МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

______________Л.М. Капустина

«___»__________________2011 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Практика учебная

Направление подготовки

080100 «Экономика»

Профиль подготовки

Региональная экономика

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Екатеринбург 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Цели учебной практики  
Задачи учебной практики  
Место учебной практики в структуре ООП ВПО  
Формы проведения учебной практики  
Место и время проведения учебной практики  
Компетенции студента, формируемые в результате прохождения учебной практики  
Структура и содержание учебной практики  
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые в учебной практике  
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике  
Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)  
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики  
Материально-техническое обеспечение учебной практики  
Требования к оформлению отчета по учебной практике  
13.1 Общие требования  
13.2 Правила оформления наименований и нумерации структурных элементов, глав и параграфов  
13.3 Правила оформления сокращений и аббревиатур  
13.4 Правила оформления перечислений  
13.5 Правила оформления рисунков  
13.6 Правила оформления таблиц  
13.7 Правила оформления формул и уравнений  
13.8 Правила оформления приложений  
  Приложения

1 ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Целями учебной практики являются овладение на основе полученных теоретических знаний практическими приемами решения производственных, организационно-экономических и управленческих задач.

2 ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Задачами учебной практики
являются:

- закрепление полученных теоретических знаний по экономическим дисциплинам, укрепление связи обучения с практической деятельностью;

- знакомство с основными видами организаций, регулирующих социально-экономические процессы в регионе, их деятельностью, структурой;

- ознакомление студентов с организацией работы экономических подразделений организаций и пр.;

- ознакомление студентов с экономическими документами, нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность организаций, принимающих студентов на практику;

- ознакомление с ведением общего делопроизводства;

- выработка умений по составлению экономических документов, консультированию по вопросам экономики, работы с нормативно-правовыми актами и иными документами;

- выполнение индивидуальных заданий кафедры.

3 МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Учебная практика базируется на дисциплинах профессионального цикла базовой и вариативной части: макроэкономика; микроэкономика; статистика; бухгалтерский учет и анализ; национальная экономика; графоаналитические методы региональных исследований; экономический анализ деятельности предприятия; экономическая безопасность национального хозяйства и др.

До прохождения учебной практики студент должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

знать:

основные экономические законы;

факторы и условия, определяющие развития социально-экономических процессов;

уметь:

- применять понятийно-категорийный аппарат экономических дисциплин в профессиональной деятельности;

- ориентироваться в экономических и социальных процессах, протекающих на глобальном, национальном и региональном уровнях;

владеть:

- навыками мышления, ориентированного на предопределение картины прошлого, настоящего и будущего, для выработки системного, целостного взгляда на проблемы экономической и социальной динамики;

- навыками научного обоснования развития экономики страны, региона и отдельных ее секторов (видов экономической деятельности).

Прохождение учебной практики необходимо для изучения дисциплин профессионального цикла и прохождения в дальнейшем производственной практики.

4 ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Формы проведения практики - лабораторная, заводская, архивная.

5 МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Местом проведения практики являются территориальные представительства федеральных органов управления, органы управления регионального уровня (Уральского федерального округа) и субъекта РФ (области, республики, края). К ним относятся, например, Аппарат Полномочного представителя Президента по УрФО, Территориальное подразделение Федеральной антимонопольной службы, Территориальные межотраслевые исполнительные органы (Администрации управленческих округов Свердловской области), региональные исполнительные органы власти (Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство промышленности и науки, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство торговли, питания и услуг, Министерство по управлению государственным имуществом и др.), предприятия и организации федерального и областного уровня и др.

Также базой практики могут выступать органы местного самоуправления муниципальных образований и их структурные подразделения, государственные и муниципальные предприятия, например, администрации городов, районные администрации, Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом, Комитет по экономике Администрации г. Екатеринбурга и других городов, муниципальные предприятия ЖКХ, транспорта («Муниципальное объединение автобусных предприятий», «Трамвайно-троллейбусное управление» и др.), торговли, бытового обслуживания и т.д.

