Новейшая историческая школа

Новейшая историческая школа складывалась в тридцатых годах ХХ в., ее теоретиками являлись Вернер Зомбарт(1863-1941 гг.) и Макс Вебер(1864-1920 гг.). Оба автора выступали с критикой марксизма. Их позиции в области экономических исследований можно сформулиро­вать следующим образом:

- развитию экономической жизни разных народов присущи некие общие законы, модели (здесь они солидарны с классической школы политической экономии), которые определяются при помощи так называемых идеальных схем хозяйственного развития, сформулированных учеными и пред­ставляющих собой мысленные конструкции исторического про­цесса. Сопоставляя идеальные типы с реальностью и уясняя специфическое отклонение каждого конкретного случая от идеала, можно объяснить ход исторического развития наций;

- задача экономического анализа - поиск хозяйственного духа эпохи и нации, укорененного в нравах, обычаях и религии народа;

- необходимо собрать все сведения о материальной жизни каждого конкретного исторического периода и о присущих только ему фор­мах и экономических воззрениях, поскольку социальное действие может быть объяснено лишь в индивидуальных мотивах людей.

Работы В. Зомбарта, первоначально на­ходившегося под влиянием идей К. Маркса, а затем выступившего с их критикой, носили националистический ха­рактер и имели антисемитскую окрашенность, постепенно эволюциони­руя к идеологии фашизма.

Исследуя развитие капитализма в Евро­пе, Зомбарт пришел к выводу, что капиталистический уклад воз­ник в недрах западноевропейской цивилизации, которая несет в себе как дух предпринимательства, так и дух мещанства. Зомбарт связывал истоки капиталистического «духа» с накоплением в западноевропей­ских городах феодальной земельной ренты и траты ее на все более изощренные и утонченные удовольствия и предметы роскоши, что стимулировало развитие торговли и мануфактурного производства.

Зомбарт считал, что человек должен обладать качествами завоевателя (волей, упорством и энергией), организатора (способностью оценивать людей, заставлять их трудиться и координировать их деятельность) и торговца (умением возбуждать интерес к своей продукции, внушать до­верие). И в то же время индивид должен обладать хозяйственнос­тью, осторожностью, бережливостью, верностью слову, должен отличать­ся аккуратным ведением отчетных документов и т.д.

Вслед за Зомбартом к анализу истоков «капиталистическо­го духа» обратилсяВебер в работе «Протестантская эти­ка и дух капитализма».По мнению Вебера появлению на свет капитализм обязан религиозным учениям эпохи Реформации - лю­теранству и кальвинизму. Целью каждого верующего является (помимо соединения с Богом в Царствии небесном) труд, т.е. при­умножение блага во славу Господа на Земле. Поскольку эконо­мический успех зависит от личного усердия и воли, то каждый должен много и хорошо работать, про­фессиональное призвание также является Божьим велением, поэтому деятельность человека - исполнение религиозного долга. До­ходы следовало не расточать на увеселения и приобретение предме­тов роскоши, а вкладывать в расширение делового предприятия и вос­принимать его процветание как внешнюю примету небесного покро­вительства и одновременно как свою религиозную обязанность, под­крепляемую упорным трудом и самодисциплиной. Такое положение вещей самым непосред­ственным образом повлияло на формирование капиталисти­ческой хозяйственной этики, способствуя утверждению не толь­ко добропорядочности и умеренности, бережливости и накопи­тельства, но и тенденции стабильного роста и развития. Следо­вательно, идеи, господствующие в обществе, являются непосред­ственной основой его экономической организации.

Зомбарт полагал, что веберовский подход охватывает лишь одну сторону капитализма и капиталистического духа, которую сам Зом­барт называл буржуазным (бюргерским), мещанским духом, вносящим в капиталистическую систему хозяйства такие доброде­тели, как трудолюбие, умеренность, расчетливость, верность дого­вору. Но на переднем плане должно быть стремление к бесконечно­сти, воли к власти, предприимчивости, самоутверждению, вырвавших людей из мира традиционных отношений, построенных на родственных и об­щинных связях. Видя истоки предпринимательства в стремлении «завоевания себе мира», наслаждению «полнотой жизни», Зомбарт указывал, что «в сфере материальных стремлений завоевание равнозначно увеличе­нию денежной суммы. Стремление к бесконечному, к власти нигде не находит для себя столь подходящего поля деятель­ности, как в охоте за деньгами, этом совершенно абстрактном сим­воле ценности, который освобожден от всякой органической и естественной ограниченности, а обладание которым все в большей и большей степени становится символом власти... Стремление к вла­сти и стремление к наживе переходят одно в другое. Зомбарт пишет, что «капиталисти­ческий предприниматель... стремится к власти, чтобы приобретать, и приобретает, чтобы добиться власти».

Предприниматели, по Зомбарту, - это «добытчики» прибыли, организаторы предприятий, обеспечивающих прирост дохода. Он должен обладать: 1)организаторскими способностями (умение подбирать и объединять людей и веши в ра­ботоспособное целое); 2) торговыми качествами (искусство вести переговоры, завоевывать доверие, возбуждать желание покупки своего товара); 3)счетоводными (точное числовое исчисление затрат и результатов).

Зом­барт насчитал шесть основных типов капиталистических предпри­нимателей:

1) разбойники, особенно участники военных походов и заморских экспедиций ради добычи золота и экзотических товаров;

2) феодалы, коммерциализирующие свои земельные владения (продажа зерна и шерсти, горное дело);

3) государственные деятели, насаждающие торговые и промыш­ленные компании;

4) спекулянты, ростовщики (оперирующие с деньгами и ценными бумагами), банкиры, биржевые игроки, грюндеры (учредители ак­ционерных обществ);

5) купцы, втирающиеся в доверие к лицам, которые облечены властью, и вкладывающие торговый капитал в процесс производства благ;

6) ремесленники.

