В процессе формирования экономического мышления 5 страница
По мнению американских экономистов, рынок это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (представителей спроса) и продавцов (представителей предложения) отдельных продуктов и услуг.[5]
Национальный рынок представляет собой сложную экономическую систему, состоящую из множества взаимосвязанных рынков: рынка рабочей силы, потребительского рынка, рынка средств производства, финансового рынка, рынка технологий, духовных благ и др. рынков.
Все перечисленные рынки имеют самостоятельное значение, но тесно взаимосвязаны между собой и выполняют следующие основные функции.
Информационная функция, осуществляется через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит, что позволяет участникам производства получать объективную информацию об общественной необходимости в ассортименте, качестве и количестве продукции, которые поставляются на рынок.
Ценообразующая функция осуществляется посредством обмена продуктами между экономически обособленными производителями на основе определения цен посредством учета материальных и трудовых затрат и на основе спроса и предложения продукта на рынке.
Посредническая функция осуществляется рынком в процессе обмена между экономически обособленными производителями в условиях глубокого общественного разделения труда.
Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и, прежде всего, на производство.
Дифференцирующая функция предполагает социальное расслоение, беспощадное к людям не эффективно трудящимся.
Осуществление этих функции происходит в условиях современной экономики.
Современная рыночная экономика – это постоянное движение массовых потоков продуктов и денег, перемещающихся навстречу друг другу.
Продукты производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди могут противопоставить им другие продукты или деньги, полученные от продажи своих продуктов. Если их количественные и качественные параметры совпадут и будут соответствовать потребностям людей – их обмен состоится. Одни участники обмена получат продукты, другие денежный или продуктовый эквивалент.
Состоявшийся обмен не означает, что процесс завершился. Он прошел лишь одну стадию для того, чтобы дать импульс потоку других продуктов, денег и капитальных товаров.
В товарном обмене участвуют три субъекта современной экономики: государство, фирмы и домашние хозяйства.
Домашнее хозяйство это экономическая единица, производящая и потребляющая товары и услуги.
Фирма это юридически самостоятельная организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность.
Государство это централизованный орган общества, занимающийся перераспределением ресурсов, с целью эффективного развития экономики.
Рынки потребительских товаров получают потоки потребительских товаров от фирм и потоки денег от домашних хозяйств, в счет оплаты за приобретенные товары, и направляют потоки товаров домашним хозяйствам и потоки доходов фирмам.
Рынки капитальных товаров получают потоки товаров для организации производства, потоки денег от фирм на оплату ресурсов, потоки ресурсов труда, земли и других видов собственности, а направляют фирмам потоки доходов от продажи производственных товаров и домашним хозяйствам потоки доходов от использования ресурсов труда, земли и других видов собственности.
Указанные выше рынки на практике существуют достаточно автономно, но тесно взаимосвязаны между собой, так что всякий сбой на одном из них немедленно скажется на процессах другого.
Товарное движение на рынках потребительских и капитальных товаров может полноценно функционировать лишь при условии обслуживания их соответствующими информационными системами, технологиями, рынками труда, фондовыми рынками, денежными рынками.
Денежные и финансовые рынка получают кредиты от фирм и сбережения от домашних хозяйств и направляют им доходы от кредитов и сбережений.
В связи с этим товарное движение может рассматриваться в качестве потока доходов субъектов рыночной экономики, которые подлежат законному контролю, распределению и перераспределению, формируя еще одну автономную систему – систему финансов.
Государство и бюджетная система получает налоговые поступления от фирм и домашних хозяйств и направляет денежные потоки на поддержку производства и поддержку населения.
Таким образом, современная рыночная экономика представляет собой постоянное движение массовых потоков потребительских и капитальных товаров и доходов, перемещающихся навстречу друг другу.
4. Рыночные механизмы: цены и конкуренция. Эластичность
Рыночная система функционирует, во-первых, как механизм учета многочисленных решений, принимаемых фирмами и домашними хозяйствами, и, во-вторых, как механизм осуществления этих решений, в процессе движения потребительских и капитальных товаров и денежных доходов.
В связи с этим рыночный механизм это механизм взаимосвязи и взаимодействия: спроса, предложения и цены.
Основными элементами рыночного механизма являются цена, рыночная конъюнктура, прибыль, доходы, рыночная конкуренция.
Цена это количество денег, выплачиваемое за единицу товара.
