Определение потребности в материально-технических ресурсах
Производственная программа АТП по эксплуатации подвижного состава должна быть обеспечена необходимыми материально – техническими ресурсами.
Исходными данными для расчета потребности в ресурсах являются планируемые данные о пробеге и транспортной работе подвижного состава в разрезе используемых марок и действующие нормы расхода материальных ресурсов.
Потребность в материально – технических ресурсах рассчитывается:
1. Определяется потребность в топливе.
Общая потребность в топливе складывается из основной и дополнительной. При определении основной потребности учитываются вид осуществляемых перевозок, тип и марка подвижного состава, Расчеты ведутся по следующим формулам:
Для бортовых автомобилей и автопоездов, осуществляющих грузовые сдельные перевозки
Ртi = 0,01 ( Нsапi * Li + Hwi * Wi ) * ( 1 + 0,01 * D )
где Ртi - нормативный расход топлива автомобиля i-й марки, л., или куб.метры;
Li - пробег автомобиля i -й марки или автопоезда, км.;
Нsапi - норма расхода топлива на пробег автопоезда Нsапi = Нsi + Hgi * Gпрi , л./100 км
или куб.м.\100 км ( где Нgi - норма расхода топлива на дополнительную
массу прицепа или полуприцепа, л\100 т.км. или куб.м/100 т.км.);
Hsi - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля i –й марки л\100 км или
куб.м\100 км;
Hwi - норма расхода топлива на транспортную работу, л\100 т.км. или куб.м\100 т.км;
Wi - обьем транспортной работы. ткм; ( Wi = Gгрi * Lгрi, где Gгрi - масса груза, Lгрi -
пробег с грузом )
Gпр - собственная масса прицепа или полуприцепа. т.;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение ) к
норме в процентах.
Для самосвалов, осуществляющих грузовые сдельные перевозки
Ртi = 0,01 * Hsапсi * Li * ( 1 + 0 01 * D ) + Hzi * Zi
где Hsапсi - норма расхода топлива самосвального автопоезда i – й марки
л\100 км.; ( Hsапсi = Нsi + Нwi * ( Gпрi + 0 ,5qi ), л\100 км
Hsi - базовая норма расхода топлива автомобиля-самосвала с учетом
транспортной работы, л\100 км.;
Li - пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hwi - норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную
массу прицепа или полуприцепа, л\100 т.км или куб.м\100 км.;
Hzi - дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом
автомобиля – самосвала, л.;
Zi - количество ездок с грузом за смену;
Gпрi - собственная масса прицепа, полуприцепа, т;
qi - грузоподъемность прицепа, т.;
При определении дополнительной потребности топлива учитывается увеличение расхода топлива на внутригаражные нужды, который принимается равным 0,5% от основного расхода топлива с учетом надбавки на зимний период.
Тогда общая потребность в топливе будет определяться как сумма основной и дополнительной потребности топлива исходя из видов перевозок, типов и марок подвижного состава.
Для АТП в целом расход топлива составит ( Рт\об )
Рт\об = i
2. Рассчитывается потребность АТП в смазочных и обтирочных материалах.
Потребность АТП в смазочных материалах определяют исходя из установленных нормативов расхода по каждому виду смазки. Используемые при этом нормы расхода установлены из расчета на каждые 100 л топлива.
Расчеты осуществляются по следующим формулам:
Рмi = Рт\обi * 0,01 * Нмi ; Рм = i
Ртмi = Рт\обi * 0,01 * Нтмi ; Ртм = i
Рспi = Рт\обi * 0,01 * Нспi ; Рсп = i
Рплi = Рт\обi * 0,01 * Нплi ; Рпл = i
где Рмi, Рм - расход моторного масла, л.;
Ртмi, Ртм - расход трансмиссионного масла, л.;
Рспi, Рсп - расход специального масла, л.;
Рплi, Рпл - расход пластичных смазок, кг.;
Нмi - действующая норма расхода моторного масла, л.;
Нтмi - действующая норма расхода трансмиссионного масла .л.;
Нспi - действующая норма расхода специального масла, л.;
Нплi - действующая норма расхода пластичных смазок, кг.;
Потребность АТП в обтирочных материалах определяется следующим образом:
Робтi = Ассi * αв * 36 ; Р обт = i
3. Определяется потребное количество шин ( Nш ).
Расчет осуществляется по следующим формулам
Nшi = Nш = mi
где ni - количество шин на автомобиле (автопоезде) i -й марки без учета запасного, ед.;
Lшi - нормативный пробег шин до списания на автомобиле i -й марки, тыс.км.;
Кmi - коэффициент перепробега шин, Кmi = 2,15.
4.Рассчитывается потребность в материалах для ТО и ремонта автомобиля или автопоезда и запасных частях ( в стоимостном выражении ).
Расчеты осуществляются по следующим формулам:
Pмi = 0,001 * Li * Hмi ; Рм =
Рзчi = 0,01 Нзчi * ( 0,5 Liн + 0 75 * Liд + Liп ) ; Рзч = .
где Рмi , Рм - расход материалов для ТО и ТР автомобилей, руб.;
Рзчi Рзч - расход запасных частей для ремонта автомобилей, руб.;
Нмi - норма расхода материалов для автомобиля -й марки, руб.;
Нзчi - норма расхода запасных частей для автомобиля -й марки;
Liн - пробег новых автомобилей i -й марки, тыс.км.
Liд - пробег автомобилей i -й марки, прошедших замену двигателя, тыс.км.;
Liп - пробег автомобиля i-й марки, прошедшего капитальный ремонт, тыс.км.
Соотношение новых автомобилей, прошедших замену двигателя и капитальный ремонт, устанавливается студентом самостоятельно.
Результаты расчетов потребности в материально – технических ресурсах заносится в таблицу 4
Таблица 4
Потребность в материально-технических ресурсах
Наименование показателя | Марки подвижного состава | Всего по АТП | |||
Пробег автомобилей, тыс. км | |||||
Расход топлива с учетом экономии, тыс.л | |||||
Расход масла двигателя, тыс.л | |||||
Расход трансмиссионного масла, тыс.л | |||||
Расход консистентной смазки, тыс.л | |||||
Расход обтирочных материалов, тыс.кг | |||||
Потребное количество шин, тыс | |||||
Расход материалов, тыс. руб. | |||||
Расход запасных частей, тыс. руб. |