6 КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В результате прохождения данной учебной практики студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

Умения:

- владение методами экономической работы, сбора, обработки и обобщения статистических данных и аналитических материалов;

- анализа экономических и социальных процесс, обобщения факторов и условия их вызывающие;

- составление аналитических записок, экономических обобщений и обоснований.

Навыки:

- работы с экономическими документами;

- анализа экономических процессов и явлений;

Студент по результатам учебной практики должен обладать следующими компетенциями:

Компетенции Коды
Общекультурные (ОК) компетенции, определенные ФГОС ВПО
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК–1- 080100 - 00
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем ОК-4 - 080100 - 00
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности ОК-5 - 080100 - 00
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе ОК-7 - 080100 - 00
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность ОК-8 - 080100 - 00
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства ОК-9 - 080100 - 00
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности ОК-11- 080100 - 00
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны ОК-12 - 080100 - 00
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях ОК-13 - 080100 - 00
Профессиональные (ПК) компетенции, определенные ФГОС ВПО
расчетно-экономическая деятельность  
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов ПК-1 - 080100 - 00
способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов ПК-2 - 080100 – 00
способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами ПК-3 - 080100 - 00
аналитическая, научно-исследовательская деятельность  
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач ПК-4 - 080100 - 00
способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы ПК-5 - 080100 - 00
способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты ПК-6 - 080100 - 00
способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений ПК-7 - 080100 - 00
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет ПК-9 - 080100 - 00
способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии ПК-10 - 080100 - 00
организационно-управленческая деятельность  
способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии ПК-12 - 080100 - 00
способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий ПК-13 - 080100 - 00

7 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость учебной практики составляет 6 зачетных единиц, 216 часа.

