Субъекты административного права
(участники административно-правовых отношений)
o Госслужащие
§ Гражданские
§ Военнослужащие
· Деятельность регламентируется Уставами (плюс форма: Устный приказ)
· По иному нормируется риск
· Формализуется присягой
§ Правоохранительные органы
· По иному нормируется риск
· Формализуется присягой
o Субъекты разрешительной системы (получающие разрешение) – приобретение специальных прав (и обязанностей)
§ Автомобиль
§ Оружие
§ Иные лицензии
o Жители территорий с особым административно-правовым режимом (закрытые административно-территориальные образования)
o Субъекты административной опеки (сироты, инвалиды, беженцы, вынужденные переселенцы, лица, отбывающие условный срок, лица с непогашенной судимости, недееспособные граждане)
Государственные – негосударственные
Государственные:
1) Органы государственное власти
a. Федеральные
b. Субъектные
c. Иные
2) Государственные предприятия, учреждения и объединения
3) Структурные подразделения, наделенные специальной компетенцией
Негосударственные предприятия
1) Партии (в юрисдикции МинЮста) - приобретение А-П статуса
2) Трудовые коллективы (под эгидой Профсоюзов)
3) Коммерческие структуры
4) Органы местного самоуправления
Система административного права
В АП выделяется две части:
1) Общая часть
a. Нормы, которые охватывают все управленческие аспекты деятельности органов исполнительной власти (9 институтов)
i. Принципы государственного управления
Пример: теория государственного капитализма
Оплачивают социальную сферу частные лица
Государство оставляет за собой ключевые отрасли (то, н чем можно зарабатывать, не вкладывая значительные средства)
ii. Формы и методы государственного управления
1. Лицензирование
2. Гос контроль
3. Стандартизация
4. прочее
iii. Государственная служба
iv. Административно-правовой статус физических лиц (граждан)
Особый режим перемещения высших должностных лиц
ЧС
v. Административно-правовой статус негосударственных объединений, организация их служащих
1. придание и обеспечение его
2. регистрация
vi. Административно-правовой статус органов исполнительной власти
vii. Законность управления
1. Административный надзор
2. Прокурорский надзор
viii. Институт актов государственного управления
ix. Управление в межотраслевых сферах
2) Особенная часть
a. Нормы, действующие в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти
i. Регулирование социально-культурной сферы
ii. Регулирование административно-политической деятельности
iii. Регулирование управления в хозяйственной сфере
Права и обязанности:
· Абсолютные и относительные
· Общие и специальные права
ОРГАНЫ ИСПОНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Имеют следующие особенности А-П статуса:
1) подзаконный характер деятельности
2) право издания правовых актов
a. Основные акты – ведомственные
b. Вертикальная подотчетность и подконтрольность
i. формирование вертикали власти в начале 2000-ных
3) оперативная самостоятельность в пределах собственной компетенции
Признаки органов исполнительной власти:
1) Осуществление управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности
2) Наделение государственно-властными полномочиями
3) Сфера компетенции
4) Наличие внутренней организационной структуры
5) Подконтрольность органу исполнительной власти
Классификация органов исполнительной власти:
1) В соответствии с территориальным государственным устройством
a. Федеральные
b. Федеральных округов
c. Субъектов федерации
d. Территориальные органы
e. Межтерриториальные
f. Смешанные
2) По порядку образования:
a. Избираемые
b. Образуемые
3) По порядку разрешения вопросов:
a. Коллегиальные
b. Единоначальные
4) По характеру объема компетенции
По источникам финансирования