Рассматривая процесс развития капитализма как органический цикл с эволюционными фазами, Зомбарт считал характерными для ранней стадии капитализма («героической юности») три первых типа предпринимателей, душевный настрой которых определялся агрессивным авантюризмом, наслаждением жизнью как завоеванием. Но затем на первый план выходят «мир­ные» типы предпринимателей, особенно фабриканты, «с отвраще­нием в их деятельности от всего насильственного и авторитарного» и иными способностями - искусством достигать соглашения со сво­ими поставщиками, рабочими и клиентами, чувством долга и уме­нием «считать и копить». «Мещанские добродетели», «деловая мо­раль», рационализация замещают порывы «бьющей через край» за­воевательной энергии. Но Зомбарт не абсолюти­зировал этот процесс, поскольку считал, что великие пред­приниматели - это «люди, соединяющие в себе различные, обычно раздельные предпринимательские типы, которые одновременно являются разбойниками и ловкими калькуляторами, феодалами и спекулянтами, как мы это можем заметить у магнатов американских трестов крупного масштаба».

Обращаясь к опыту современных ему амери­канских миллионеров (известных умением «сворачивать шеи» кон­курентам), он делал вывод о трех главных формах конкуренции в современном капитализме: 1) конкуренция эффективностью (цено­вая); 2) конкуренция внушением (реклама); 3) конкуренция наси­лием, которая нашла себе применение у крупных компаний и на­правлена на стремление к монополии.

Как и Маркс Зомбарт обратился к проблеме экономических кризисов. Он ввел в эконо­мическую теорию понятие «конъюнктура» как общее положение ры­ночных отношений в каждый данный момент, поскольку эти отно­шения определяющим образом влияют на судьбу отдельного хозяй­ства, слагающуюся в результате взаимодействия внутренних и внеш­них причин. Учение о колебаниях конъюнктуры Зомбарт противо­поставил выводам Маркса и Энгельса о крушении капитализма в ре­зультате усугубления кризисов перепроизводства, подчеркнув, что «теория кризисов должна быть расширена до теории конъюнктуры».

Конъюнктурная экспансия, по мнению Зомбарта, имеет решаю­щее значение для утверждения капитализма в его высшей форме. Ритмичное движение развитого капитализма вызывается стремле­нием к предпринимательству: ожидания прибыли порождают спеку­лятивный подъем, который прежде всего охватывает «неорганические блага длительного пользования» - железные дороги, энергосиловое обо­рудование, доходные дома, транспортные средства. Для расширения производства этих благ требуется расширение производства средств производства - машин и конструкционных материалов. Зомбарт на­звал их «вторичными благами конъюнктурного подъема».

Расширение производства благ обоих типов приводит к созданию предприятий преимущественно крупных размеров. В такие предпри­ятия больше и легче притекает денежный капитал. Возрастает коли­чество привлекаемого «вещного капитала»: сырья и вспомогательных материалов, развиваются средства сообщения. Наконец, быстро уве­личивается число наемных рабочих.

Но импульсивное расширение производства наталкивается на диспропорции, главная из которых заключается в диспропорци­ональности между размерами производства в отраслях, опирающих­ся на неорганическую основу, и в отраслях, перерабатывающих аг­рарные продукты и отстающих в темпах роста. Эта диспропорцио­нальность приводит к противоречию между изобилием основного капи­тала и недостатком денежного. Беспрерывный рост оборотов обго­няет возможности кредитования; оно достигает предела, за которым для большого числа предприятий оказывается невозможным платить по своим обязательствам — начинается попятное движение в цепи спроса.

Как периоды подъема, так и периоды спада являются необходи­мыми: благодаря им развиваются обе стороны капитализма - спеку­лятивно-стяжательская и калькуляторско-организационная. Период подъема - это период «популяризации капиталистического духа», когда основной чертой хозяйственных начинаний является порыв; осуществляются рискованные затеи; стяжательский азарт охватыва­ет через биржевые спекуляции не только пред­принимателей, но и прочих обывателей, включая рабочих. Эта фаза приучает публику к установкам и требованиям капиталистического хозяйства. Периоды спада являются периодами внутреннего усовер­шенствования капиталистической системы, когда надо умело каль­кулировать, ломать голову над техническими и организационными нововведениями. В застойные периоды руководство хозяйственной жизнью переходит от «завоевателей» к «организаторам»; но одновре­менно «производится смотр предпринимателям и предприятиям: только сильные выживают».

В отличие от Маркса (считавшего, что амплитуда колебаний увеличивается) Зомбарт усматривал в развитии капитализма тенденцию к сглаживанию конъюнктуры. Основными причинами этого он считал прогнозирование; рационализацию денежного обращения и банковской системы; насыщение хозяйственного организма средствами производства и тем самым уменьшение доли благ конъюнктурного подъема; концентрация производства и централизация капитала в акционерных обществах, способных противостоять спаду; законода­тельное ограничение спекулятивной деятельности; сознательное стремление предпринимателей стабилизировать конъюнктуру.

Тренировочные задания

1. Назовите основные этапы становления исторической школы?

2. Какие идеи обосновал Ф. Лист в книге «Национальная система политической экономии»?

3. Какова роль протестантской этики в развитии капитализма?

Наши рекомендации