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной деятельности на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
1 курс – учебная (ознакомительная практика) Часы Виды учебной работы Практическая работа Самостоятельная работа
Подготовительный этап
Ознакомительное занятие по вопросам прохождения учебной практики ОЗ, Кс   ФТК-3 ФТК-4
Инструктаж по технике безопасности и охране труда (с записью в специальном журнале) И, Кс   ФТК-14
Сбор и изучение рекомендуемой литературы, получение необходимых консультаций по организации и методике проведения работ со стороны руководителя практики от кафедры Кс, СР, МТМ ФТК-14
Рабочий этап
Ознакомление с организационной структурой, системой управления организации, функциями подразделения (экономических служб), основными экономическими документами организации Э, СР, Кс ФТК-4 ФТК-14  
Подготовка раздела отчета «Краткая характеристика организации – базы практики» с анализом организационной структуры организации и подразделения прохождения практики, их функций, локальных нормативных актов МЭМ, СР ФТК-11, ФТК-14
Итоговый этап
Подготовка отчета о практике, систематизация материалов, собранных за время прохождения практики, получение отзывов руководителя кафедры и руководителя от организации прохождения практики МЭМ, Кс ФТК-11, ФПК-1 ФТК-18 ФПК-3
  Итого 1 курс    
2 курс – учебная практика  
Подготовительный этап
Ознакомительное занятие по вопросам прохождения учебной практики ОЗ, Кс   ФТК-3 ФТК-4
Инструктаж по технике безопасности и охране труда (с записью в специальном журнале) И, Кс   ФТК-14
Сбор и изучение рекомендуемой литературы, получение необходимых консультаций по организации и методике проведения работ со стороны руководителя практики от кафедры Кс, СР, МТМ ФТК-14
Рабочий этап
Ознакомление с организационной структурой, системой управления организации, функциями подразделения (экономических служб), основными экономическими документами организации Э, СР, Кс ФТК-4 ФТК-14  
Подготовка раздела отчета «Краткая характеристика организации – базы практики» с анализом организационной структуры организации и подразделения прохождения практики, их функций, локальных нормативных актов МЭМ, Ср ФТК-11, ФТК-14
Выполнение работы в соответствии с должностной инструкцией экономиста: - работа с базами данных организации прохождения практики; - изучение экономических отчетов, ознакомление с периодами их разработки и детализации; - составление под руководством сотрудников организации экономических отчетов; - работа и систематизация первичных данных организации. Э, СР, Кс ФТК-4 ФТК-14  
Итоговый этап
Подготовка отчета о практике, систематизация материалов, собранных за время прохождения практики, обобщение материала для написания курсовой работы, получение отзывов руководителя кафедры и руководителя от организации прохождения практики МЭМ, Кс, СР ФТК-11, ФПК-1 ФПК-3
  Итого 2 курс    
3 курс – учебная практика  
Подготовительный этап
Ознакомительное занятие по вопросам прохождения учебной практики ОЗ, Кс   ФТК-3 ФТК-4
Инструктаж по технике безопасности и охране труда (с записью в специальном журнале) И, Кс   ФТК-14
Сбор и изучение рекомендуемой литературы, получение необходимых консультаций по организации и методике проведения работ со стороны руководителя практики от кафедры Кс, СР, МТМ ФТК-14
Рабочий этап
Ознакомление с организационной структурой, системой управления организации, функциями подразделения (экономических служб), основными экономическими документами организации Э, СР, Кс ФТК-4 ФТК-14  
Подготовка раздела отчета «Краткая характеристика организации – базы практики» с анализом организационной структуры организации и подразделения прохождения практики, их функций, локальных нормативных актов МЭМ, Ср ФТК-11, ФТК-14
Выполнение работы в соответствии с должностной инструкцией экономиста: - работа с базами данных организации прохождения практики; - изучение экономических отчетов, ознакомление с периодами их разработки и детализации; - составление под руководством сотрудников организации экономических отчетов; - работа и систематизация первичных данных организации. Э, СР, Кс ФТК-4 ФТК-14  
Итоговый этап
Подготовка отчета о практике, систематизация материалов, собранных за время прохождения практики, обобщение материала для написания курсовой работы, получение отзывов руководителя кафедры и руководителя от организации прохождения практики МЭМ, Кс, СР ФТК-11, ФПК-1 ФПК-3
  Итого 3 курс    

8 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Стажировка – ОТ-8-8;

Тренинг – ОТ-8-9;

Учебная экскурсия – ОТ-8-10.

9 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

На подготовительном этапе в целях лучшей подготовки к практике студент должен ознакомиться с программой и содержанием предстоящих работ, собрать и изучить рекомендуемую литературу, получить необходимые консультации по организации и методике проведения работ со стороны руководителя практики от кафедры, получить бланк дневника практики. Студент представляется руководству организации или подразделения места практики, проходит инструктаж по технике безопасности и охране труда, получает документы (бланк дневника, копию приказа о принятии на практику и закрепления за ним руководителя практики от организации), знакомится с организационной структурой, системой управления и функциями подразделений, отделов, комиссий, комитетов организации.

Результатом подготовительного этапа является написание первого раздела итогового отчета «Краткая характеристика организации – базы практики» с анализом организационной структуры на момент прохождения практики, системы управления и общих социально-экономических показателей деятельности.

На рабочем этапе практики студент выполняет работу в соответствии со своей должностной инструкцией (с которой он должен быть ознакомлен) по указаниям руководителя практики от организации (предприятия, учреждения). На этом этапе главное – овладение методами экономической работы и сбора статистических и аналитических данных для выполнения аналитических частей будущих курсовых работ.

Результатом этого этапа является второй – аналитический – раздел итогового отчета, в котором отражается собранная статистическая информация по теме будущей курсовой работы. Статистические данные должны быть проанализированы и снабжены аналитической запиской.

Примечание:

1) если студент считает, что основная задача этого этапа в силу разных причин не выполняется, он должен обратиться к своим руководителям практики;

2) успех этого этапа во многом зависит от усилий студента, его активности и умения установить контакты с работниками, с которыми он должен взаимодействовать в процессе практики.

