Человек – Природные Ресурсы – Товар – Человек».

Естественно, что в таком понимании жизненного цикла, расширенное производство возможно на прирост «Человека», как и фактора общественного производства, и как конечного потребителя произведенной продукции (тогда эта формула становится формулой «Русского миллиарда»), а также и на прирост средств производства., которыми «Человек» воздействует на «Природные Ресурсы» (как в «японском чуде», «китайском чуде», «сталинской индустриализации 30-50-х гг» и др.).

Очевидно, что в этой формуле «Деньги» утрачивают свою всеопределяющую роль, являясь лишь тенью, сопровождающей движение товаров и услуг, а значит, могут быть в любой бездокументарной, зачетно-клиринговой форме, в том числе и форме лимитов на производство и потребление всех видов продукции, т.е. просто информацией.

Для понимания онтологической сущности национального аспекта возрождения следует обратиться к гносеологии исторически сложившейся общности «Российский Народ» - сформированной в веках сущности, государствообразующим стержнем которого является народ русский, а составными частями – многие народы, исконно проживающие на этих землях со своими укладами, языками, культурами, общественными практиками.

Согласно теории этногенеза (Л.Н.Гумилев) всякий народ образуется, когда в общности людей генетически закрепляется совокупность черт, являющихся реакцией приспособления к вмещающему ландшафту, но затем всякий народ мигрирует, осваивая новые ландшафты с помощью инструментария, обретенного ранее и в других условиях.

Так, исследованиями академика Б.А.Рыбакова наглядно показано – как менялся хозяйственный уклад, а также весь спектр общественных отношений с приходом на территории славян – так было в 4-6 вв. до н.э., когда пра-славяне пришли с юга на территории современных Польши и Саксонии (см. Тацит, Плиний-мл., «лужицкая культура» в археологии), так было, когда они начали расселение с этих земель на Средне-Русскую равнину в 6-8 вв. (В.О.Ключевский, Н.М.Карамзин и др.)

Вывод: в славянских народах генетически закреплены черты, сформированные в «ландшафте-колыбели», который можно по этим чертам угадать.

Во-первых, славяне всегда привносили высокую культуру обработки земли и навыки выращивания пшеницы и ржи, что всегда давало высокий, по сравнению с аборигенным хозяйством (лесным, степным), объем прибавочного продукта, позволяло достигать более высокой специализации членов общества, что вело к развитию производительных сил, государственности, торговли, искусств.

Для решения задач освоения огромных пространств, одного народа всегда мало, вот почему в Русском Народе закреплены:

- веротерпимость, как инструмент приобщения всех аборигенных народов в одно общее дело, в развитие государственных форм, о которых они ранее и не помышляли (что дает основания говорить о том, что Русский народ – имперско-образующий);

- нестяжание, как свойство бережного отношения к людям, поскольку все ресурсы следует брать не у ближнего своего, а у Природы;

- главный морально-нравственный принцип «равенства всех людей перед Господом» и первичности справедливости, как Божественного принципа («Совесть – голос Господа в душе человека»), над формальной законностью.

Именно благодаря этим качествам, сформировался Русский Мир, включающий и «эфиопа» Пушкина, и «грузинов» Сталина и Багратиона, и Барклай-де-Толли, и Белинсгаузена, и Витуса Беринга, и «татар» Кутузова и Менделеева, и художника Левитана, и доктора Рошаля…

Во-вторых, решая задачи освоения огромных пространств, славяне демонстрировали неприхотливость в быту (ярко проявившуюся в 1941 году при эвакуации заводов) и аномальную талантливость в решении потока нестандартных задач.

В-третьих, в славянской традиции никогда не было глубокой пропасти, разделяющей элиту и простых людей – и русские князья среди своих ратников, как и Ермак Тимофеевич среди казаков, как и царь Леонид среди 300 спартанцев, - разительно отличались от иерархичности отношений, например, у тюркских народов.