Цена является основным инструментом воздействия на фирмы и домашние хозяйства, через спрос и предложение товаров.
При этом спрос домашних хозяйств зависит от розничных цен на товары и услуги, а спрос фирм от оптовых цен. Между оптовыми и розничными ценами существует взаимосвязь, определяемая их однонаправленным изменением. Несмотря на то, что скорость этих изменений не одинакова.
Оптовые цены напрямую связаны с затратами предприятий и поэтому растут с ростом этих затрат, а розничные – связаны с денежными доходами граждан и поэтому возрастают скачками, определяемыми предельной доходностью торговых фирм.
Помимо связи через цену, спрос и предложение влияют друг на друга непосредственно. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоге вызывает необходимость в увеличении их предложения.
Экономическое положение фирм и домашних хозяйств зависит от рыночной конъюнктуры.
Рыночная конъюнктура – это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и доходов.
Рыночная конъюнктура определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособностью потребителей, состоянием товарных запасов и т.д.
Рыночная конъюнктура определяет размер прибыли фирмы.
Прибыль фирмы представляет собой разницу между выручкой продажи товаров и затратами на их производство.
Величина прибыли фирмы является основным барометром рынка, подающим сигналы производству увеличивать или сокращать объемы выпуска продукции. Это происходит потому, что фирмы в своей хозяйственной деятельности руководствуются интересами увеличения прибыли. Данное положение соблюдается и в тех случаях, когда фирма продает товары с минимальной прибылью, с целью расширения рынка.
Платежеспособный спрос домохозяйств определяется величиной их доходов.
Доходы домашних хозяйств представляют собой поток денежных и иных поступлений в единицу времени.
Выделяют несколько видов доходов домашних хозяйств: доходы от трудовой деятельности, доходы от собственности, а также трансферты от государства и фирм.
Величина доходов домохозяйств определяет платежеспособный спрос и дает заказ фирмам на производство большего количества и лучшего качества товаров.
Особое место в рыночном механизме занимает рыночная конкуренция.
Рыночная конкуренция – это состязание между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Рыночная конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения и уравновешивающей рыночные цены.
Теория спроса и предложения была разработана английским экономистом А. Маршаллом в конце XIX века и опубликована в книге «Принципы экономической науки».
Спрос – это обеспеченная денежными средствами потребность.
Предложение – это те товары, которые существуют на рынке или могут быть туда доставленными.
Цена
Количество
Точка пересечения графика спроса и предложения называется равновесной ценой, при которой продавцы готовы продать, а покупатели готовы купить товар.
Эластичность – это мера реакции одной величины на изменение другой.
Коэффициент эластичности (Кэ) = изменение количества / изменение цены
При Кэ > 1 – эластичный продукт
Кэ < 1 – неэластичный продукт
Кэ = 1 – нейтральный продукт
При полной эластичности кривая спроса представляет собой горизонтальную кривую, а при полной неэластичности вертикальную.
Таким образом, взаимосвязь и взаимодействие основных элементов рыночного механизма обеспечивает функционирование рынка.
Лекция №5. Потребительские предпочтения и предельная полезность
|
Цель лекции
Потребляя те или иные блага, люди тем самым как бы оценивают их полезность для себя. Отсюда и возникает теория полезности, с помощью которой экономисты пытались и пытаются обосновать процесс формирования цен. Каждый покупатель решает для себя проблему, какое количество своего товара (денег) он готов отдать в обмен за нужное ему благо. Причем основной целью потребителя является максимальное удовлетворение потребностей, связанное с получением максимальной полезности от приобретенных им благ и услуг. В связи с этим особый интерес вызывает рассмотрение рационального поведения и оптимального выбора потребителя.
План лекции
1. Стоимость как фундаментальная проблема экономической теории. Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости.
2. Закон убывающей предельной полезности. Измерение величины стоимости.
3. Теория потребительского поведения. Потребительские предпочтения и личный доход.
Рекомендованная литература
1. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. М.: Республика, 1992. С.204-210.
2. Экономическая теория: Для студ. вузов / Науч. ред. и рук. авт. Коллектива В. Д. Камаев. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.108-134.
3. Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1999. С.226-241.
4. Экономика (Экономическая теория): Учеб. пособие для вузов / Под рук. и ред. проф. Б. Д. Бабаева. 4-е изд. Иваново – Москва – Тверь: Иван. гос. ун-т; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информации; Тверской филиал, 2002. С.350-355.