Итоговый этап практики включает в себя подготовку отчета, систематизацию материалов для будущих курсовых работ, получение отзыва руководителя практики от организации (предприятия, учреждения). Своей работой и поведением студент должен создать условия, при которых руководство базы практики сможет рассмотреть вопрос о приглашении его на работу.

10 ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)

По результатам учебной практики студент обязан предоставить:

а) отчет о прохождении учебной практики;

б) отзыв-характеристику руководителя учебной практики от организации;

в) дневник прохождения учебной практики;

г) отзыв-характеристику руководителя практики от УрГЭУ.

Отчет должен иметь четкое построение, логическую последовательность, конкретность изложения материала, убедительность аргументации; выводы и предложения должны быть доказательными и обоснованными.

Отчеты по учебной практике имеют следующую структуру: титульный лист; содержание; введение (1–1,5 страницы); основная часть (первый и второй разделы); заключение (1–1,5 страницы); приложения.

Титульный лист отчета содержит указание места прохождения, сроки практики, данные о руководителях практики от предприятия и кафедры. Допуск к защите отчета подтверждается подписями двух руководителей. Подпись внешнего руководителя (от предприятия) заверяется печатью предприятия.

Содержание помещают после титульного листа отчета. В содержании отчета указывают перечень разделов и параграфов, а также номера страниц, с которых начинается каждый из них.

Введение к отчету не должно превышать 1,5-2 страниц компьютерного набора (текст отчета следует выполнять шрифтом 12 через 1,5 интервала или шрифтом 14 через 1 интервал).

Во введении студент должен отразить следующее: место и сроки практики, ее цель и задачи, выполненные обязанности, изученный информационный материал.

Основная часть отчета содержит два раздела, каждый из которых при необходимости может быть подразделен на параграфы.

Первый раздел представляет собой характеристику места практики по следующей схеме: организационная структура, выполняемые функции и задачи; взаимосвязи с другими подразделениями. Данный материал, как правило, содержится в уставе предприятия, в положениях об отделах, в должностных инструкциях и т.д. Текст первого раздела ни в коем случае не должен представлять собой переписывание содержания названных документов.

Второй раздел отчета носит аналитический характер. В нем должен быть представлен краткий анализ собранных студентом за время прохождения практики нормативно-правового, статистического и других материалов, которые будут служить основой для написания будущих курсовых работ.

Объем основной части отчета не должен превышать 8-15 страниц.

В заключении логически последовательно излагаются выводы и предложения, к которым пришел студен в результате прохождения практики. Они должны быть краткими и четкими, написанными тезисно (по пунктам).

В приложениях размещают вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы может загромождать текст.

Первым приложением является перечень материалов, с которыми ознакомился студент в ходе практики, включающий в себя названия нормативно-правовых актов, отчетов, аналитических записок и прочего с места прохождения практики.

Следующими приложениями могут являться таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и другие документы.

Объем отчета (без приложений) не должен превышать 20 страниц, набранных на компьютере.

Рабочим документом является дневник практики.

Первый раздел дневника – путевка – заполняется перед выходом студента на практику. В ней указывают фамилию, имя, отчество студента, место и сроки практики. Путевка заверяется деканом факультета.

Во втором разделе дневника отражают дату прибытия, период прохождения и дату завершения практики. Названные факты подтверждаются руководителем практики от предприятия. Подпись руководителя должна быть заверена печатью.

Третий раздел – записи о работах, выполненных на практике – заполняется студентом ежедневно. Здесь должно быть представлено все, что студент осуществлял ежедневно для выполнения программы. Записи третьего раздела заверяет руководитель практики от предприятия.

Не реже одного раза в неделю студент обязан предоставлять дневник на просмотр руководителю практики от кафедры. Руководитель фиксирует свои замечания и рекомендации в четвертом разделе дневника.

