Методологические основы расчета и анализа статистических показателей

Социально-экономические явления и процессы в отрасли связи, как и в других отраслях национальной экономики, изучаются с помощью статистических обобщающих показателей. Статистика должна найти выражение любым процессам и явлениям, применив для этого в конкретных условиях соответствующую систему статистических показателей.

Система статистических показателейсостоит из совокупности взаимосвязанных показателей, имеющая одноуровневую или многоуровневую структуру и нацеленную на решение конкретной задачи. В статистике связи система показателей – это комплекс статистических характеристик, необходимых для целей управления в секторе связи и информатизации на различных иерархических уровнях (отрасль, организация), по разным территориям (страна, округ, область, город, село), информационно-технологическим системам и сетям электрической и почтовой связи.

Систему статистических отраслевых показателей используют в отраслевом анализе для прогнозирования будущего развития связи и информатизации, а также принятия управленческих решений различного характера.

Статистический показатель представляет собой обобщенную количественную характеристику социально-экономических явлений и процессов в единстве с их качественной определенностью. В статистическом показателе различают его содержание и размер.

Содержание показателя раскрывает его качественную определенность, т.е. сущность экономической категории, которую он характеризует.

Размер или количественная мера показателя – это его цифровое (числовое) выражение в различных единицах измерения. Так, объем услуг связи измеряется количеством переданных писем, телеграмм, продолжительностью соединений в минутах, объемом переданной информации в Кбайтах.

Цифровое выражение получают также различные соотношения и связи в виде относительных величин, коэффициентов, долей единицы, процентов.

В зависимости от содержания, формы выражения, методики расчета, охвата временных и пространственных объектов статистические показатели классифицируются по различным признакам классификации.

Количественные показатели характеризуют прямые непосредственные результаты статистического наблюдения. На их основе рассчитываются объемные и сетевые, стоимостные и натуральные показатели развития связи.

Качественные показатели необходимы для характеристики уровня удовлетворения потребностей клиентуры в услугах и средствах связи, качества услуг и обслуживания, эффективности использования трудовых ресурсов и основных производственных фондов, изменений в качественной структуре спроса и предложения услуг, доходов и затрат, технологической структуры оборудования и каналов связи.

Прогнозно-аналитическая работа организаций связи невозможна без натуральных и стоимостных показателей, при этом каждой из названных групп присущи свои преимущества.

Конкретные результаты деятельности организаций связи выражают через натуральные показатели. С их помощью в статистике характеризуют уровни удовлетворения потребности в услугах и средствах связи, номенклатурный состав услуг и доходов связи.

Стоимостные показатели, измеряющие результаты производственно-финансовой деятельности в денежном выражении, обладают свойством сопоставимости разнородных показателей. Они участвуют в обобщении, агрегировании системы показателей, расчете сводных и обобщающих показателей и формировании экономических показателей эффективности (производительности труда, доходности инвестиций, себестоимости услуг). На основании стоимостных показателей выявляются тенденции развития отрасли, подотраслей, организаций связи, изменения качественной структуры услуг, технологической и воспроизводственной структуры основных средств, технического и технологического уровня производства.

Для обобщающей характеристики массовых социально-экономических явлений наряду с абсолютными величинами применяются относительные показатели. Относительными величинами характеризуют основные свойства и особенности общественных явлений.

Наши рекомендации