5. Янова В. В. Экономика: учебник / В. В. Янова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. С.126-129.
1. Стоимость как фундаментальная проблема экономической теории. Предельная полезность как революционная идея в теории стоимости.
|
Фундаментальной проблемой экономической теории является понимание стоимости, так как на ее основе понимаются цели и мотивы деятельности экономических субъектов, выбираются варианты распределения экономических ресурсов и доходов, функционирует процесс рыночного обмена.
В экономической теории существуют два подхода к развитию понимания стоимости: теория трудовой стоимости и теория предельной полезности.
Основы становления первого направление были заложены представителями «английской классической политической экономии» В. Петти, А. Смитом и Д. Риккардо. Дальнейшее развитие их взглядов было сделано К. Марксом и его последователями.
Целостная концепция трудовой теории стоимости сложилась к середине XIX века и сводилась к следующим основным положениям.
1. Стоимость благ и услуг может выступать в двух формах: естественной или искусственной (рыночной). Естественная стоимость является центром, вокруг которого колеблется и к которому стремится искусственная стоимость.
2. Величина искусственной стоимости определяется действием спроса и предложения. Причем спрос на блага и услуги зависит от величины искусственной стоимости.
3. Естественная стоимость по-разному определяется для невоспроизводимых и свободно воспроизводимых товаров. В первом случае стоимость зависит от ограниченности блага, а во втором – от величины издержек производства и доставки товара на рынок.
4. Издержки производства состоят из заработной платы и прибыли на капитал и определяются, в конечном счете, количеством затраченного труда. Однако за основу естественной стоимости принимаются лишь средние затраты труда.
5. Производительность труда приводит к снижению естественной стоимости.
Таким образом, в трудовой теории стоимости средний уровень цен (естественная стоимость) определяется в производстве и задается издержками. Предложение товара определяется спросом, складывающимся при данной цене.
Основы становления второго направления были заложены представителями «маржинализма». Основоположниками этого направления стали Ульям Стенли Джевонс, Альфред Маршалл, Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Ойген фон Беем-Баверк, Леонид Вальрас, Джон Бейтс Кларк, Курт Викселль. Дальнейшее развитие этих взглядов осуществляется их последователями.
Сущность изменений в понимание стоимости можно свести к следующим моментам.
1. В теорию стоимости был внесен новый принцип оценки благ, понимаемый как субъективная оценка полезности блага каждым конкретным потребителем.
2. Был использован принцип предельности, что нашло выражение в переходе от анализа совокупных и средних величин к анализу предельных, то есть дополнительных единиц.
3. Переход к анализу последовательных изменений предельных величин открыл дорогу применению в экономической теории математических методов и способствовал прогрессу экономического анализа.
Изменения в понимании стоимости позволили разработать теорию предельной полезности, которую можно свести к следующим положениям.
1. Неприемлемо определение стоимости затратами труда (или труда, земли и капитала).
2. Стоимость блага определяется величиной полезного эффекта, получаемого индивидом от его потребления, то есть предельной полезностью блага.
3. Стоимость рассматривается как субъективная категория, отражающая индивидуальные оценки полезности благ конкретным потребителем.
4. Введено понятие предельной величины и, на его основе, разграничены понятия совокупная и предельная полезность благ.
5. Стоимости труда и капитала, а, следовательно, и издержки производства, определяются как производные от стоимости (предельной полезности) потребительских товаров.
Такое понимание стоимости потребовало начинать анализ экономических процессов, с изучения потребностей людей, с поиска критерия полезности благ. Причем под полезным эффектом благ понимается удовлетворение, которое получают люди от их приобретения, то есть полезность блага определяется их способностью удовлетворять какие – либо потребности человека.
В теории предельной полезности выделяются следующие основные категории.
Общая или совокупная полезность это сумма полезности всех приобретенных единиц блага (total utility – U).
Предельная полезность это полезность, равная приращению общей полезности при увеличении потребления блага на одну дополнительную единицу (margihal utility – MU).
Ценность единицы какого-либо блага определяется степенью важности той потребности, которая удовлетворяется с помощью этой единицы.
Понимание предельной полезности позволило разделить все блага на два вида: экономические и неэкономические.
Если благо имеется в изобилии, то, сколь бы ни была велика его совокупная полезность, полезность последней единицы будет равна нулю. Данное благо получило название неэкономическое.