По окончании практики студент пишет заключение и формулирует предложения по ее итогам, которые представляются в пятом разделе дневника.

Кроме того, по окончании практики студент должен предоставить дневник руководителю от организации для просмотра и составления отзыва (характеристики), который приводится в шестом разделе дневника. Отзыв руководителя заверяется подписью и печатью предприятия.

По итогам практики на кафедре проводится защита отчета, на которой студент коротко излагает основные результаты, полученные за время прохождения практики. Итоги защиты отчета отражаются в седьмом разделе дневника практики.

По итогам учебной практики на кафедре проводится защита отчета.

11 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

а) основная литература:

Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г.

Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 (в ред. от 18.07.2009) // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru

О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru

О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru

Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник. М., 2010.

Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. М., 2010.

Кабашов С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации: учебное пособие. М., 2010.

Охотский Е.В. Государственное управление в современной России: учебно-методический комплекс. М., 2008.

Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебно-методический комплекс. М., 2009.

б) дополнительная литература:

Атаманчук Г.В. Государственное управление: Организационно-функциональные вопросы: учеб. пособие. М., 2000.

Буянкина А.Н. Система государственного и муниципального управления: учебник. М., 2005.

Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций. М., 2008.

Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник. СПб-М. Нижний Новгород-Воронеж, 2008.

Иванов В.В. Муниципальное управление: справочное пособие. М., 2006.

Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: учебник. М., 2004.

Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: учебник. М.-Ростов-на-Дону, 2007.

Халиков М.И. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. М., 2008.

Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник. М., 2005.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Государственная Дума Российской Федерации. Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/

Правительство Российской Федерации. Режим доступа: http://www.goverment.gov.ru/

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Режим доступа: http://www.minzdravrf.ru/

Правительство Свердловской области. Режим доступа: http://www.midural.ru/

Содружество Независимых Государств (СНГ). Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/

Мировая цифровая библиотека, WDL – World Digital Library. Режим доступа: www.wdl.org (доступ бесплатный)

Европейская цифровая библиотека. Режим доступа: www. european.eu

Информационно-правовой сервер «Гарант». Режим доступа: http://www.garant.ru/

Информационно-правовой сервер «КАДИС». Режим доступа: http://www.kadis.net/

Информационно-правовой сервер «Кодекс». Режим доступа: http://www.kodeks.net/

Информационно-правовой сервер «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/

12 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В соответствии с направлением подготовки для проведения практики необходимо следующее материально-техническое оборудование: персональный компьютер, ИПС «КонсультантПлюс», «Гарант».

13 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Оформление отчета осуществляется в соответствии с требованиями государственных стандартов:

ГОСТ 7.32–2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»;

ГОСТ 7.12–93 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила»;

ГОСТ 7.1–2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»;

ГОСТ 7.82–2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

Отчет выполняется печатным способом с использованием компьютера (текстовый редактор Microsoft Word) и принтера на белой бумаге стандартного формата А4 (размером 297х210 мм) на одной стороне листа.

Каждая страница текста, включая иллюстрации и приложения, нумеруется арабскими цифрами, кроме титульного листа и содержания, по порядку без пропусков и повторений. Номера страниц проставляются, начиная с введения (третья страница), в центре нижней части листа без точки. Все листы работы должны быть скреплены или сброшюрованы.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм.

Рекомендуемым типом шрифта является Times New Roman, размер которого 14 pt (пунктов) (на рисунках и в таблицах допускается применение более мелкого размера шрифта, но не менее 10 pt).

Текст печатается через 1,5-ый интервал, красная строка – 1,25 см.

Цвет шрифта должен быть черным, необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах и формулах, применяя курсив, полужирный шрифт не применяется.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом. Повреждения листов работы, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

13.2 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ НАИМЕНОВАНИЙ И НУМЕРАЦИИ

СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, ГЛАВ И ПАРАГРАФОВ

Отчет должен включать следующие структурные элементы: титульный лист, содержание, введение, основной текст, заключение, приложения (является дополнительным элементом). Основной текст может быть разделен на разделы и параграфы.

