На тему: Анализ рабовладельческой экономики и феодальной системы хозяйства

Методические указания

К выполнению практических занятий

по дисциплине «История экономики»

Для специальности 080110

«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Составил преподаватель: Маскаева О.А.

Практическое занятие № 1

На тему: Анализ типологических факторов хозяйства

Цель работы: закрепление и обобщение теоретических знаний

Задание:

1. Изучить тему «Закономерности, характеризующие историческую типологию экономики. Типологические факторы: менталитет, экология, геополитика».

2. Назвать основные типовые признаки менталитета, экологии, геополитики.

3. Заполнить приведенную ниже таблицу 1, указав соответствующий предложенному признаку типологический фактор.

4. Ответить на вопросы теста.

Таблица 1

признак Типологический фактор, соответствующий признаку
Вооружение, подготовка к войне  
Генетика  
Метод эксплуатации почвы  
Влияние экономических и социальных условий жизни  
Сырье, сельское хозяйство  
Природные условия  
Самосознание народа  
Загрязнение окружающей среды  
Религия  
Военные конфликты между соседями  
Потенциал типологического фактора  
Спорные территории  
Психология народа  

Тест:

1.Естественный тип человеческого хозяйства:

а- растениеводство

б- скотоводство

в- ремесло

г- собирательство

2. Чем определяется тип хозяйства:

а- желанием общества;

б- генетикой, потенциалом, отношениями с соседями;

в- принуждением захватчиков;

г- ничем.

3. Цивилизация – это

а- природный дар;

б- метод использования финансовых пирамид;

в- закономерности, характеризующие типологию экономики;

г- капиталистически развитое государство.

ОТЧЕТ ПО ЗАНЯТИЮ:

Выполнить задания и оформить письменный отчет по практическому занятию.

Практическое занятие № 2

На тему: Анализ типов докапиталистического хозяйства

Цель работы: закрепление и обобщение теоретических знаний

Задание:

1. Описать характерные черты экономики охотников.

2. Изучить темы «Кочевое скотоводство. Экономика населения горных долин (горные цивилизации). Ирригационные системы (речные цивилизации)».

3. Заполнить приведенную ниже таблицу 1, указав соответствующий предложенному признаку тип докапиталистического хозяйства.

4. Ответить на вопросы теста.

Таблица 1

признак Тип докапиталистического хозяйства, соответствующий признаку
Большая организация труда  
Загонная охота  
Критическое уменьшение кормовых трав  
Пастухи, скотоводы  
Одомашненный животный мир  
Производство дамб и каналов  
Миграции народа  
Отход молодежи  
Коллективный труд больших масс людей  
Ведение хозяйства на склонах ущелий  
Зависимость от гидрорежима  
Аграрное перенаселение  
Применение мифологии для управления хозяйством  

Тест:

1. Первый симбиоз человека (приручение другого вида):

а- лошадь;

б- собака;

в- злак;

г- овца.

2. Для экономики всех горных цивилизаций характерно:

а- набеги на равнины

б- отходничество молодежи

в- повышение поголовья скота

г- расширение пашни

3.Основное назначение рабства в речных цивилизациях:

а- производственный труд

б- престиж власти

в- строительство

4. Господствующая форма собственности в речных цивилизациях:

а- общинная

б- государственная

в- храмовая

г- крестьянская

ОТЧЕТ ПО ЗАНЯТИЮ:

Выполнить задания и оформить письменный отчет по практическому занятию.

Практическое занятие № 3

На тему: Анализ рабовладельческой экономики и феодальной системы хозяйства.

Цель работы: закрепление и обобщение теоретических знаний

Задание:

1. Изучить темы «Образование рабовладельческой экономики. Технологическая сфера античности. Хозяйство афинского полиса. Феодальная система хозяйства. Сущность феодальной экономики. Организация ремесел».

2. Заполнить приведенную ниже таблицу 1, указав соответствующий предложенному признаку тип докапиталистической системы хозяйства (рабовладельческий, феодальный).

3. Ответить на вопросы теста.

Таблица 1

признак Тип докапиталистической системы хозяйства, соответствующий признаку
Жесткое функциональное разделение труда (военное дело, труд, молитва)  
Появление банков, безналичного расчета  
Использование производственного труда иностранцев, захваченных на войне  
Образование небольших городов-государств (полисов)  
Военнообязанность каждого гражданина полиса  
Афинский полис  
Рента (барщина, оброк)  
Цеховая организация производства  
Военная служба «за свой счет»  
Сосуществование сословий (дворянство, духовенство, крестьянство)  

Тест:

1.Метод безналичного перевода денег известен:

а- с античного времени

б- с XVI в.

в- с XIV в.

г- с Х в.

2. Главный источник античного рабства:

а- несостоятельные должники

б- военная добыча;

в- соплеменники;

г- осужденные преступники.

3.Кто нес воинскую повинность в Античной системе?

а- рабы

б- все свободные мужчины

в- наемники

г- по жребию

4. Можно ли бы при феодальной системе хозяйства перейти из одного сословия в другое?

а- да;

б- нет;

в- из духовенства можно было перейти в сословие дворянства;

г- благородный за грехи мог стать подлым.

ОТЧЕТ ПО ЗАНЯТИЮ:

Выполнить задания и оформить письменный отчет по практическому занятию.

Практическое занятие № 4

Наши рекомендации