Славянская ментальность всегда сочетала в себе принцип единоначалия (князь, государь, генсек) с народной демократией (дружина, вече, община, советы) и способностью к эффективному коллективному труду (величайшая стройка Человечества – Транссиб построена артелями в кратчайшие сроки).

Только на этих принципах было возможно в исторически краткие сроки осваивать огромные пространства Сибири, Дальнего Востока, «Русской Америки», Средней Азии.

В-четвертых, в процессе миграции и приспособления к условиям различных ландшафтов, славянские народы, как всякие живые системы, развивались и обретали новые свойства и качества, что неизбежно отражалось в мировоззрении, хранящемся всегда в традиционных религиях. Так произошло разделение славян на православных (русских людей – см. квалификацию-определение на XVIII Всемирном Русском Соборе от 11.11.2014) и на католиков. Та беспощадность, с которой югославы- католики уничтожали села югославов-протестантов показывает, что это уже разные народы – хорваты и сербы, хотя они ни языком, ни антропологически, не различимы.

Аналогичная острота противоположностей была у французов-католиков и французов-протестантов в Варфаломеевскую ночь, аналогичную многовековую разделенность мы видим среди ирландцев католиков и протестантов, а также в противостоянии галицийских украинцев восточным, что придает настоящему построению практическую остроту и значимость.

В-пятых, у славян всегда был культ воды, когда в жаркий летний день все семьями стремятся выбраться к водоему и с радостью плескаться в нем, в отличие от семей тюркских и угрских этносов, в массе своей не умеющих плавать, отчего в их городах на побережьях южных морей просто отсутствуют городские пляжи, а на олимпиадах – нет спорсменов-пловцов первого уровня (сейчас для них стали делать отдельные заплывы, но это лишь подчеркивает различие).

Вышеперечисленная специфика «Российского Народа» от сфер мировоззрения до особенностей общественной самоорганизации и экономических практик, а также его много-этническая сложно-составленность, позволяют говорить о выявлении цивилизационной сущности «РУССКИЙ МИР», отличной от «Мира Запада», «Мира Востока». «Мира Ислама» и других.

В этом многоэтническом Русском Мире, объединенном общим Делом, русский этнос является стержнем, «мотором» общественного развития, о чем наглядно свидетельствуют, например, судьбы среднеазиатских народов, получивших бурное социальное развитие с приходом Русского Мира, и опускающихся в темноту средневековья после его ухода в последние 20 лет.

Выявляя черты новой цивилизационной сущности, необходимо сделать уточнение относительно основного противоречия, которое станет источником её диалектического развития.

К.Маркс показал, что основным противоречием капитализма является противоречие между трудом и капиталом, а распад СССР и «стран соцлагеря» выявил основное противоречие социализма – между трудящимися и парт-элитой.

Очевидно, что противоречием Русского Мира будет антагонизм между Народом (в его социальной сложности) и вмещающим ландшафтом, к которому Народу надлежит приспособиться и выстроить траекторию своего преобразования Природы.

Конфликт впервые уходит из социальной сферы в сферу взаимодействия живой и неживой природы, что предсказывал ак. В.Вернадский почти 100 лет назад.

Суть конфликта в том, что Народ на суверенной территории может построить разные типы общественно-экономических отношений, оптимизированные под различные цели общественного развития. А цели выявляются из мировоззренческих оснований развития каждой из цивилизаций.

Так, Мир Запада построен на мировоззренческом основании первичности свободы личности по отношению к потребностям общества, на понимании сущности человека – в стяжании богатства, власти, удовольствий. Эти свойства признаются естественно присущими людям Запада и исчерпывающе их описывающими, а потому служат основой всей правовой конструкции общества. Государство в этом случае выступает в роли «рефери» между интересами индивидуумов, антагонистичных по определению.