Каждый структурный элемент отчета (титульный лист, содержание, введение, заключение, приложение) и разделы необходимо начинать с новой страницы. Следующий параграф внутри одного раздела начинается через 2 межстрочных интервала на том же листе, где закончился предыдущий.

Расстояние между заголовком структурного элемента и текстом, заголовками главы и параграфа, заголовком параграфа и текстом составляет 2 межстрочных интервала.

Наименования структурных элементов письменной работы («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ПРИЛОЖЕНИЕ») служат заголовками структурных элементов. Данные наименования пишутся по центру страницы без точки в конце прописными (заглавными) буквами, не подчеркивая.

Разделы, параграфы должны иметь заголовки. Их следует нумеровать арабскими цифрами и записывать по центру страницы прописными (заглавными) буквами без точки в конце, не подчеркивая. Номер раздела указывается цифрой (например, 1, 2, 3), номер параграфа включает номер раздела и порядковый номер параграфа, разделенные точкой (например, 1.1, 2.1, 3.3). После номера раздела и параграфа в тексте точку не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. Не допускается писать заголовок параграфа на одном листе, а его текст – на другом.

В содержании работы наименования структурных элементов указываются с левого края страницы, при этом первая буква наименования является прописной (заглавной), остальные буквы являются строчными, например:

Введение

1 Теоретические основы налогов

2 Характеристика налоговой системы РФ

3 Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ

Заключение

Список использованных источников

Приложения

13.3 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СОКРАЩЕНИЙ И АББРЕВИАТУР

Сокращение русских слов и словосочетаний допускается при условии соблюдения требований ГОСТ 7.12–93 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила».

В тексте письменной работы допускаются общепринятые сокращения и аббревиатуры, установленные правилами орфографии и соответствующими нормативными документами, например: год – г., годы – гг., и так далее – и т. д., метр – м, тысяч – тыс., миллион – млн, миллиард – млрд, триллион – трлн, страница – с., Российская Федерация – РФ, общество с ограниченной ответственностью – ООО.

При использовании авторской аббревиатуры необходимо при первом ее упоминании дать полную расшифровку, например: «… Уральский государственный экономический университет (далее – УрГЭУ)…».

Не допускается использование сокращений и аббревиатур в заголовках письменной работы, глав и параграфов.

13.4 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕРЕЧИСЛЕНИЙ

При необходимости в тексте работы могут быть приведены перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис (иные маркеры не допустимы). Например:

«….заключение содержит:

краткие выводы;

оценку решений;

разработку рекомендаций.»

При необходимости ссылки в тексте работы на один из элементов перечисления вместо дефиса ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита, начиная с буквы а (за исключением букв ѐ, з, й, о, ч, ъ, ы, ь). Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа. Например:

а) …;

б) …;

1) …;

2) …;

в) …

13.5 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РИСУНКОВ

В письменной работе для наглядности, уменьшения физического объема сплошного текста следует использовать иллюстрации – графики, схемы, диаграммы, чертежи, рисунки и фотографии. Все иллюстрации именуются рисунками. Их количество зависит от содержания работы и должно быть достаточно для того, чтобы придать ей ясность и конкретность.

Рисунки должны быть созданы с помощью инструментов Microsoft Word, возможно использование цвета. При цветном исполнении рисунков следует использовать принтер с возможностью цветной печати. При использовании в рисунках черно-белой печати следует применять черно-белую штриховку элементов рисунка.

На все рисунки должны быть даны ссылки в тексте работы, например: «... в соответствии с рисунком 2 …» или «… тенденцию к снижению (рисунок 2)».

Рисунки следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые (при наличии достаточного пространства для помещения рисунка со всеми поясняющими данными), или на следующей странице. Если рисунок достаточно велик, его можно размещать на отдельном листе. Допускается поворот рисунка по часовой стрелке (если он выполнен на отдельном листе). Рисунки, размеры которых больше формата А4, учитывают как одну страницу и помещают в приложении.

