Субъекты административного права

(участники административно-правовых отношений)

o Госслужащие

§ Гражданские

§ Военнослужащие

· Деятельность регламентируется Уставами (плюс форма: Устный приказ)

· По иному нормируется риск

· Формализуется присягой

§ Правоохранительные органы

· По иному нормируется риск

· Формализуется присягой

o Субъекты разрешительной системы (получающие разрешение) – приобретение специальных прав (и обязанностей)

§ Автомобиль

§ Оружие

§ Иные лицензии

o Жители территорий с особым административно-правовым режимом (закрытые административно-территориальные образования)

o Субъекты административной опеки (сироты, инвалиды, беженцы, вынужденные переселенцы, лица, отбывающие условный срок, лица с непогашенной судимости, недееспособные граждане)

Государственные – негосударственные

Государственные:

1) Органы государственное власти

a. Федеральные

b. Субъектные

c. Иные

2) Государственные предприятия, учреждения и объединения

3) Структурные подразделения, наделенные специальной компетенцией

Негосударственные предприятия

1) Партии (в юрисдикции МинЮста) - приобретение А-П статуса

2) Трудовые коллективы (под эгидой Профсоюзов)

3) Коммерческие структуры

4) Органы местного самоуправления

Система административного права

В АП выделяется две части:

1) Общая часть

a. Нормы, которые охватывают все управленческие аспекты деятельности органов исполнительной власти (9 институтов)

i. Принципы государственного управления
Пример: теория государственного капитализма
Оплачивают социальную сферу частные лица
Государство оставляет за собой ключевые отрасли (то, н чем можно зарабатывать, не вкладывая значительные средства)

ii. Формы и методы государственного управления

1. Лицензирование

2. Гос контроль

3. Стандартизация

4. прочее

iii. Государственная служба

iv. Административно-правовой статус физических лиц (граждан)
Особый режим перемещения высших должностных лиц
ЧС

v. Административно-правовой статус негосударственных объединений, организация их служащих

1. придание и обеспечение его

2. регистрация

vi. Административно-правовой статус органов исполнительной власти

vii. Законность управления

1. Административный надзор

2. Прокурорский надзор

viii. Институт актов государственного управления

ix. Управление в межотраслевых сферах

2) Особенная часть

a. Нормы, действующие в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти

i. Регулирование социально-культурной сферы

ii. Регулирование административно-политической деятельности

iii. Регулирование управления в хозяйственной сфере

Права и обязанности:

· Абсолютные и относительные

· Общие и специальные права

ОРГАНЫ ИСПОНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Имеют следующие особенности А-П статуса:

1) подзаконный характер деятельности

2) право издания правовых актов

a. Основные акты – ведомственные

b. Вертикальная подотчетность и подконтрольность

i. формирование вертикали власти в начале 2000-ных

3) оперативная самостоятельность в пределах собственной компетенции

Признаки органов исполнительной власти:

1) Осуществление управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности

2) Наделение государственно-властными полномочиями

3) Сфера компетенции

4) Наличие внутренней организационной структуры

5) Подконтрольность органу исполнительной власти

Классификация органов исполнительной власти:

1) В соответствии с территориальным государственным устройством

a. Федеральные

b. Федеральных округов

c. Субъектов федерации

d. Территориальные органы

e. Межтерриториальные

f. Смешанные

2) По порядку образования:

a. Избираемые

b. Образуемые

3) По порядку разрешения вопросов:

a. Коллегиальные

b. Единоначальные

4) По характеру объема компетенции

По источникам финансирования

Наши рекомендации