Для Русского Мира характерно иное понимание сути человека – в стремлении к гармонии с окружающим миром (и природой, и людьми), т.е. «поиску Счастья», как равновесному состоянию в окружнии себя (в «Мире Востока» поиск счастья – нирваны – направлен внутрь человека, на замыкание в его внутреннем мире, а в «Мире ислама» - в достижении гармонии с фактической окружающей действительностью через процедуры Благочестия).

Только для ментальности людей Русского Мира свойственно деятельностное и одновременно бережное, любовное (о.П.Флоренский) отношение к окружающему миру.

В этом главное отличие от ментальности людей Мира Запада, имеющих деятельностное, но потребительское отношение к окружающему миру.

В Международном Славянском институте, Кирилло-Мефодиевской Академии славянского просвещения, совместно с Фондом «Наследие митрополита Питирима» с 2011 года нарабатывается элементы идеологии национального возрождения и развития, формализованные в «Проекте комплексного развития производительных сил депрессивных территорий...», прошедшем согласование в министерствах экономического и регионального развития России.

Ниже приводятся основные положения идеологии:

1. В качестве цели общественного развития заявлено создание полноты условий для воспроизводства народа (и каждого из составляющих его народов) на национальной территории. Степень воспроизводства (простое/расширенное) зависит от объема ресурсов, вводимых в освоение. Субъектом, по которому строится вся социально-экономическая система является народ, как сущность, имеющая историческое прошлое, в котором многие проблемы современности уже находили свои решения, а также имеющая право на перспективу, которую мы – поколение современников, - обязаны обеспечить для наших потомков. Понятия «среднего класса» и «диктатуры пролетариата» утрачивают свою определяющую роль, поскольку в качестве цели ставится воспроизводство народа во всей его социальной сложности и взаимодополняемости всех социальных групп, а понятия «капитализма» и «социализма» становятся лишь частностями, инструментами решения конкретных проблем, но не самой целью.

2. В качестве основной задачи в сфере экономики можно выделить введение в хозяйственное освоение максимально возможного объема природных ресурсов – оптимального для достижения заявленной Цели.

Решение Основной Задачи предусматривается по следующему алгоритму:

2.1. Производится оценка всех природных ресурсов (перечень, объемы и география распространения), возможных к хозяйственному освоению.

2.2. Производится оценка возможностей технологического и инфраструктурного освоения каждого из видов природных ресурсов, а также делается бизнес-оценка освоения каждого из обособленных территориями объемов ресурсов.

2.3. Для каждой из территорий (район-область-регион-территория Российской Федерации) формируется несколько вариантов использования ресурсного потенциала, различающихся не только различными видами ресурсов, вводимых в освоение, но и параметрами фондоемкости и фондоотдачи, валовой региональной прибавочной стоимостью и объемом платежей в бюджетную систему, трудозанятостью населения и пр.

2.4. Представительный орган каждой из территорий рассматривает все варианты использования ресурсного потенциала и принимает один из них в качестве Программы развития территории и отсылает его на утверждение в Представительный орган более высокого уровня, который имеет право скорректировать представленную Программу по основаниям принятия Программы развития более высокого уровня.

2.5. Для реализации программ развития каждого из уровней решением представительных органов учреждается соответствующий исполнительный орган – корпорация развития, организационно-правовая форма которой исключает конфликт её интересов с интересами хозяйствующих субъектов на территории её деятельности.

Такие корпорации целенаправленно, на своем балансе формируют инфраструктурные, финансовые, кооперационные и другие условия для реализации утвержденных программ развития.

Такие корпорации выполняют роль «дирижеров» субъектов рынка, подсказывая каждому из них наиболее оптимальную для его бизнеса роль и место, роль «дивелопера», целенаправленно достраивающего недостающие звенья в бизнес-цепочках, роль «импресарио», снимающего с коммерческих участников рынка несвойственные для их бизнеса заботы (сбыта, кооперации).