Рисунки, за исключением рисунков в приложениях, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе. Каждый рисунок (схема, график, диаграмма) обозначается словом «Рисунок», должен иметь заголовок и подписываться следующим образом – посередине строки без абзацного отступа, например:

 
 

Рисунок 1 – Структура администрации района

Если на рисунке отражены показатели, то после заголовка рисунка через запятую указывается единица измерения, например:

Рисунок 1 – Структура издержек, %

Рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения (например, рисунок А.3).

Если рисунок взят из первичного источника без авторской переработки, следует сделать ссылку, например:

Рисунок 1 - Процесс стратегического планирования [8, с. 46]

Если рисунок является авторской разработкой, необходимо после заголовка рисунка поставить знак сноски и указать в форме подстрочной сноски внизу страницы, на основании каких источников он составлен, например:

Рисунок 2 – Основные этапы процесса стратегического планирования[1]

При необходимости между рисунком и его заголовком помещаются поясняющие данные (подрисуночный текст), например, легенда.

13.6 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦ

В письменной работе фактический материал в обобщенном и систематизированном виде может быть представлен в виде таблицы для наглядности и удобства сравнения показателей.

На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера, например: «…в таблице 2 представлены …» или «… характеризуется показателями (таблица 2)».

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицы, за исключением таблиц в приложениях, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе. Каждая таблица должна иметь заголовок, который должен отражать ее содержание, быть точным, кратким. Заголовок таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, например:

Таблица 1 – Динамика основных показателей развития малого предпринимательства в России за 2010–2011 гг.

 
Объем выпуска продукции, млрд. руб.      
……      

Если таблица взята из первичного источника без авторской переработки, следует сделать ссылку, например:

Таблица 2 – Динамика основных показателей развития малого предпринимательства в России за 2010–2011 гг. [15, с. 35]

 
Объем выпуска продукции, млрд. руб.      
……      

Если таблица является авторской разработкой, необходимо после заголовка таблицы поставить знак сноски и указать в форме подстрочной сноски внизу страницы, на основании каких источников она составлена, например:

Таблица 3 – Динамика основных показателей развития малого предпринимательства в России за 2010–2011 гг. [2]

 
Объем выпуска продукции, млрд. руб.      
……      

Располагают таблицы на странице обычно вертикально. Помещенные на отдельной странице таблицы могут быть расположены горизонтально, причем графа с наименованиями показателей должна размещаться в левой части страницы. Слева, справа и снизу таблицы ограничивают линиями.

Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы. На странице, на которую перенесена часть таблицы, слева пишут «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера таблицы и повторением шапки таблицы.

Если таблица переносится, то на странице, где помещена первая часть таблицы, нижняя ограничительная линия таблицы не проводится. Это же относится к странице (страницам), где помещено продолжение (продолжения) таблицы. Нижняя ограничительная линия таблицы проводится только на странице, где помещено окончание таблицы.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Примечания к таблице (подтабличные примечания) размещают непосредственно под таблицей в виде: а) общего примечания; б) сноски; в) отдельной графы или табличной строки с заголовком. Выделять примечание в отдельную графу или строку целесообразно лишь тогда, когда примечание относится к большинству строк или граф. Примечания к отдельным заголовкам граф или строк следует связывать с ними знаком сноски. Общее примечание ко всей таблице не связывают с ней знаком сноски, а помещают после заголовка «Примечание» или «Примечания», оформляют как внутритекстовое примечание.

Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте работы, но не менее 10 pt.

Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице измерения, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа. Если показатели таблицы выражены в разных единицах измерения, то обозначение единицы измерения указывается после наименования показателя через запятую. Допускается при необходимости выносить в отдельную графу обозначения единиц измерения.