Если совокупная полезность всего количества блага не столь велика, то ограниченность их количества приводит к тому, что последняя единица ценится достаточно высоко. Данное благо получило название экономического блага.
Таким образом, в экономической теории сложились два подхода к пониманию стоимости.
2. Закон убывающей предельной полезности. Измерение величины стоимости.
|
На эту закономерность обратил внимание Г. Госсен (1854 году) и сформулировал следующие законы.
Первый закон Госсена гласит: величина удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы благ данного вида уменьшается, пока не достигнет нуля в точке полного насыщения.
Второй закон Госсена гласит: для максимального удовлетворения потребностей в условиях, когда запасы благ недостаточны для полного насыщения, необходимо остановить потребление всех благ в точках, где интенсивность удовлетворения от потребления становиться одинаковой.
Концентрированное выражение эти законы получили в законе убывающей предельной полезности.
Закон убывающей предельной полезности – это закон, определяющий, что по мере увеличения потребления блага потребителем, снижается предельная полезность каждой дополнительной единицы блага.
Для большинства благ этот закон действует со второй или третьей единицы блага, то есть по мере приобретения очередных единиц данного блага их предельная полезность начинает снижаться. В отдельных случаях с увеличением количества блага полезность их возрастает.
При определении величины предельной полезности все экономисты разделились на два подхода: кардиналистский и ординалистский.
Представители кардиналистского подхода пытались ввести различные количественные единицы измерения полезности - денежные, специальные. Так, например, одним из них является ютиль (от англ. «utility» - полезность).
При этом подходе для количественного измерения полезности предполагается, что каждый потребитель имеет в своей голове некий измеритель полезности – «пользометр», который позволяет измерить, насколько потребитель удовлетворен.
Рассмотрим пример определения предельной полезности в процессе удовлетворения потребности в воде.
Таблица №1. Количественное измерение предельной полезности стаканов воды с помощью утилей.
Единица продукта | Предельная полезность – MU (ютили) | Совокупная полезность – U ютилей |
-5 |
Совокупная предельная полезность определяется сложением совокупной полезности первой единицы блага (далее второй и т.д.) и предельной полезности следующей единицы.
В данном примере прослеживается закон убывающей предельной полезности, так как с каждой последующей единицей полезность уменьшается.
Представители ординалистского подхода (от нем. Die Ordnung – порядок) полагали, что поскольку категория предельной полезности носит сугубо субъективный характер, то ее невозможно измерить. Это положение объяснялось тем, что если для каждого отдельного потребителя полезность любого блага теоретически всегда индивидуальна.
С их точки зрения, целесообразно ввести «ординалистскую, или порядковую» величину полезности, с помощью которой можно выявить, уменьшить или увеличить степень удовлетворения потребности. Полезность обладает свойством порядковой изменчивости, когда альтернативные блага могут быть ранжированы. Выбирая, потребитель присваивает первый ранг товару с большей для него полезностью, затем идет второй, третий и другие ранги.
В XX веке наибольшее распространение получил ординастский подход, сделавший своим содержанием проблему выбора потребителя.
В. Парето (1848-1923) рассматривал предельную полезность не как единственное основание цен, а как лишь один из факторов, который через свое влияние на спрос воздействует на изменение цен. В связи с этим он выдвинул тезис о невозможности абсолютных измерений предельной полезности и предложил перейти к оценке предпочтений одних благ по сравнению с другими, выводимых из эмпирических фактов товарного обмена. В качестве орудия такого анализа им были предложены кривые безразличия.
Таким образом, представители маржинализма предложили два подхода к измерению полезности товара.
3. Теория потребительского поведения. Потребительские предпочтения и личный доход.
Теория потребительского поведения
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, определяемого денежными и натуральными доходами.
Потребительское поведение имеет сугубо индивидуальный характер, так как каждый человек при покупке руководствуется своими доходами, вкусами, отношением к моде и дизайну товаров.
Кроме этого на потребительское поведение влияет эффект покупательских взаимовлияний, который можно свести к следующим формам.
«Эффект подражания», когда покупки делаются только потому, что их приобрели другие.
«Эффект сноба», когда покупки делаются вопреки, тому, что предпочитают другие.
«Эффект демонстрации исключительности», когда покупаются дорогие товары, которые служат не столько для потребления, сколько для того, чтобы «произвести впечатление» исключительностью своих возможностей.