2.6. Для целенаправленного решения задач, не имеющих коммерческого значения – инновационного развития ресурсной базы (выработки технологий, геологического изучения, инфраструктурного развития и др.), доработке ранее выработанных ресурсов (по основаниям сложившейся трудозанятости, использования созданной инфраструктуры и др.), - представительными органами регионов и Российской Федерации создаются некоммерческие предприятия целевой предназначенности, обеспеченные также соответствующими налоговыми режимами.

3. В качестве основной задачи в сфере общественного устройстваможно сформулировать максимальное использование человеческого потенциала, как основного фактора общественного производства, что реализуемо в решении следующих задач:

3.1. Категорической недопустимости голодных и бездомных людей на территории Российской Федерации (созданием сети соответствующих социальных учреждений при корпорациях развития территорий), государственный патронаж женщин, в одиночку воспитывающих детей (гарантированное решение всех основных бытовых проблем).

3.2.Бесплатном среднем, среднем-специальном и высшем образовании в объеме и номенклатуре, обеспечивающих реализацию программ развития всех уровней.

3.3. Бесплатному медицинскому обслуживанию в рамках стандартов, обеспечивающих объем и номенклатуру трудовых ресурсов для реализации программ развития, а также социально-защищаемых категорий граждан.

3.4. Обеспечение доступным жильем (в том числе социальным, арендным и пр.) трудовых ресурсов, необходимых для реализации программ развития.

3.5.Обеспечение минимальных стандартов питания по цене и качеству (по белку, калорийности и пр.), объему и номенклатуре – созданием при необходимости некоммерческих предприятий целевой предназначенности, либо созданием резервных запасов и мощностей (в том числе международной кооперацией) для интервенций на рынках.

3.6. Учет в программах развития категорий граждан, требующих социологизации – освободившихся из мест заключения, с ограниченной трудоспособностью, выпускников детских домов, демобилизованных воинов, молодых семей и пр.

3.7. Формирование культурной среды (в объеме и многообразии), специфичной для каждого из народов, а также гарантированное обеспечение воспроизводства культуры каждого из народов Российской Федерации.

4. В качестве условий, обеспечивающих реализацию Идеологии национального возрождения и развития, можно определить:

4.1. Признание допустимым и приемлемым всех форм собственности, общественного сектора экономики и частного предпринимательства, порождающего социальное неравенство, а также государственное попечительство в отношении отдельных категорий граждан – в объемах, отвечающих задаче обеспечения программ развития.

4.2. Социальный договор между различными социальными группами населения, основанный на понимании их взаимного дополнения для реализации программ развития.

4.3. Придание органам власти всех уровней ответственности за реализацию программ развития.

4.4. Создание системы «обратной связи», пронизывающей всю систему Власти снизу-доверху и исключающей замалчивание и безответность поступающих сигналов, либо адресация сигналов на усмотрение объектов жалобы.

4.5. Обязательность освобождения от должности любого чиновника по основаниям выражения ему недоверия (по принятой процедуре), либо по фактам или оценке ненадлежащего исполнения принятых программ развития – с публичным обсуждением вопроса и возможностью оправдаться и объяснить, с запретом на зажим критики и запрет на публичное обсуждение.

4.6. Публичность выработки и рассмотрения вариантов развития территорий, принятия одного из них в качестве программы развития, а также оснований для корректировки и изменения принятых программ.

Считаю уместным упомянуть, что автор статьи имел личную возможность опробовать вышеуказанный алгоритм действий в сфере практической коммерческой деятельности в ряде районов Западной Сибири в 1994-2008 годах, что принесло видимые результаты и позволяет утверждать, что я видел прообраз будущего общественно-экономического устройства России.

Как возможно реализовать вышеуказанную идеологию?

В современной России возможно начать на базе действующего законодательства, в одном-нескольких регионах, положение дел в которых «не безупречно», а интереса инвесторов и надежд на улучшение само-собой нет.

Наиболее целесообразным было бы проведение эксперимента, куратором которого могли бы выступить патриотические силы общества, чтобы не на словах, а в конкретном деле показать свою дееспособность и конструктивность.

11.12.2016

Наши рекомендации