руководителем заранее проду­мать и определить, какие показатели надо подвергать изу­чению, за какой период и в каком объеме, какие проводить эксперименты и т. д. Собранный фактический материал оце­нивается с точки зрения его достоверности, надежности и точности, систематизируется и оформляется в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем и т. п.

Дипломная работа, в принципе, может стать продолжением и развитием курсовых или одной из них, если взять за основу или за отправной пункт иссле­дования ее идеи, накопленные научные материалы. В таком случае происходит переход на новый теоретический уровень разработки той же проблемы. Можно даже использовать основной текст курсовой работы в качестве одной из глав, произведя в нем необходимые изменения, чтобы согласовать его с общим замыслом диплома.

Наши рекомендации