Из всех перечисленных факторов важнейшим является уровень личного дохода потребителей.
Бюджетные ограничения и покупательная способность
Личные доходы потребителей представляют собой определенную фиксированную денежную сумму, определяющую его платежеспособность.
Личные доходы могут включать в себя доходы от трудовой деятельности, от собственности и трансфертные платежи от государства и формироваться в различные промежутки времени (неделя, месяц, год).
Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут осуществляться расходы на потребление, называется бюджетными ограничениями.
График №1. Бюджетные ограничения
Продукты
Одежда
Функция бюджетного ограничения имеет вид кривой, которая подобна линии производственных возможностей. Разница лишь в том, что на графике бюджетных ограничений линия ресурсных возможностей очерчивает предел покупательных способностей.
Любая точка на линии бюджетных ограничений (В, А) это выбор одного из вариантов товарных наборов, между которыми потребитель распределяет свой доход. Всякое изменение величины денежных доходов или цен на товары вызывает соответствующее изменение их бюджетных ограничений, а соответственно их платежеспособности.
Если выбор потребительского поведения до линии бюджетных ограничений это недоиспользование личного дохода (С), а если выше, то это точка заимствования денег (Д).
На величину бюджетных ограничений влияют различия в реальных и номинальных доходах.
Номинальный доход это сумма денег, имеющаяся у потребителя безотносительно к изменению уровня текущих цен на товары.
При росте цен, обгоняющем рост номинальных доходов, уровень благосостояния будет снижаться, поскольку будут возрастать бюджетные ограничения.
Реальный доход – это сумма денег, имеющаяся у потребителя, но скорректированная на уровень цен на товары.
Возрастание реального дохода возможно в двух случаях:
- при растущих номинальных дохода и неизменных ценах на товары;
- при неизменном номинальном доходе и снижающихся ценах.
Изменения в доходах и ценах могут быть проиллюстрированы изменением линии бюджетных ограничений. Так, например, рост цен на продукты и одежду приведет к соответствующим изменениям линии бюджетных ограничений.
График 2. Изменение бюджетных ограничений с ростом цен
Продукты Продукты
Одежда Одежда
Рост цен на одежду Рост цен на продукты
Ограниченность личного бюджета потребителя и стремление его более рационально распределять при постоянно изменяющихся ценах вынуждают покупателя делать выбор из альтернативных наборов товаров, в соответствии с его представлениями о полезности товара.
Полезность товара это его потребительский эффект, соотносимый и сопоставляемый покупателем с уплаченными за него деньгами.
Если покупатель убежден, что полезность товара соразмерна с его ценой, то покупка его первой единицы приносит наибольшее удовольствие. Покупая другие единицы этого товара, покупатель столкнется с его убывающей предельной полезностью.
Предельная полезность – это потребительский эффект, получаемый покупателем от денежных затрат на приобретение каждой последующей, дополнительной единицы товара. При этом суммарная полезность возрастает, а темп этого возрастания постепенно замедляется.
Таблица № 1. Убывающей предельной полезности товара.
Количество товара, шт. | Суммарная полезность (TU) | Предельная полезность (MU) |
- | - | |
Предельная полезность определяется как разность значений последующих и предыдущих числовых величин в колонке «суммарная полезность».
Такое изменение предельной полезности товара предполагает рациональное поведение потребителя, при котором обеспечивается равновесие между затратами и потреблением.
Таблица № 2. Выбор максимально полезного товара
Альтернативы выбора товаров | Предельная полезность (MU) | Цена денежных единиц (P) | Средняя предельная полезность (MU / P) |
X | |||
Y | |||
Z |
Потребительский выбор покупателя, ориентирующегося на максимизацию полезности, выявит нерациональность расходования денег на товары (X и Z), так как наибольшей полезностью располагает альтернативный товар Y (его полезность всех выше).
Руководствуясь правилом потребительского выбора, покупатель может достичь равновесия путем замещения менее полезных товаров более полезными. Замещение одного товара другим требует соизмерения максимального количества товара, от которого потребитель отказывается ради получения дополнительной единицы другого товара.
В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат.
Таблица № 3. Потребительское равновесие
Альтернативы выбора товаров | Предельная полезность (MU) | Цена денежных единиц (P) | Средняя предельная полезность (MU / P) |
X | |||
Y | |||
Z |