Институты развития. Обобщённый контур проблем и решений

Аналитика, в 2011 году осуществляемая в Рабочих группах «2020», убедительно показывает, что общие задачи модернизации страны, преодолевающей последствия экономического кризиса 2008 года, в каждом регионе Российской Федерации приобретают необходимую определенность специфическим образом. Перед руководством и всеми здоровыми силами республики возник комплекс нестандартных задач, среди которых на первое место следует поставить формирование системы управления развитием, охватывающей все уровни управления в процессе углубления содержательной обратной связи.

Отсюда принципиальная потребность сосредоточить внимание не столько на самом предметном наполнении стратегических документов, сколько на проблеме отстройки работоспособного и эффективного института управления развитием. От других форм государственной поддержки социально-экономического развития институт развития отличается существенно.

Во-первых, нацеленностью на такие решения организационно-экономических и управленческих проблем, которая одновременно наращивает человеческий потенциал развития, реализует потенциал новых технологий в экономическом развитии и оказывает поддержку новым секторам экономики, нуждающимся в начальной поддержке. Во-вторых, у института развития должны быть постоянная организационная структура, обеспечивающая преемственность относительно накапливаемого опыта, и ясно очерченные правила, согласно которым должна осуществляться систематическая координация их деятельности с административными агентами управления каждодневным функционированием. В-третьих, необходимо наличие четкой системы ответственности института развития и контроля над результатами производственно-хозяйственной деятельности его инструментальных подразделений. Наконец, в-четвертых, по целям и смыслу деятельности инструментальные подразделения института развития являются некоммерческими организациями, задачей которых является скорейший выход на самоокупаемость и обеспечение корректного финансового стимулирования их работы.

Международный опыт позволяет выделить большое количество различных форм институтов развития. Как правило, они специализируются на поддержке определенных секторов экономики (отраслевые институты развития), определенных территорий (региональные институты развития), на осуществлении определенных типов операций (специализированные институты развития). Наряду с этими элементами могут формироваться и универсальные институты развития (thinktanks). Как правило, стимулирование инноваций в мировой практике осуществляется с двух сторон: со стороны предложения инноваций — развитие научно-технического потенциала; со стороны финансирования инноваций — развитие инфраструктуры венчурного финансирования.

В условиях современной России необходимо параллельное развитие всех перечисленных элементов, из которых, силами крупнейших корпораций, наиболее развернуты отраслевые управления развитием. В совокупности эти четыре элемента образуют искомую инфраструктуру.

При этом развитием научно-технического потенциала занимаются бизнес-инкубаторы, технопарки, образовательные институты, центры экономических исследований и иные аналогичные структуры, а венчурным финансированием — различные венчурные фонды. Основная задача механизма финансирования через институт развития состоит в том, чтобы распределить риски между государством и бизнесом и использовать рыночные стимулы для эффективной реализации проекта.

Важной составляющей, обеспечивающей процесс стимулирования инноваций, является система сопровождения разработки проектов. Она включает в себя комплекс работ, необходимых для превращения идей в результаты, которые могут быть выведены на рынок. Среди них:

  • специализированная экспертиза проектных идей и разработок, позволяющая оценить их потенциал на разных стадиях работы по их реализации;
  • целенаправленная работа с научным сообществом по поиску идей, способных лечь в основу бизнес-проектов, стимулирование ученых к специальной доработке этих идей, необходимой для превращения их в бизнес-проекты;
  • информационное, консультационное и организационное сопровождение разработки бизнес-проектов;
  • формирование открытой среды, стимулирующей разработку проектов: проведение конкурсов, формирование специализированных образовательных программ.

Еще одно важное направление работы по стимулированию инноваций состоит в анализе и совершенствовании нормативно-правовых условий, определяющих модернизацию и инновационное развитие. При этом деятельность разных институтов развития ориентируется на поддержку разных процессов, и общая инфраструктура поддержки развития складывается как совокупность этих разных составляющих.

Наши рекомендации