Текст, повторяющийся в строках одной и той же графы и состоящий из одиночных слов, чередующихся с цифрами, заменяют кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Если предыдущая фраза является частью последующей, то допускается заменить ее словами «То же» и добавить дополнительные сведения. При наличии горизонтальных линий текст необходимо повторять. Если в ячейке таблицы приведен текст из нескольких предложений, то в последнем предложении точка не ставится.

Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера, обозначения нормативных материалов, марок материалов не допускается.

При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире). Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

Если таблицы размещены в приложении, их нумерация имеет определенные особенности. Таблицы каждого приложения нумеруют отдельной нумерацией арабскими цифрами. При этом перед цифрой, обозначающей номер таблицы в приложении, ставится буква соответствующего приложения, например:

Таблица В.1.– Динамика показателей за 2010–2011 гг.

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении (допустим, В).

13.7 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ФОРМУЛ И УРАВНЕНИЙ

Для составления формул, уравнений используется Редактор формул Microsoft Word.

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы и уравнения необходимо оставлять не менее одной свободной строки. Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке, например:   R = Xmax – Xmin, (1) (4)

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В.1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Например: «.. в формуле (1)…».

В качестве символов физических величин в формуле следует применять обозначения, установленные соответствующими нормативными документами. Пояснение символов и числовых коэффициентов, если они не пояснены ранее, должны быть приведены непосредственно под формулой, после которой ставится запятая.

Пояснение каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться без абзацного отступа со слова «где» (без двоеточия). Например:

R = Xmax – Xmin, (1)

  где Xmax - максимальное значение контролируемого параметра в выборке; Xmin - максимальное значение контролируемого параметра в выборке.  

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.

Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «х».

Порядок оформлений математических уравнений идентичен порядку оформления формул.

13.8 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ

В приложения рекомендовано включать материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть: материалы, дополняющие работу; промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты; таблицы вспомогательных цифровых данных; инструкции, методики, описания алгоритмов и программ задач, иллюстрации вспомогательного характера; нормативные акты, например, должностные инструкции. В приложения также включают иллюстрации, таблицы и распечатки, выполненные на листах формата А3.

Приложения оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах после списка использованных источников.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ (ПРИЛОЖЕНИЕ А, ПРИЛОЖЕНИЕ Б, ПРИЛОЖЕНИЕ В и т.д.). Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Само слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» пишется прописными (заглавными) буквами.

Если в работе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

Каждое приложение следует начинать с новой страницы. При этом слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его буквенное обозначение пишутся с абзацного отступа.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают на следующей строке после слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» с абзацного отступа. Заголовок пишется с прописной буквы.

В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки, например: «… в приложении Б…». Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Экономика» и профилю подготовки «Региональная экономика» .

Автор(ы) канд. экон. наук, доцент Новикова Наталья Валерьевна.

Рецензент(ы) канд. пед. наук, доцент Федорова Татьяна Юрьевна.

Программа одобрена на заседании Совета по учебно-методическим вопросам и качеству образования

от ___________ года, протокол № ________.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец оформления титульного листа отчета по учебной практике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный

экономический университет»

Кафедра Региональной и муниципальной экономики

ОТЧЕТ

о прохождении учебной практики

на______________________________________________________

(наименование организации прохождения практики)

с_____________________ по______________________ 201____ г.

(срок практики)

    Дата защиты______________     Оценка___________________ Исполнитель: Фамилия И.О.   Группа: ЭП-11 ЕК   Руководитель практики от кафедры: канд. экон. наук, доцент И.О. Фамилия    

Екатеринбург

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Образец оформления содержания отчета по учебной практике

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение  
Департамент образования Пуровского район: основные положения  
1.1 Организационно-правовая форма Департамента образования Пуровского района  
1.2 Состав и структура департамента  
Характеристика и анализ образовательных учреждений Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа
  Заключение  
  Приложения  

[1] Составлено автором по: [15, 23, 42].

[2] Составлено автором по: [1, 3, 10].

Наши рекомендации